Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Проверено на себе

Бизнесмен Олег Хан известен в Екатеринбурге торговой сетью «Купец», которая поначалу работала в формате дискаунтера. Компаньонами г-на Хана стали его друзья Олег Сотников и Олег Хабибуллин. От и

Олег Хан — человек, который решает проблемы. Некоторые он создает сам, ввязываясь в коммерческие проекты. Остальные находят его по воле случая. Возможность избавиться от рутины г-н Хан приветствует — каждое новое дело добавляет ему опыта.

Бизнесмен Олег Хан известен в Екатеринбурге торговой сетью «Купец», которая поначалу работала в формате дискаунтера. Компаньонами г-на Хана стали его друзья Олег Сотников и Олег Хабибуллин.
От имиджа магазина для бедных компания отказалась, когда в сети появился супермаркет, встроенный в ТЦ «Гринвич». Обратная корректировка произошла накануне экономического кризиса.

Взлет и падение
Передав оперативное управление торговой сетью компаньону — Олегу Хабибуллину, Олег Хан использовал освободившуюся энергию, чтобы создать с нуля сеть медиамаркетов «Сфера». Несколько лет спустя компания с оборотом 100 млн руб. в месяц вошла в первую пятерку российских сетевых структур, работающих на этом рынке. Заявленной экспансии «Сферы» в северные регионы помешал кризис. В новой экономике прежняя модель бизнеса начала буксовать.
Когда вы стали продавать фильмы, музыку и книги, многие полагали, что это занятие вам быстро надоест. Почему вы решили вкладывать деньги в медиамаркеты?
— До появления «Сферы» я покупал диски в «Титанике» и обращался за помощью к консультанту — всегда одному и тому же. И понял, что медиамаркеты нарабатывают клиентскую базу годами. Иллюзий на этот счет не было. Бизнес начался в 2004 г., когда мы приобрели объект на перекрестке ул. Луначарского — Первомайская. Под формат продуктового магазина он не подходил. В размышлениях, как распорядиться этой площадью, я пришел к выводу, что в Екатеринбурге мало хороших магазинов, торгующих аудио­видеодисками. Аналитики говорили: этот рынок будет развиваться. Оставалось попробовать. Специалисты написали бизнес-план, но, когда магазин начал торговать, реальные показатели не совпали с расчетными. Первые три месяца «Сфера» показывала стабильный минус в районе 300 тыс. руб. Разобравшись, мы поняли, что в этом бизнесе велика доля условно постоянных расходов на содержание коллектива менеджеров. И если создать сеть магазинов, расходы можно будет распределить — тогда бизнес станет рентабельным.
Вторую точку открыли в «Гринвиче». Она оказалась успешной, а через год и оборот первого магазина увеличился в 10 раз. Мы предлагали весь спектр услуг, который должен быть в медиамаркете. И еще поставили фотомашину, печатавшую фотографии.
А когда вы начали развиваться в других регионах?
— Практически сразу. С 2004 г. мы открывали дополнительные точки продаж, бизнес активно рос, мы приобрели часть пакета в челябинском «Уралтоне», потом — филиал СD LAND в Перми, и к концу 2008 г. сеть включала 27 точек по всему Уральскому региону с ежемесячным оборотом около 100 млн руб. Компания занималась и оптовыми продажами, и дистрибуцией, и розницей. Московские дистрибьюторы прекрасно знают, что такое «Сфера» и кто такой Олег Хан, потому что мы прокачивали гигантские объемы аудиовидеопродукции.
Кто определял, какие диски покупать?
— Репертуарная политика оставалась за мной. Это не значит, что я знакомился с каждым из 100 тыс. наименований CD-дисков и 20 тыс. DVD-дисков. Но, руководствуясь собственным пониманием конъюнктуры, я решал, что мы берем, в каком объеме и на каких условиях. В 2005 г. я уехал на Украину и руководил развитием сети медиамаркетов на Урале из-за границы.
Что вас там привлекло?
— В Харькове у меня друзья. Сперва я съездил туда на выходные — понравилось. На Украине теплее, чем на Урале, — и климат мягче, и люди доброжелательнее (в отличие от Екатеринбурга, где все думают только о деньгах). Решил пожить там какое-то время и задержался на полтора года.
А своих менеджеров контролировали через Интернет?
