Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Продовольственный ритейл

Продовольственный ритейл в Екатеринбурге и Свердловской области растет бурными темпами. Иногородние и западные компании, считая Урал перспективным, стремятся занять места на региональном рынке. В о

Продовольственный ритейл в Екатеринбурге и Свердловской области растет бурными темпами. Иногородние и западные компании, считая Урал перспективным, стремятся занять места на региональном рынке. В ожидании варягов лидеры рынка активно развиваются, осваивая новые территории и улучшая качественные показатели. По прогнозам экспертов, основная битва за покупателя начнется в 2007 г.

 

ЭКСПЕРТЫ

Валерий Бубнов - генеральный директор компании «Юнилэнд-Екатеринбург»

Александр Гиллих -  заместитель генерального директора холдинга «Бест»

Алла Доник - коммерческий директор консалтинговой фирмы «Свободный Выбор»

Игорь Ковпак -  президент ЗАО «Супермаркет «Кировский»

Александр Райсих -  генеральный директор сети «Звездный»

Олег Хабибуллин - основатель сети «Купец»

********************************************************************************************************************************************

 Какие факторы влияют на повышение капитализации сетей?

 Что мешает эффективно управлять торговыми сетями?

 За какими концепциями и форматами будущее?

 Почему некоторые ритейлеры задумываются о продаже своего бизнеса?

**********************************************************************************************************************************************

Прошлый год оказался рекордным по объему иностранных инвестиций в российский ритейл. Как сообщает РБК, он был равен $12 млрд, что составило 32% общей суммы западных вложений в Россию. Впервые розничная торговля опередила по этому показателю нефтегазовый сектор, которому досталось менее 20% всех иностранных денег.

Сети готовятся к открытию «монстров»

Для Екатеринбурга 2005 г. тоже стал поворотным: в город пришли западные сети, представленные мелкооптовым торговым центром «Метро Кэш энд Керри» (Metro) на Сибирском тракте и магазином «Гроссмарт» («Rewe-Марта») в «Парк Хаусе». Местные продавцы ожидали новых игроков со вполне понятным волнением, но, как выяснилось позже, напрасным. Олег Хабибуллин, основатель и бывший генеральный директор сети «Купец», считает: «Ничего нового иностранные ритейлеры не принесли. Более того, они показали уральским коллегам, насколько можно быть обычным и порой непрофессиональным». Неудачным назвал открытие Metro Валерий Бубнов, генеральный директор компании «Юнилэнд-Екатеринбург»: «На продуктовый ритейл магазин воздействия не оказал. Это отличный пример «громадья планов», не воплотившихся в жизнь». А вот Игорь Ковпак, президент ЗАО «Супермаркет «Кировский», полагает, что влияние новых игроков все-таки ощущается: «Число жителей Екатеринбурга не увеличивается, больше они не съедят и не выпьют, и появление любого магазина, большого или маленького, в любом случае оттянет покупателя».

По мнению ритейлеров, текущий год пока еще не принес никаких запоминающихся событий. Г-н Ковпак: «Идет спокойный процесс. В условиях подъема экономики проще расширяться и укрупняться. При этом никто не паникует в ожидании варягов, все эти разговоры идут от журналистов. Такого, как было в Чехии или Польше, когда пришли западные сети и сравняли все с землей, в России не произойдет — наша страна слишком большая и сегодня достаточно развитая экономически». Однако Валерий Бубнов подчеркнул: интенсивное развитие розницы вызвано как раз ожиданием прихода новых крупных игроков — Auchan и «Рамстора». «Весь год прошел в подготовке к открытию «монстров», — говорит г-н Бубнов. — Лидеры «наращивают мускулы» за счет внутренних резервов, вводят достаточно высокие стандарты обслуживания покупателей, стремятся расширить охваченную территорию». Это мнение разделяет г-н Хабибуллин: «Сейчас все ритейлеры, причем не только продуктовики, но и промышленники, живут в предвкушении открытия IKEA».

Лидеры рынка осваивают новые территории

Как отметил основатель «Купца», рынок продовольственного ритейла Екатеринбурга близок к насыщению. Г-н Хабибуллин признается, что в плане стратегического развития, который он написал перед уходом из компании в качестве напутствия, говорится о необходимости развиваться экстенсивно, т. е. вширь, идти в другие города и регионы. «ТС «Купец» ориентируется на этот план», — добавляет он. В этом году «Купец» открылся в Кургане. Другие местные сети, предчувствуя скорое насыщение рынка, тоже продвигаются на новые «земли». «Монетка», наряду с открытием магазинов в уральской столице, продолжает осваивать Уфу, Тюмень, Челябинск, Курган. Завоевывает новые районы «Юнилэнд-Екатеринбург». Валерий Бубнов: «Мы вышли в Нижний Тагил, Новоуральск, готовимся утроить свое присутствие в Тюмени. Причем магазины запускаем новые, полностью адаптированные под формат XXI века». В прошлом году компания протестировала и сейчас, наряду с мегамартами (большие магазины), успешно развивает новый формат — мини-март. Это магазин общей площадью 1000 кв. м, торговой — 600 кв. м, на 6000 наименований. Таких магазинов сегодня два в Екатеринбурге и один в Новоуральске, два скоро откроются в Нижнем Тагиле. По итогам первых восьми месяцев года оборот компании «Юнилэнд-Екатеринбург» (включая мегамарты и мини-марты) превысил 2 млрд руб., что на 70% больше показателей 2005 г.

