Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Рано или поздно ваш бизнес убьют, и убийцей станет франшиза. Есть лишь 4 способа спастись

«Компания растет, становится лидером, а руководитель погряз в микроменеджменте: сам ищет сотрудников и все контролирует». Можно ли выжить одиночке в эпоху франшиз — Любовь Тищенко, «Марко».

Любовь Тищенко, генеральный директор компании «Марко»:

— За восемь лет работы мы не раз сталкивались с ситуацией, когда на одном рынке в конкурентной борьбе сталкиваются две модели бизнеса — классическая и франшиза. И всегда вторая побеждает первую. Поэтому, если у вас появился конкурент, который развивается по франшизе, или вы хотите зайти на рынок, где уже работают такие компании — будьте осторожны: франшиза способна невероятно быстро уничтожить ваш бизнес. А если бизнес небольшой, лобовая конкуренция с франшизой — тем более верная смерть. И вот почему.

Бессистемный бизнес

В малом и даже среднем бизнесе большинство собственников не являются экономистами по образованию, у них нет диплома MBA, они весьма отдаленно знакомы с принципами организации бюджетирования, маркетингом и вообще понятием систематизации бизнес-процессов. Так сложилось еще в начале двухтысячных, когда для создания успешного бизнеса достаточно было хорошей идеи — все остальное делали растущая платежеспособность населения, спрос на товары и услуги, низкий уровень конкуренции.

Можно было открыть у себя в гараже мастерскую по изготовлению мебели и вырастить компанию без копейки вложений в маркетинг и рекламу, бизнес-плана, организации складского учета и т.п. Многие предприниматели, с которыми мы общались за годы работы, начинали именно так. И все рано или поздно столкнулись с одной и той же проблемой.

Окей, бизнес растет, увеличиваются обороты, компания становится заметным игроком на рынке, даже лидером рынка… а руководитель остается все на том же уровне хорошего профессионала своего дела, который умеет делать мебель.

Не систематизировав бизнес за годы развития, он все глубже вязнет в микроменеджменте — лично отвечает за поиск новых сотрудников, общается с заказчиками и поставщиками, контролирует производство, но это все равно что пытаться управлять парусником в одиночку во время регаты. Как-то плыть он будет, но соперников не обгонит никогда. Выстраивая клиентам систему маркетинга, мы видим, насколько много у них бывает других проблем — нет системы в продажах, производстве и т.д.

Несистематизированный бизнес рано или поздно начнет тормозить, потому что будут все чаще случаться критические ошибки: здесь выбрали плохого поставщика, тут закупили сырье дороже, чем могли бы, и потеряли в маржинальности, там неправильно разместили точку продаж и прочее.

Франшиза против всех

На другой чаше весов — модель бизнеса по франшизе. Только давайте сразу договоримся о том, что речь пойдет об идеальной модели — хорошо проработанной и дорогостоящей.

Для сравнения представим себе небольшую семейную пекарню, которая находится в приличном спальном районе. Муж руководит бизнесом (все процессы на нем), жена печет пышные булочки, в каждую вкладывает частичку души. У пекарни добрый, красивый инстаграм. Булочки недорогие и вкусные.

Не было у этой семьи каких-то серьезных бизнес-планов — просто открылись в более-менее проходимом месте и стали печь. Сегодня к ним зайдут на кофе десять человек, завтра двадцать, послезавтра могут вообще не зайти, а на следующий день пара человек, и так далее — бизнес открывался без четкой системы, и результат такой же стихийный. Но пекарня живет. До тех пор, пока сосед не решает открыть рядом аналогичный бизнес по франшизе.

Что этот сосед получает немедленно? Во-первых, заведомо раскрученный бренд. Во-вторых, поставщиков с уже готовыми условиями. Поскольку поставщик, как правило, обслуживает сразу всю сеть франчайзи, он работает по ценам, которых отдельная пекарня не добьется никогда. В-третьих, сосед получит главное — готовую модель бизнеса, да еще и с учетом специфики рынка города и даже отдельного района. Модель, много раз опробованную, выверенную до мелочей.

Сосед будет сразу и точно знать, где ему открывать точку, в какое время начинать работу, сколько булочек в день нужно выпекать и сколько продавать, как обеспечить постоянный поток клиентов. В его распоряжении готовый сайт, мобильное приложение, настроенная CRM-система и т.д.

Все это даст создатель франшизы — бизнесмен, который в свое время потратил время на превращение бизнеса в отлаженную систему. А франчайзи остается лишь обеспечивать выполнение заданных показателей для гарантированного роста. Отдельному небольшому бизнесу на создание всего этого потребуются годы и серьезные инвестиции.

Более того, потенциальный покупатель, еще не дойдя до пекарни соседа, уже будет знать, что ему предложат. Потому что в таком же заведении он бывает в центре города, а может, и за границей, и прекрасно понимает — здесь ему подадут те же самые булочки и тот же самый кофе. В качестве которых можно не сомневаться, потому что держатель франшизы контроль качества уже предусмотрел: он не может позволить допустить репутационные риски. Проблемы в одной точке нанесут урон репутации всей сети.

Да и сам франчайзи приложит максимум усилий к тому, чтобы его бизнес был успешен. Этим франшиза выгодно отличается от бизнеса с филиалами. Филиал может годами не приносить прибыли и поедать бюджет компании. Если франчайзи получает убыток — он просто закрывается, ему нет смысла работать в минус.

Итог один — рано или поздно франшиза вытеснит с рынка семейную пекарню. Не спасут ни более низкие цены, ни более высокое качество.