— Да. Заходил на сервер компании, где была информация по статистике продаж и заказам новой продукции. В этом бизнесе многое зависит от правильного выбора, иначе не избежать большого количества неликвидов, которые невозможно продать ни за какие деньги. Чтобы этого не случилось, я следил за действиями своих управленцев. Вся необходимая для принятия решений информация — пиратские копии фильмов, трейлеры, рецензии критиков, обсуждения на форумах — в Интернете есть. Можно заранее прикинуть, что будут покупать, а что — нет. Это важно — если релиз у фильма плохой, правообладатель готов согласиться на расчет после реализации.
В кризис торговля дисками и книгами заглохла. Магазины закрывались. Бизнес потерял привлекательность?
— Думаю, мало найдется таких направлений в розничной торговле, которые настолько сильно упали в объемах продаж, как аудио­видео. Фильмы и музыку теперь скачивают из Интернета. Большая часть покупателей в медиамаркеты уже не вернется.
Это сокращение продаж — временное или формат медиамаркета себя изжил?
— Я думаю, это тенденция. Сейчас в Екатеринбурге работают две торговые точки «Сфера» и еще две — в Перми. Долю бизнеса в Челябинске мы продали прежнему владельцу, решив, что в кризис проще работать поодиночке и разбираться со своими проблемами самому. Возможно, на весь Екатеринбург теперь достаточно одного хорошего медиамаркета, который будет приносить прибыль владельцам. Я начинал этот бизнес как хобби — теперь он снова превращается в хобби. Круг замкнулся.
Жить на одну зарплату
Пока Олег Хан развивал медиамаркеты «Сфера», торговая сеть «Купец» теряла рыночные позиции из-за перебоев в управлении. В 2008 г. г-ну Хану пришлось возвращаться из-за границы и спасать бизнес. В кризисном 2009-м компания осталась на плаву. Теперь Олег Хан собирается открыть в Екатеринбурге десять новых супермаркетов.
Был период, когда сеть «Купец» опережала по обороту «Кировский», но продолжалось это недолго. В 2007 г. бизнес начал стагнировать.
— К этому времени я уже не занимался торговой сетью «Купец» шесть лет, даже отчеты не смотрел. Доверял своим компаньонам, считал, что они могут управлять эффективно. А партнеры понадеялись на менеджеров, которые собственных денег в бизнес не вкладывали. И эти люди их подвели. Итоги работы в 2007 г. были нулевые. Стало очевидным, что бизнес «Кировского» и «Монетки» идет в гору, а «Купец» топчется на месте. К тому времени директор сети Олег Хабибуллин решил заняться политикой и вышел из состава учредителей. Доля у него была небольшая — меньше 10%, и такой шаг не представлял никакой сложности.
А Олег Сотников, принявший эстафету от Хабибуллина, руководить сетью не захотел?
— Олег Анатольевич скорее производственник, ему проще решать технические вопросы. А двигать нужно было в первую очередь коммерческий блок. Оперативным управлением пришлось заниматься мне.
Вам этого не хотелось?
— Понимаете, у меня нет такого «хочется — не хочется», я берусь за любую работу, если этого требуют интересы холдинга. И делаю ее качественно. Поэтому в начале 2008 г. я вернулся в Екатеринбург и стал разбираться с делами. Посмотрел, на каких условиях торговая сеть получает продукты. К моему удивлению, многие товарные группы обходились нам дороже, чем другим сетям, хотя объемы продаж в «Купце» были высокими. В разговорах с поставщиками я выяснил, что они могут легко снизить входные цены. Это означало, что наши сотрудники сидят на откатах. Я собрал категорийных менеджеров и сказал: «Все, что тут было до меня, пусть останется в прошлом. Теперь мы работаем на компанию». В ответ некоторые заявили, что зарплата в 50 тыс. руб. — это плевок в лицо и что они не готовы работать даже за 100 тыс. руб. Откатами они получали по 500 тыс. руб. Ходили с миллионными суммами в кармане. Кстати, недалеко от «Гринвича» есть ресторан, построенный (я в этом больше чем уверен) на деньги, украденные в «Купце». И был совсем уже вопиющий случай, когда одна дама, топ-менеджер, занимавшаяся региональной экспансией, увела 40 млн руб. Такой нагрузки экономика предприятия не выдерживала. Управленцев пришлось менять, а заодно и службу безопасности, которая не ловила мышей. Мы набрали новых сотрудников, готовых работать за зарплату.
