Подписаться
Курс ЦБ на 19.12
80,03
94,25

Продавец хочет денег, покупатель халявы. Российский рынок франшизы погружается в кризис

Бизнес на основе партнерской модели популярен у россиян. Но открытие аналога кофейни или салона красоты может привести только к убыткам. Тем временем в таких компаниях работают 1,4 млн человек.

В России очень популярен бизнес по франшизе. Покупка и продажа модели партнерского бизнеса особенно часто встречаются, если речь идет об открытии парикмахерской, кофейни или ресторана. Всего в стране 2,2 тысячи таких предприятий, в них работает 1,4 млн человек, оборот растет двузначными темпами, почти до 3 трлн руб. в год. Но уже заметны признаки кризиса, пишет «Коммерсантъ». Все чаще люди пытаются заработать просто на продаже франшиз, недостаточно тщательно отбирая партнеров. Покупатели же ждут просто пассивного дохода. С проблемами столкнулись Domino`s Pizza, «Даблби», TopGun, после чего другие начали пересматривать условия. Участники рынка и эксперты считают, что отрасли может понадобиться специальное регулирование.

По оценкам Franshiza.ru, запрос на франшизы со стороны покупателей в 2019 году увеличился на 10%, а средний возраст организаций, запускающих франшизу, сократился с пяти до четырех лет. Более того, отмечает эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская, все чаще франшизы продают компании возрастом около полугода, чей товарный знак даже не зарегистрирован в Роспатенте.

В чем проблема

Анна Рождественская считает, что главная проблема франчайзинга в России в отсутствии информации.

— Просвещение — это важнейший вопрос для рынка, декларирование правильного подхода, что такое хорошая франшиза, из чего она складывается и по каким критериям следует делать выбор, — поясняет эксперт.

С этим мнением согласна руководитель комитета по франчайзингу «Опоры России» Екатерина Сойак. Она говорит, что будущие предприниматели, особенно проживающие вне столиц, при выборе франшизы имеют очень мало данных. Из-за агрессивной рекламы люди считают, что создание бизнеса по франшизе влечет за собой нулевые риски, а открытие происходит «в один клик».

Директор по франчайзингу холдинга «Росинтер» (управляет сетями «IL Патио», «Планета Суши», «Шикари», Costa Coffee и пр.) Дмитрий Шалов среди основных проблем отрасли называет низкое качество поддержки бизнеса держателями бренда и большое количество франшиз-однодневок. Из множества франчайзинговых компаний в стране по-настоящему работающие модели сегодня могут предложить не более 20%, подтверждает Екатерина Сойак.

Читайте также: «Будешь развиваться слишком быстро – сломаешь кости. Слишком медленно – проспишь рост»

Сергей Медведев**, партнер фирмы «Городисский  партнеры», уточняет, что на этом фоне одним из ярких симптомов кризиса выглядят претензии не только со стороны держателей бренда, но и встречные со стороны франчайзи. Дела часто решаются в досудебном порядке, чтобы избежать публичной огласки,  но еще несколько лет назад таких споров просто не было, а инициаторами всех связанных с отраслью дел выступали владельцы торговых марок, намеревающиеся отсудить у партнеров средства за неуплату роялти или нарушение торгового знака. По мнению  партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Станислава Данилова, этому поспособствовали также сложная экономическая ситуация в стране и растущая налоговая нагрузка на предпринимателей.

Конфликты по всей стране

Один из самых громких скандалов на российском рынке разразился весной 2019 года. Тогда владельцы большинства ресторанов американской сети Domino`s Pizza, расположенных за пределами Москвы и Подмосковья, обвинили московский офис в завышении цен на продукты, отсутствии маркетинговой поддержки и навязывании услуг. Конфликт вынудил российский офис Domino`s Pizza ввести негласный запрет на продажу франшизы в регионах.

Два бывших франчайзи сети Евгений Хоронько и Эдуард Скоромных, чьи пиццерии были закрыты головным офисом, пытаются в суде взыскать почти 50 млн руб., требуя возместить затраты на открытие убыточных ресторанов. В самой компании претензии франчайзи не комментируют, отмечая лишь, что перезапускают профильный сайт для облегчения ориентации партнеров в возможной географии развития сети.

Столкнулись с конфликтами и российская сеть кофеен «Даблби» и лично ее основательница Анна Цфасман. Так, франчайзи сети из Барселоны, Праги, Дубая и ряда российских точек обвиняют госпожу Цфасман в нарушении договоренностей.

Многие крупные и успешные компании, например Ginza Project (управляет ресторанами Obed Bufet, Sixty, Christian) или Novikov Group (#Farш, «Недальний Восток» и пр.), берут на себя операционное управление полностью. Возможно, для российского довольно дикого рынка это самый оптимальный вариант,— комментирует ситуацию Цфасман.

Некоторые игроки на этом фоне начинают пересматривать условия работы с потенциальными партнерами. В сети «Правда кофе» рассказали, что теперь компания рассматривает только имеющих опыт ведения бизнеса предпринимателей, которые могут начать работу как минимум с трех торговых точек.

Опыт США — не для России

С похожими проблемами сталкиваются и на рынках других стран, в том числе США, родине франчайзинга, где потенциальные партнеры также демонстрируют низкую осведомленность о принципах работы бизнеса, утверждает Екатерина Сойак. Но Анна Рождественская отмечает, что в США франчайзинговая отрасль жестко регулируется. Действует федеральный закон, определяющий порядок раскрытия информации о франшизе, а в ряде штатов есть дополнительные требования.

В частности, в Штатах еще до подписания договора владелец франшизы предоставляет подробную информацию, за достоверность которой несет ответственность. Это финансовые данные, условия франшизы, сведения о других франчайзи, наличие судебных процессов и так далее. «Именно этот инструмент служит защитой отрасли от пустых и неработающих франшиз», — говорит Рождественская.

В России отношения франчайзера и франчайзи регулирует договор коммерческой концессии, в остальном отрасль живет по тем же законам, что и любой другой бизнес, говорит Екатерина Сойак. Но опрос Franshiza.ru показывает, что только 49% российских франчайзеров заключают с партнерами договоры концессии: около 19% владельцев франшизы ограничиваются лицензионными соглашениями, еще 32% — договорами поставки, оказания услуг, консалтинга и так далее.

В России пытались применять схему, схожую с американской, но из-за страха конкурентной разведки она не получила распространения. По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, вместо госрегулирования отрасль могла бы использовать формы некоммерческого объединения. Он ставит в пример опыт продуктового ритейла, где есть Кодекс добросовестных практик (на добровольной основе регулирует отношения между поставщиками и торговыми сетями) и комиссии по его применению.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
  • «Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке«Предали интересы государства». Будет изъят очередной холдинг, обогатившийся на оборонке
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.