Семейный бизнес просто в силу своей модели не избежит разных мелких ошибок — сегодня булочки пышные, а завтра подгорели (у жены плохое настроение), заведение открывается не в семь утра, а в десять (так удобно владельцам, но нет попадания в утренний поток клиентов), посуда вымыта то хорошо, то не очень и т.д. Сталкиваясь с системой, механизмом, человеческий фактор проигрывает.

Как победить франшизу

В общем-то, похожую ситуацию многие из читателей DK.RU, я уверена, наблюдали в собственных дворах, когда рядом с давно работающим и любимым частным магазином продуктов открывается «Пятерочка» или «Магнит». Сколько после этого продержался частник? Вряд ли больше года-двух. Поэтому, если вы владелец или руководитель классического бизнеса, уже сегодня готовьтесь защищать свою долю рынка от наплыва франшиз. Вот что следует сделать:

1. Немедленно начать решать главную проблему — отсутствие системности. Менять персонал, налаживать воронки продаж, внедрять необходимые сервисы, исходя из ваших «болевых точек» и бюджета.

2. При этом не стоит впадать в крайности. Нам известно немало примеров, когда собственник считал, что его бизнес и услуги настолько уникальны, что не подходит ни один из существующих конструкторов сайтов или CRM-система, а все это нужно создавать с нуля. И делает, вкладывая в такие разработки миллионы без гарантии результата, набивая все те же шишки, которые уже учтены создателями пакетных предложений. Шанс окупить такие затраты — сотни тысяч к одному. Подумайте, не проще ли перестроить бизнес-процессы под готовые IT-решения вместо создания их с нуля?

3. Если франшиза уже зашла на ваш рынок — используйте банальный бенчмаркинг. Посмотрите, какое у этой компании время работы, как сотрудники общаются с клиентом, как организована реклама, и так вплоть до всяких мелочей. Сделайте все то же самое у себя, насколько это возможно, потому что эта компания начинает работать в семь утра не просто так — здесь в основании наверняка заложена какая-то успешная практика.

>>>Читайте также на DK.RU: «Нашли свободную нишу? Рано радуетесь, возможно, ваш продукт просто никому не нужен»

4. Играйте на слабых местах франшизы. Главное преимущество франшизы — унификация продукта и услуги — одновременно является и ее ключевым недостатком. Это же шаблон, масс-маркет. Там обслужат по известному стандарту, но не более. А вы обязательно найдите или создайте уникальность вашего товара или услуги, и кричите об этом! Может быть, у вас классные продавцы-консультанты, которые и выбрать помогут, и о жизни поговорят? Или особые сорта пива? Фермерские свежие продукты? Ищите свою фишку!

Франшиза-подделка

Но, быть может, вы решите не мучиться, а продать или закрыть свой бизнес и самому купить франшизу? Тоже вариант, однако будьте предельно внимательны при выборе. Выше мы говорили о неком идеальном варианте франшизы, но реальность может быть весьма жестокой. Потому что сегодня встречается много псевдофраншиз, с помощью которых на вас попытаются заработать, ничего не дав взамен.

Совет № 1: обратите внимание на содержательное наполнение франшизы. Случается, к нам в агентство приходит заказчик и говорит: «Я купил франшизу, помогите разработать стратегию продвижения». Мы сильно удивляемся — что же в таком случае купил этот предприниматель? Стратегия продвижения и развития компании — необходимый готовый элемент во франшизе. Какая технология продаж будет успешной? Какой продукт запускать сразу, какой позже? Где открыть офис — в центре или в спальном районе? Какие инструменты продвижения носят инвестиционный характер? Без ответов на эти и множество других вопросов работать по франшизе и невозможно, и бессмысленно.

Совет № 2: убедитесь, что, покупая франшизу, вы получите доступ к ряду нематериальных активов. Это может быть готовый контракт с поставщиками либо сайт, мобильное приложение и т.п. В противном случае есть риск приобрести не бизнес по франшизе, а замаскированные под нее обучающие курсы или тренинги. Есть люди, которые учатся создавать сайты с помощью конструктора, делают программу обучения, продают как франшизу «бизнеса на готовых сайтах» за несколько сотен тысяч рублей.

А покупатель получает всего-то туториал по созданию сайтов и доступ к открытому конструктору, который можно получить в десятки раз дешевле самому.

Совет № 3: насторожитесь, если франшиза не предусматривает ежемесячной выплаты роялти, а только первоначальный (паушальный) взнос. Конечно, со стороны выглядит здорово — заплатил один раз и не надо делиться прибылью. Но бизнес так не работает, он создается ради дохода. Создатель франшизы генерирует основную прибыль именно на роялти, а это значит, он должен дать вам в руки готовый инструмент и инструкцию для зарабатывания денег. Ваш успешный кейс поможет ему расширить продажи франшизы.

Если роялти в предложении нет — скорее всего, вам хотят продать «пустышку», то есть бизнес, не обеспеченный никакими инструментами вообще. И вы будете делать то, что должен был сделать за вас владелец франшизы — искать способ продвижения, выбирать офис, составлять бизнес-план и т.п. Но ваш успех уже никого не волнует, потому что на вас разово заработали.

И четвертый совет: если купили нормальную франшизу, не нарушайте систему работы, которую вам предлагают использовать. Часто покупатель франшизы — это профессионал рынка, накопивший опыт и думающий, что он сможет сделать все лучше создателя франшизы. Это ошибка — тот бизнес систематизировался и выверялся годами. Нарушите систему — не получите запланированного результата, вот и все. Либо действуйте по инструкции, либо поделитесь своими знаниями с владельцем франшизы. Он отговорит вас от явных ошибок, а некоторые ваши идеи вполне может адаптировать, и тогда они станут частью той же инструкции.

>>>Читайте также на DK.RU: «Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»

Рано или поздно ваш бизнес убьют, и убийцей станет франшиза. Есть лишь 4 способа спастись 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.