Цены в магазинах нам удалось снизить, и за шесть месяцев сеть увеличила выручку на 15%. Но только «Купец» начал работать с прибылью, как подоспел кризис.
Какая проблема была главной?
— Наладить отношения с банками. Банки хотели, чтобы мы быстрее возвращали деньги, а в новых кредитах отказывали. Часть долгов удалось погасить за счет продаж недвижимости — мясокомбината в Нижнем Тагиле и недостроенного торгового центра площадью 40 тыс. кв. м на Вторчермете. Ситуация улучшилась только в начале 2010 г.
Теперь вы рассчитались с долгами?
— Долги остались, но сумма уже некритична. При необходимости мы можем продать пару объектов и рассчитаться. Если хотите, поинтересуйтесь у поставщиков, как мы платим за товар.
Мы их уже спрашивали.
— И что они говорят?
Говорят, получить с вас деньги стало проще. Но прежде они работали с предприятием «Интерторг», а теперь перезаключают договоры на более жестких условиях с «Гринторгом». Компания «Малышева-73» решила усилить контроль над «Купцом» в «Гринвиче»?
— «Купец» в «Гринвиче» — наш совместный проект с «Малышева-73», подкрепленный договором аренды до 2020 г. с пролонгацией. Спекуляции, что нас могут выгнать из торгового центра, беспочвенны. Существует совет директоров, куда входят все учредители. В 2010 г. мы стали чаще собираться, потому что из-за кризиса показатели прошлого года ухудшились. Компанию «Гринторг» учредили, чтобы разделить финансовые потоки центрального «Купца» и других магазинов. Теперь экономика стала прозрачной — у компаньонов больше нет вопросов, на которые я не мог бы ответить.
«Малышева-73» вам помогает оборотными средствами?
— На сегодняшний день нет, но, если удастся об этом договориться, мы возражать не станем.
Есть вопрос, который интересует всех. То и дело появляется информация, что сеть «Купец» продают. Сначала вас продавала компания «Фалькон Эдвайзерз», потом магазины хотел купить Игорь Ковпак. Давайте откроем правду.
— Правда в том, что многие СМИ нас уже продали раз десять, а я до сих пор руковожу этим бизнесом. И официально заявляю: мы не продаемся. Торговая сеть «Купец» будет развиваться, потому что розничный бизнес нам интересен. В 2010 г. мы намерены увеличить выручку на 15-20% за счет новых супермаркетов, которые будем строить или брать в аренду. Программа-максимум — открыть в этом году 20 магазинов. Выполним мы ее, наверное, наполовину.
Куры за 885 млн руб.
Осенью 2009 г. Олег Хан стал партнером бизнесмена Олега Колесникова, которому принадлежат птицефабрики в Челябинской и Свердловской областях. Г-н Колесников предложил развивать агрофирму «Северная», где одним из учредителей была его компания «Уралбройлер», а вторым — Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области. Г-н Хан, который к тому времени заскучал, взялся поднимать птицеводство.
Сеть «Хозтовары», которую вы продали Олегу Колесникову, стала взносом за участие в бизнесе агрофирмы «Северная»?
— Это была не продажа — мы поменялись активами. Я отдал г-ну Колесникову «Хозтовары», включавшие 14 торговых точек. У него был свой интерес — перепрофилировать эти помещения под аптеки, чтобы на фоне кризиса получить хорошую долю фармацевтического рынка в Екатеринбурге. За это он отдал часть акций агрофирмы «Северная».
Там 26% акций принадлежит области, а 74% — у вас на двоих. У кого больше?
— Больше у Олега Алексеевича.
Колесников убедил вас, что птицефабрики — перспективный бизнес?
— Данные по Аргаяшской птицефабрике за 2008 г., которые он мне показывал, говорили сами за себя. Я решил, что проект интересный, тем более что оперативное управление в «Купце» было налажено и мне хотелось поработать в другой области. А Новоуральский мясокомбинат и агрофирма «Северная» находятся в 20 км друг от друга. Я подумал, что смогу контролировать работу обоих предприятий.
Все ваши прежние бизнесы связаны с торговлей, а здесь вы командуете производством, причем достаточно специфичным. Получается?