По словам Игоря Ковпака, оборот сети «Кировский» в 2006 г. увеличится на 40% по сравнению с прошлым годом. Из них 15% — это естественный рост, а оставшиеся 25% принесет запуск новых торговых точек. К концу текущего года количество магазинов планируется повысить до 100 (сегодня — 81). Новые супермаркеты появятся в Челябинске, Кургане, Качканаре, Нижнем Тагиле, Первоуральске, Невьянске и Екатеринбурге.

Как сообщил Александр Райсих, генеральный директор сети «Звездный», в этом году у них планируется 20%-й рост, в 2007 г. — 60%-й. «Идем по плану», — заверил г-н Райсих. Развитие компаний работает на увеличение их стоимости на рынке. Олег Хабибуллин обозначил основные факторы повышения капитализации: оборот (валовая выручка); география деятельности; имидж компании, раскрученность ее брендов; уровень прибыльности (EBITDA*) и профессиональные кадры. Александр Райсих добавляет к этому перечню корпоративное управление и программный продукт. Игорь Ковпак считает, что повышение капитализации сетей, владеющих собственной недвижимостью, в основном происходит за счет роста цен на недвижимость. «Кроме того, — дополняет г-н Ковпак, — неуклонно дорожают сети, работающие рентабельно и внятно, те, где мало акционеров и где понятно, кто хозяин».

Продавец должен быть клиентоориентированным

Эксперты называют несколько ключевых проблем в управлении сетями. Олег Хабибуллин: «Главные — дефицит кадров — как продавцов, так и топ-менеджеров; отсутствие на рынке приемлемых по характеристикам объектов недвижимости и высокая норма управляемости — сложный переход от горизонтальной оргструктуры к вертикальной». Недвижимость и кадры обозначил в качестве трудностей для роста сетей и г-н Райсих. «Культура кадров с приходом международных компаний не вышла на мировой уровень», — констатирует г-н Хабибуллин.

Алла Доник, коммерческий директор консалтинговой фирмы «Свободный Выбор», тоже уверена: «Основные помехи развития продуктовой розницы — высокая ротация персонала, особенно в базовых компетенциях, и низкий уровень приходящих специалистов». Г-жа Доник отмечает, что сейчас на рынке труда требования кандидата к предприятию, на которое он предполагает прийти работать, значительно возросли. С другой стороны, он, как правило, не желает учиться, становиться частью корпоративной культуры компании. Особенно это свойственно молодежи: она относится к работе продавца как ко временной (пока учусь — работаю). При этом продавец в любой момент готов уйти в другой магазин, если там ему заплатят чуть больше. «Раньше в торговлю приходили потому, что нравилось торговать, общаться с людьми, а сейчас мотивация совершенно иная, — убеждена коммерческий директор «Свободного Выбора». — Просто ищут любое место с целью заработать денег. Из-за такого продавца ориентированность фирмы на клиента нередко полностью отсутствует».

Получается, любые усилия топ-менеджмента, стремящегося оптимизировать политику продаж, внедряющего IT-технологии для управления процессами, применяющего разнообразные маркетинговые ходы и т. п., могут быть практически сведены на нет некомпетентностью и пассивностью низового звена. Как полагает г-жа Доник, в сложившейся ситуации отчасти виноваты сами предприниматели, которые относились к продавцам как ко временным работникам и не уделяли должного внимания их мотивации и обучению. По ее мнению, без осознания владельцем магазина того, что уровень его доходов напрямую зависит от человеческого фактора (ведь конечный потребитель все равно отдает свои деньги конкретному лицу), положение в рознице не изменится.

Александр Гиллих, заместитель генерального директора холдинга «Бест», и. о. руководителя торговой сети «Бест-Маркет», к числу основных, присущих не только торговле, но и другим сферам бизнеса, относит проблему роста. «Можно открыть один магазин и сделать его успешным при удачном стечении обстоятельств (удобное расположение, хороший коллектив, грамотный управленец), — рассуждает он. — Проблема обычно возникает при попытке тиражировать этот успех. Потому и бывает, что часть магазинов в сети — хорошие, а остальные явно не дотягивают. Сейчас все сети разрастаются, и проблема тиражируемости очень актуальна».

Будущее за гипермаркетами и магазинами у дома

За последние два-три года, отмечает Олег Хабибуллин, в уральской столице рынок продовольственного ритейла переформатировался. «Раньше были маленькие и большие магазины, называемые просто «супермаркеты», хотя ничего в них «супер» и не было, — говорит он. — Теперь форматы выбираются более осмысленно и основываются на почти научной базе». Г-н Хабибуллин назвал следующие форматы: дискаунтер, магазин у дома или удобный магазин, гипермаркет, торговый центр, молл (торговый город). На его взгляд, у каждого из этих форматов хорошие перспективы, а время овощных и молочных магазинов под вывеской прошло.

