Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Проблема аутсорсинга в том, что нет там ни фига никакого аутсорсинга — Игорь Лебедев

Проблема аутсорсинга в том, что нет там ни фига никакого аутсорсинга — Игорь Лебедев
Автор фото: Фото — Глеб Клементьев. Иллюстрация: GM Photo

«Использование аутсорсинга позволяет существенно сдуть руководящий аппарат и рулить кораблем практически единолично, без лишних замов». Колонка Игоря Лебедева, гендиректора «Маршал Групп».

DK.RU публикует цикл колонок уральских предпринимателей об аутсорсинге. Своим мнением поделился Игорь Лебедев, генеральный директор «Маршал Групп»:
 
— Я так скажу: где там аутсорсинг, где аутстаффинг, где договор подряда – пойди еще сперва разберись. Юрий Нитенко, владелец группы компаний «Экосфера», мне объяснил так: 
 
«Найдите нам тетю со шваброй, она будет на нас работать, и мы ее будем ругать» – это аутстаффинг. А «найдите нам тетю и, если она будет плохо мыть наш пол, ругайте ее сами» – это аутсорсинг».
 
Кстати, без шуток – про тетю со шваброй. С клинингом мы сперва напрасно грешили на компании, с которыми работали: мол, и текучка у них, и люди не замотивированы и загружены чрезмерно, и платят они им недостаточно… Отказались от аутсорсинга, наняли своих – и что? Лучше не стало. Директор управляющей компании в итоге пришла к выводу, что дело упирается в некие особенности менталитета и надо либо искать местных, либо с нуля воспитывать профессионалов, чтобы получить тот уровень, который хотелось бы видеть. А если уровень обслуживания становится принципиальным – это больше не та тема, на которой стоит пытаться сэкономить, – пришлось этот факт признать.
 
Охрана, услуги ЧОП, наряду с клинингом, – одна из самых распространенных тем, отдаваемых на аутсорсинг. Но здесь, как и везде в малом и среднем бизнесе, всё решают люди. Нет однозначно хороших и плохих компаний, просто, если попались тебе в команду приличные люди, повезло. Не попались – ищи дальше. Мне вот повезло, мне такие попались, я доволен. Но понимаю, что это дело случая – на том уровне, за который я готов сейчас платить, по крайней мере.
 
К сожалению, часто руководители компаний сами не вполне понимают, кто и как у них работает.
 
Я же прихожу за решением конкретной проблемы и жду, что мне предоставят это решение – готовое, отработанное, отшлифованное, а в итоге часто получаю новичка, троечника, который на месте начинает разбираться с проблемой так же, как я бы сам с нуля стал с ней разбираться. Один такой человек приходит, другой – и какой в этом смысл? Поэтому наиболее удачные примеры аутсорсинга у меня всегда начинались «от сотрудника». Находим по отзывам или собственному опыту человека, с которым приятно иметь дело, и потом уже обращаемся в его фирму. Так у нас получилось с отделом продаж.
 
Изначально мы в продажах всё собирались делать сами – это же такое деликатное дело, но в итоге аутсорсинг появился под конкретного человека, отличного продажника, блестяще решившего ряд проблем с частной недвижимостью сотрудников компании. Он помог выровнять ценовую политику, давал ценные практические советы. В итоге я остался очень доволен, поскольку убедился на практике, что сотрудник агентства недвижимости более профессионален, более мобилен, глубже находится в рынке, чем собственный сотрудник отдела продаж, который часто живет во власти иллюзий руководства и может порой прифантазировать что-то ради сохранения места и оклада.
 
А еще аутсорсеру проще околдовать клиента. В хорошем смысле этого слова, потому что если в плохом – то в суд идти и репутацией отвечать придется все же владельцу компании. Но вот классический маркетинговый блеф аутсорсерам почему-то удается лучше.
 
Одна оговорка: с продажами квартир агентство справилось прекрасно, но с бизнес-центром и апартаментами дело встало, и мы в итоге всё продали сами. Выводы при этом были сделаны следующие: чем более штучный товар предлагается к продаже, чем выше его класс, тем сильнее у покупателя потребность в контакте с первыми лицами компании. Тем более что город у нас маленький, да и регион не очень большой. Лучше сами продадим, глядя в глаза.
 
Московские коллеги подлили как-то масла в огонь: мы, говорят, всё в Екатеринбурге продаем сами, поскольку нет у вас достаточного количества грамотных специалистов по продажам.
 