— В нюансы я не вдаюсь, но в целом в технологическом процессе разобрался. Не скажу, что это было легко, но сейчас мне понятно, что такое птицеводство и как здесь можно получить прибыль. Конечно, если бы в 2009 г. не было таких проблем с ликвидностью, мы бы развивались гораздо быстрее, хотя нам и без инвестиционных вливаний удалось увеличить производство продукции в живом весе на 30% (до 21 тыс. т в год).
А какими были первоначальные планы?
— К 2010 г. мы должны были выйти на годовой объем 35-40 тыс. т куриного мяса в год. Но в лучшем случае произведем 26-30 тыс. т. Невыполнение связано с задержкой в получении первого транша кредита — все птицефабрики нуждаются в реконструкции, а она требует денег. Общий объем инвестиций — примерно 3,2 млрд руб. Сейчас мы подписали договор со Сбербанком о кредите на 885 млн руб. До конца этой недели получим первый транш в 554 млн руб. 80% банковской ставки нам компенсирует Федерация, 20% — Свердловская область. Для нас важно, чтобы этот инвестиционный кредит субсидировали, поскольку бизнес-план прописан с учетом компенсации ставки рефинансирования. В министерстве сельского хозяйства меня заверили с гарантией 150%, что так и будет. В 2011 г. мы доведем объем продукции в живом весе до 38 тыс. т, а в 2012 г. — до 60 тыс. т.
Получить кредит помогли лоббистские возможности Колесникова?
— В работе с банком никакие лоббистские действия не помогут. Для банка самое главное — прибыль. Ему нужен залог и внятный инвестиционный проект. И то и другое у нас было.
Что вы отдали в залог?
— В основном строения Красноуральской птицефабрики — недвижимость.
Этого оказалось достаточно?
— Для первого транша — да.
Как вы хотите распорядиться этими деньгами?
— В первую очередь реконструировать Красноуральскую и Кировградскую птицефабрики, перепрофилировать площадку в Верхней Салде — там будет родительское стадо. Второй этап — реконструкция Качканарской и Серовской птицефабрик. Проект рассчитан на три года. За это время с учетом всех площадок и фабрик мы должны выйти на годовой объем в 60 т мяса птицы.
Промежуточные результаты дают повод для оптимизма?
— У нас много позитивных сдвигов. Мы поменяли кросс — новая порода более эффективна. Для этого нам понадобилось около девяти месяцев. Сейчас показатели Кировградской фабрики улучшились. И если бы цена куриного мяса на рынке была такой, как в 2009 г., мы бы получили хорошие деньги. Но сейчас мы ежемесячно отгружаем с Кировградской птицефабрики 1 700 т мяса по 80-82 руб. за кг — на 10 руб. меньше, чем в прошлом году. И недополучаем 17 млн руб.
Почему цена снизилась?
— Я думаю, сказывается определенное перенасыщение рынка Уральского региона. В прошлом году челябинские фабрики увеличили отгрузку мяса — вместе они сейчас выдают на 15-18 тыс. т больше, и часть этого объема попадает на рынок Екатеринбурга.
В магазинах — избыток куриного мяса от разных производителей: тушками, разделанного, замороженного, охлажденного. Развивая несколько птицефабрик, вы рассчитываете на снижение квот импортеров?
— И квоту будут снижать, и потребление, как показывает статистика, постоянно увеличивается. И мы сами активно занимаемся продажами. Развиваем фирменную торговлю, работаем через оптовиков. Начали много отгружать на Север. Ищем новых клиентов, готовых с нами сотрудничать. Сейчас предлагаем в одном пакете продукцию птицефабрик и Новоуральского мясокомбината. Торговым сетям это интересно.

Олег Хан
Родился 13 апреля 1971 г.
Образование: в 1990 г. окончил Свердловский радиотехникум им. Попова; 1990-1993 гг. — УПИ, факультет технологии силикатов (не окончил).
Карьера: 1993-1995 гг. — оптовая торговля табачными изделиями; с 1995 г. — торговая сеть «Купец», коммерческий директор; с 2004 г. — сеть медиамаркетов «Сфера», президент; с 2008 г. — торговая сеть «Купец», коммерческий директор; с марта 2009 г. — «Уралбройлер-Екатеринбург» (учредитель агрофирмы «Северная»), директор.
Семейное положение: женат, есть сын.
Хобби: горный велосипед, туризм.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.