Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Пройти зону смерти. На Среднем Урале тестируют новый способ поддержки бизнеса

«Думал, что такого? За пару дней составят инструкции — и полетели франшизы». Власти взялись за «упаковку» уральского бизнеса. Говорят, помогут предпринимателям сэкономить в 10 раз. Что из этого вышло?

Для продвижения региональных брендов в Свердловской области при областном фонде поддержки предпринимателей (СОФПП) запустили Уральский центр франчайзинга. Основных направлений работы у него два: помочь владельцам успешного бизнеса грамотно «упаковать» франшизу, а желающим начать свое дело — купить такую франшизу. 

По словам замминистра инвестиций и развития Свердловской области Евгения Копеляна, создать отдельное подразделение для работы с франшизами власти подтолкнул сам бизнес. С одной стороны, говорит он, такая потребность есть у владельцев работающего бизнеса, которые хотят масштабировать его с помощью франшизы. С другой стороны — у тех, кто хотел бы начать свое дело, но при этом снизить риски и пройти так называемую «зону смерти» (первые три года работы) с меньшими потерями. 

Что это дает для экономики региона? Появляется больше предпринимателей, увеличивается количество рабочих мест, растет объем налоговых отчислений, часть из которых направляется на поддержку бизнеса. Получается круговорот, — отмечает Евгений Копелян. 

Замдиректора СОФПП Валерий Пиличев говорит, что тема оказалась особенно востребованной среди молодежи.

Валерий Пиличев
Валерий Пиличев
замдиректора СОФПП
Франшиза — это идеология бизнеса. При относительно небольших вложениях ты берешь и пробуешь. Плюс в прошлом году такая возможность появилась в нацпроекте («Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — прим. Ред.), и министерство инвестиций нам сказало: давайте что-нибудь новенькое попробуем. Мы совместно создали этот центр и это оказалось хайповой темой — очень большой спрос, много вопросов от предпринимателей.

По словам Валерия Пиличева, сейчас полностью разработана бизнес-модель франчайзинга для одной компании, «упаковка» еще для пяти — в процессе работы. В перспективе в фонде планируют создать отдельную электронную площадку для размещения всех региональных франшиз, которые будут продвигать, а уже сейчас предлагают займ на особых условиях для тех, кто готов франшизу купить. 

Скорость реакции Свердловской области была молниеносной. Недавно Москва отчиталась, что они ввели подобные меры только-только, а мы по факту работаем с начала года. Остальные территории ничего интересного пока не предложили. Вы здесь пионеры, — говорит Андрей Разуваев, региональный представитель Российской ассоциации франчайзинга, в партнерстве с которой проходит процесс «упаковки» франшиз.

Начинается все с аудита компании — эксперты проверяют готовность владельца бизнеса к масштабированию и перспективы продажи франшизы. 

Андрей Разуваев
Андрей Разуваев
региональный представитель Российской ассоциации франчайзинга
Самое тяжелое — это опросник, который состоит примерно из 260 вопросов. Половина «ложится» на этом этапе. Люди сразу понимают, насколько им самим нужно включаться в этот процесс. Второе — вещи, связанные с безопасностью работы с этой компанией: количество исков в суде, например. Важными этапами являются моменты, связанные с налогообложением, собственниками бизнеса. Далее смотрим сам бизнес: его доходность сравнивается со средней по отрасли. Самое главное, чтобы показатели были выше или сопоставимы с конкурентами.

Аудит обойдется предпринимателям примерно в 35 тыс. руб. Иван Зубарев, владелец компании «Труба-Дело», который тоже занялся процессом масштабирования своего бизнеса, говорит, что рыночная цена такой подготовки стартует от 270 тыс. руб. Однако в любом случае помимо финансовых затрат от предпринимателя требуется и высокая вовлеченность в этот процесс. 

Иван Зубарев
Иван Зубарев
собственник компании «Труба-Дело»
Сначала у меня было ощущение, что все пройдет очень быстро. Рассчитывали сделать все за пару месяцев — думал, что такого? Приедут, за пару дней составят инструкции, уедут — и франшиза разлетелась. Это заблуждение. Чтобы «упаковать» свой бизнес, нужно погрузиться в него так, как никогда не погружался. Кроме того, нужно учитывать региональное законодательство, понимать менталитет регионов, и сейчас мы проводим очень большую работу. Для меня это повод привести бизнес в порядок, отладить процессы и передать опыт другим предпринимателям.

Также крайне важен вопрос успешности бизнеса и юридической возможности передать его по франшизе. 

Когда мы проводили анализ конкурентов наших предпринимателей, мне был очень интересен барбершоп в Верхней Пышме. На четырех рабочих местах он имеет валовый оборот в год порядка 6 млн руб., порядка 500 тыс. руб. — ежемесячный доход. Ребята, вы крутые, — говорит Андрей Разуваев. 

Масштабировать можно только успешный бизнес, уверен Иван Зубарев. В Москве, говорит он, прошла волна франшиз — эта тема была возведена в культ, и многие молодые предприниматели, бизнесу которых нет и нескольких месяцев, напродавали франшиз и подорвали доверие к такому бизнесу: 

Таких франшиз — кладбище. Поэтому для начала надо убедиться: прибыль, оборот, маржинальность и механизм для управления ею вообще есть? Мы приняли решение не продавать франшизу тому, кто хочет ее купить. Будем продавать только тому, кто может создать и развивать бизнес. На первых этапах я рассказал о франшизе в соцсетях и получил с десяток предложений о покупке. Но после того как я ближе пообщался с этими людьми, понял, что не хочу с некоторыми из них контактировать на протяжении следующих 5-10 лет. Побывал в офисе, послушал, как человек отзывается о других людях, и мне стало не по себе. Он не сможет передать ценности моей компании и она не станет успешной. 

Пионером в создании своей франшизы с госсподдержкой в регионе стала пекарня «Мякушка». По словам представителя компании Дениса Петрова, первые 20 пекарен планируется открыть в Свердловской области — чтобы отработать механизм на наличие ошибок и оперативно их исправлять. 

Размер паушального взноса и роялти владельцы бизнеса определяют самостоятельно после консультаций с экспертами ассоциации франчайзинга. В частности, в тех проектах, которые находятся в работе, размер паушального взноса варьируется от 400 тыс. до 1 млн руб. 

Интерес к франчайзингу, говорят в Российской ассоциации франчайзинга, довольно высок. Только в Екатеринбурге, судя по данным «Яндекса», заинтересованность в развитии бизнеса по такой модели проявляют порядка 1,5 тыс. человек в месяц. При экспертном опросе ряда федеральных франчайзеров выяснилось, что они получают от 10 до 25 заявок в год на приобретение франшизы в Свердловской области. При этом весь рынок франшиз в России насчитывает около 2 тыс. предложений. 

Максим Бурганов, предприниматель из Нижнего Новгорода и владелец кафе «Автосуши», на DK.RU рассказывал, на что стоит обратить особое внимание при выборе франчайзера.

В офисе любой управляющей компании вам будут «петь» такое караоке, что через 10 минут вы уже будете представлять себя полуголым на тропическом острове с коктейлем в одной руке и «айчем-то» последней модели в другой, управляя своим миллионным бизнесом, не напрягая ни одной мышцы в организме, — рассказывал предприниматель.

Также DK.RU писал об опыте самострельного запуска франшизы уральскими компаниями. 

Пройти зону смерти. На Среднем Урале тестируют новый способ поддержки бизнеса 1

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.