В области пиара и прочей лирики, как мне сейчас кажется, проблема аутсорсинга в том, что нет там ни фига никакого аутсорсинга. Все считают, что они разбираются в бизнесе собственника намного лучше, чем сам этот недалекий парень, каким-то чудом бизнес организовавший. Может, я несправедлив сейчас, но просто накипело за последнее время.
 
Запускается у меня новый проект – ресторан. Это мой первый ресторан, поэтому я открыт для диалога и готов прислушиваться к советам, но, с другой стороны, у меня уже есть много моментов, которые я четко вижу. Вижу, как они должны выглядеть и как работать. И вот перед моими глазами проходит целая вереница «знатоков», которые меня, клиента, в упор не видят, видят только свои амбиции и фантазии. Предложения выдвигаются одно за другим – по открытию, обучению персонала, продвижению.
 
При этом ребята ответственности никакой нести не хотят, а мне навязывают готовые решения, к которым я не готов.
 
Вот, к примеру, зачем мне в помещении, которое взято в аренду, вешать посреди зала люстру «за миллион»? А все почему то начинается именно с этой несчастной люстры раз за разом, и, когда говоришь «не, ребята, ничего вешать сейчас не будем, давайте дальше», сразу расстройства и всякая «работа с возражениями». Зачем мне это?
 
В юридической сфере проще, здесь уже постепенно выработались некие правила, позволяющие оптимизировать процесс. Мы работаем с несколькими группами юристов, каждая в чем-то конкретном лидер, по этой теме и сотрудничаем. Но вот в одном из проектов случился критический момент, когда нам нужно было идти в суд и долго, нудно, тяжело разбираться с одной мощной финансовой организацией. Здесь крупные компании оказались бесполезны, никто не захотел ставить свое имя против сильного бренда, а нанятый за зарплату человек ничего не побоялся и вел дело до финала.
 
Так что, там, где рутина, базовые какие-то схемы, наработки, механика, аутсорсинг действительно сокращает расходы, но, когда дело касается частных, сложных, штучных вопросов, однозначно нужен свой специалист.
 
Запад предлагает огромный опыт по этой теме, и каких только видов и гибридов аутсорсинга там не выведено. Но в России большей части собственников трудно «выключить барина» и выпустить вожжи из рук даже ненадолго. К тому же работа с аутсорсерами предполагает совсем другие правила, чем с теми, кого кормишь напрямую.
 
Пресс-папье уже в чужого сотрудника не запустишь. Хотя, с другой стороны, использование аутсорсинга позволяет существенно сдуть руководящий аппарат и рулить кораблем практически единолично, без лишних замов. Да и увольнять сотрудников на аутсорсинге не так жалко, как своих.
 
Еще к несомненным плюсам аутсорсинга я отнес бы эффект взгляда со стороны – только нужно быть готовым к тому, что придется болезненно расставаться с иллюзиями. Это я не про люстру навязываемую сейчас, а про реальную оптимизацию бизнес-процессов в результате неких мер, которые поначалу кажутся неприемлемыми. У сына в самом начале карьеры был очень хороший жесткий опыт работы по оптимизации деятельности крупного предприятия в Челябинске. Уволили в итоге целую кучу народа, в том числе с высоких должностей. Его команду даже предупреждали, мол, ребята, вы тут поосторожнее, поменьше выделяйтесь, мимикрируйте как-то, что ли, под местное население, для начала хоть костюмы на свитера поменяйте, пришибут же. Но их первоочередная задача и состояла в том, чтобы быть нелояльными к коллективу, быть чужими, безжалостными, не отвлекаться на всякую лирику, в результате которой принимались неконструктивные решения. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Сейчас сын работает в западной компании, тоже на аутсорсинге, оптимизирует, синхронизирует, все по полной программе.
 
Его группа – 10 человек, а оптимизируют они работу нескольких десятков заводов и подразделений. Крупная компания, один из мировых лидеров, смело идет на сотрудничество с аутсорсерами. А в частном предпринимательстве, особенно малом-среднем, не каждый сумеет впустить в пространство родного, выращенного, выстраданного бизнеса чужака, который будет указывать на слабые места. До этого нужно еще психологически дорасти, получить вместе с опытом право на объективность.
 
Колонка вышла в журнале «Бизнес и жизнь». Автор — Ольга Раева. 
 
Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook.

 

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.