Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Будущее — за кофейнями с высоким чеком». Как заработать на кофе, когда он на каждом углу

«Ко мне невероятно часто обращаются люди, которые хотят открыть кофейню. Обычно они говорят: у меня жена неплохо выпекает шарлотку, мы хотим открыть семейную кофейню. Но зачем вам это?».

Дмитрий Маурин, основатель кофейни «Espresso Season», консультант по открытию кофеен на Урале:

— Лет пять назад, когда запускались первые проекты кофеен, среда для этого была очень неблагоприятная. Популярности у продукта не было, столько кофе никто не пил. Приходилось очень много усилий прикладывать, чтобы в твою кофейню пришли, чтобы твои инвестиции окупились.

Это сейчас вопросов нет, я могу взять несколько млн руб., открыть кофейню на 300 кв. м на проспекте Ленина и она будет работать и приносить деньги. А тогда такого не было. Вспомните, с чего начинался «Французский пекарь». Все приходили только за булочками. Мы предлагали: «Может быть, попробуете наш кофе?». Но никому он был не нужен. Со временем популярность кофе началась проявляться.

Сейчас в России все классно с кофейнями, золотое время. Кофе пьют очень много, и будут потреблять еще больше. В такие времена на плаву не удерживаются только те, кто совсем ничего не понимает в этом рынке. Они на всем экономят, выбирают самый дешевый продукт, самую недорогую машину, дешевый стаканчик. А гость не идиот, его не обманешь. 

С моей точки зрения, кофе — это ежедневный продукт, никакого повода зайти в кофейню не должно быть, вы просто ходите туда каждый день. Это настолько просто.

Экономика кофейни

Есть кофейни трех категорий. Первые — это островки в торговых центрах, корнеры. Эффективный кофейный корнер рассчитан на то, что там продадут очень много чашек кофе, до пятисот штук в день. Там не будет никакой еды, никакого сервиса. Их расходы только на продукты: молоко, кофе, бумажные стаканчики и амортизационные расходы. В итоге получаем низкую цену за чашку кофе и большое количество чеков. 

Вторая категория — кофейни с отдельным входом, небольшим количеством посадочных мест. В таком заведении нет кухни, но есть десерты или сэндвичи от партнеров. 

Третий тип — кофейни с полноценной кухней, где высокий средний чек, а кофе является центральным продуктом. Так работает Engels, например. За третьим типом кофеен будущее. 

Есть еще камерные кофейни, куда ты заходишь, и там стоит кресло, в котором ты всегда сидишь, где горит огонь в камине, где сидят парочка человек, которые тебе знакомы. Ты приходишь туда, как домой. Экономики у таких заведений, конечно, нет. 

Ко мне невероятно часто обращаются люди, которые хотят открыть кофейню. Обычно они говорят: «У меня жена неплохо выпекает шарлотку, мы решили, что хотим открыть семейную кофейню с шарлоткой». Но зачем вам это? Если это просто амбиции, хобби, если это желание сделать что-то своими руками — вопросов нет, но назвать это бизнесом будет очень трудно.

Потому что когда ты хочешь, чтобы проект приносил деньги, иногда приходится делать вещи, которые тебе не нравятся. К тебе, например, приходит человек и говорит: «Ваша шарлотка — фигня». А ты отвечаешь: «Ну и иди отсюда». Все. Если я поставлю в кофейне свою любимую шарлотку, но придут гости и скажут, что она отвратительна, то я ее сразу уберу из продажи. 

Или у нас ситуация: есть бизнес-центр, где работают 200 человек. И вот приходят ребята, начинают строить планы, я называю это оптимизмом дурака: «Так, здесь 200 человек, которые будут покупать 200 чашек кофе в день». Но, по статистике, кофе покупают максимум 10% от общего количества арендаторов. И то, если у тебя все отлично. Но оптимизм начинающих предпринимателей не покидает, в итоге рассчитывают, что кофе будут покупать хотя бы 100 человек.

Тогда они нанимают человека, ведь самим стоять у кофемашины некогда, нужно постоянно в Metro ездить за молоком и сиропами. И вот начинает работать корнер, персонал технически неграмотный, на всем сэкономили, люди не идут, но есть 20 человек в день, которые покупают кофе. Точка приносит 15 тыс. руб. чистой прибыли и владельцы принимают решение открыть еще одну такую точку, потому что тогда прибыль будет 30 тыс. руб. 

В итоге есть проекты, которые удовлетворяют рынок, и те, которые развивают рынок. Первых — 95%, они хорошо зарабатывают (или не очень, как в примере с бизнес-центром), а вторые — 5%, двигают индустрию, они за качество. Мне интересно заниматься проектами, где во главе угла качественный продукт.

Проблема качества

Очень часто любят обсуждать, что лучше: разнообразное меню или короткое. Я — за короткое меню. Зачем мне трудоемкие продукты, если мы можем сконцентрироваться на простых и сделать их максимально качественно? Если 40% продаж составляет капучино, может быть, нам научиться делать его еще вкуснее? 

У нас может быть пять позиций в меню, но это то, что составляет 90% продаж. Например, во всех меню есть эспрессо, но его доля в продажах обычно не больше 5%. Потому что люди его боятся, он невкусный. А зачем тогда вводить его в меню, зачем готовить невкусное? У нас эспрессо продается очень хорошо: 15% от всех продаж, потому что мы умеем готовить его вкусно. Я не хочу выглядеть высокомерно, но, если не получается хорошо, то лучше не делать никак.

Почему в Европе — во Франции, Англии, Германии и других странах люди так часто сидят в барах, кафе и ресторанах? Почему итальянцы так привыкли к своим кофейням? Потому что они верят, что там будет вкусно, что им все понравится.

У нас же этот уровень доверия не так высок. Когда я прихожу в ресторан и мне там вкусно, то я радуюсь, думаю, как здорово, как мне повезло. Но почему я должен радоваться тому, что ресторан хороший, что продукты качественные? Это должно быть нормой. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.