Александр Гиллих уверен, что абсолютно все существующие форматы пока не исчерпали себя: «Рынок все еще растет, и на этом фоне какой-то запас есть у каждого». В то же время, как полагает г-н Гиллих, наиболее перспективны «крайние» форматы: либо очень большие магазины (гипермаркеты и ТЦ), либо маленькие — магазины у дома. Но основная борьба за покупателя развернется именно в сегменте крупных магазинов — такова точка зрения Валерия Бубнова. При этом, на его взгляд, останутся востребованными магазинчики, расположенные на первых этажах жилых домов или в центре микрорайона: «Человек может знать, что в другом месте и цены ниже, и ассортимент шире, и обслуживание лучше, но, чтобы не тратить время на дорогу, все равно идет в ближайший к его дому магазин». Игорь Ковпак также признает, что магазины у дома, растущие, по его выражению, как грибы после дождя, доказали свое право на существование: «Раз их открывают, в них ходят, значит, они приносят доход». Разделяя мнение о перспективности крайних форматов, г-н Ковпак добавляет к этому перечню еще одного участника — средние типовые гастрономы. Но и крупные, и средние, и маленькие магазины на себе ощутят отток покупателей, считает президент ЗАО «Супермаркет «Кировский»: «Население «растаскивается» по всем этим торговым точкам, заработки будут падать, рентабельность и доходность уменьшатся, так как все это неизбежно крутится вокруг 1350 тыс. человек. Население вымирает, рождаемость не стимулируется — новым покупателям браться неоткуда».

На рынке останутся самые сильные

В условиях ужесточающейся конкуренции торговым сетям поневоле приходится задумываться о том, как жить дальше. Олег Хабибуллин: «Еще в 2001-2003 гг., развивая сеть «Купец», я думал, что темп роста нашей организации — предельный. Сейчас я вижу: это была репетиция. А основное действо — вход на рынок транснациональных компаний с гигантскими ресурсами: эти предприятия способны работать в убыток годами ради захвата нового рынка. И это уже реальность. Снижающаяся рентабельность, укрупнение региональных сетевых фирм, повальные слияния и поглощения, облигационные займы и подготовка к IPO, необходимость действовать открыто — животрепещущие вопросы действительности. Кто из местных ритейлеров выживет в новых условиях?» По словам г-на Хабибуллина, ряд самых крупных екатеринбургских розничных компаний продадут новым хозяевам, вероятно иностранным. «Рынок продовольственной торговли находится на пике своего количественного развития, — аргументирует он свою позицию. — Из теории маркетинга известно, что за этой стадией следуют угасание и спад, поэтому, полагаю, местный бизнес, если он действительно не хочет потерять выгоду, продаст свои активы сильным игрокам». Правоту этого предположения подтвердил и Игорь Ковпак: «Не исключайте возможности, что со временем придется с кем-то объединиться. Это всегда только вопрос цены. Две самые крупные сети России — «Пятерочка» и «Перекресток» — показали пример слияния. А уж нам, не таким солидным, сам бог велел подумать об этом».

Александр Райсих тоже прогнозирует, что лидеры рынка будут укрупняться, слияний станет больше: «Из-за роста числа торговых центров увеличится количество современных крупных объектов. Слабые будут разоряться. Доходность снизится, конкуренция обострится».

Как полагает Александр Гиллих, в ближайшем будущем намерение проникнуть на рынок Екатеринбурга и Свердловской области ритейлеров «со стороны» может еще более укрепиться: «Уже сейчас наши коллеги из других регионов активно ищут объекты на местном рынке». Этот факт отмечает и Валерий Бубнов: «Всеми правдами и неправдами ритейлеры стремятся открываться в уральской столице, хватаются за «кривые», неприспособленные площади, отдают любые деньги». Г-н Бубнов уверен, что в скором времени нас ожидает взрывной рост числа магазинов, особенно супермаркетов, однако пока не берется прогнозировать последствия: «Сложно предсказать, насколько будут хороши даже Auchan и «Рамстор», насколько у них все будет безупречно с точки зрения логистики». В любом случае, предполагает он, основная битва за покупателей начнется в 2007 г.

Эксперты считают, что заметное воздействие на рынок окажет Auchan — это подтверждает московская практика. В отличие от Metro, «Ашан» как семейный бизнес готов первоначально торговать и в убыток, благо ему не надо отчитываться перед акционерами. В первую очередь, по мнению экспертов, пострадают в оборотах и прибыли крупные торговые точки, находящиеся в центре, Юго-Западном районе, на ВИЗе и Уралмаше, т. е. на территориях, близких к местоположению Auchan (старый Московский тракт). Олег Хабибуллин: «Люди готовы ездить за товарами по низким ценам на окраину. Те местные игроки, которые не смогут сократить свои затраты, предложить конкурентный ассортимент и цены, уйдут с рынка. Думаю, это затронет и некоторые известные магазины». 

* EBITDA (сокращение от earning before income tax, deprecation and amortization) — доходы без вычета подоходного налога и амортизации.

 

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.