Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

РасПЛАТА за здоровье

- Павел Дмитриевич, что заставило ТФОМС пойти на столь масштабную проверку медучреждений? - Жалобы пациентов. Число недовольных качеством помощи или ценой медицинских услуг постоянно растет. Если

Здоровье не купишь. Но платить за лечение приходится. Причем все чаще и чаще. Однако рынок платной медицины еще не сложился. Это еще раз подтвердила проверка в больницах области, устроенная территориальным Фондом обязательного медицинского страхования (см. стр. 6.). На вопросы отвечает начальник отдела по взаимодействию с населением ТФОМС Свердловской области Павел Карачев.

- Павел Дмитриевич, что заставило ТФОМС пойти на столь масштабную проверку медучреждений?
- Жалобы пациентов. Число недовольных качеством помощи или ценой медицинских услуг постоянно растет. Если в 1996 г. в ТФОМС поступило около 700 жалоб, то в 2001 г. - уже более 2 тысяч. На самом деле нарушений, конечно, больше. Многие не высказывают претензии в адрес врачей, потому что боятся негативного отношения при обращениях в больницу. Как показывает практика, их волнения вполне обоснованны. К примеру, были случаи, когда наиболее активным жалобщикам отказывали в госпитализации.
- А встречаются пациенты, которые платят за услуги, не зная, что они оказываются бесплатно?
- Конечно. Мы, как можем, информируем жителей области. В прошлом году выпустили плакаты с перечнем основных прав российских граждан в области здравоохранения. Там же рассказывалось об областной программе государственных гарантий, где прописаны медицинские услуги, которые должны оказываться бесплатно. Эти плакаты развесили во всех больницах и поликлиниках области. Сейчас тиражом в 1 млн экземпляров готовится к печати Памятка застрахованного. В ней перечислены основные права, алгоритм действий, если эти права нарушены, адреса и телефоны страховых компаний и филиалов нашего Фонда в области. Надеюсь, это повысит общий уровень информированности. Но, поймите, пока человек не заинтересован в соблюдении своих прав, наши усилия не будут достаточно эффективными.
- У меня нет вашей Памятки, я заболела. Где можно узнать, имею ли я право на бесплатное лечение?
- Вы помните телефоны своих родителей и близких друзей? Внесите в этот же список телефонов "первой необходимости" номер той страховой компании, где вам выдали полис обязательного медицинского страхования. Там вы можете получить все необходимые консультации.
- А если я недовольна уровнем оказанной помощи или счет за лечение кажется необоснованно высоким?
- Можно обратиться к руководству больницы. Оно несет ответственность за условия оказания медицинской помощи, ее качество. Но, пожалуй, самый оптимальный вариант - опять-таки обращение в страховую компанию. По вашему письменному заявлению специалист компании проведет экспертизу. Если обоснованность жалобы будет доказана, администрация больницы обязана компенсировать все затраты. В случае если больница отказывается возмещать ущерб, а вы не намерены отступать - обращайтесь в суд. Прецеденты есть. В 2001 г. на рассмотрении в судах области находилось порядка 20 исковых заявлений граждан. 13 исков еще рассматривается, в 7 случаях решение вынесено в пользу истца. По ним с больниц взыскивают довольно крупные суммы. Например, в одном случае недовольный лечением пациент получил 150 тыс. руб.
- То есть можно говорить, что суды принимают сторону истцов?
- Если нарушение законодательства доказано, - конечно. Но тут есть свои проблемы. Медицинское право только начало развиваться. Пока у судей небольшой опыт работы в этой сфере. Поэтому дела по таким искам тянутся долго - 3-5 лет.   

О причинах нарушений в сфере платных медицинских услуг говорит представитель фонда "Территория" Максим Стародубцев.

- ТФОМС выявил нарушения в каждом третьем медучреждении...
- Думаю, они встречаются во всех больницах. В сложившихся условиях врачи просто не могут работать иначе. Здравоохранение финансируется в меньшем объеме, чем необходимо, труд медиков оплачивается неадекватно - вот и приходится искать лазейки. И здесь стоит винить не столько врачей, сколько систему здравоохранения, поставившую их в эти рамки. Сейчас в медицине повторяется та ситуация, которая сложилась в нашей экономике в конце 80-х - начале 90-х гг. С одной стороны, зарождаются рыночные отношения, с другой - сохраняется частичное бюджетное финансирование. Постепенно мы скатываемся к платному здравоохранению.
- Разве это плохо?
- При платной медицине врачи ориентированы не на конечный результат, а на обращаемость больных, на количество оплаченных услуг. Таким образом, нарушается основополагающий принцип здравоохранения - лечить не болезнь, а больного. В США до того как заработала страховая медицина, 30-40% операций назначалось необоснованно - врачи зарабатывали деньги. Чтобы избежать этого, необходимо исключить прямые расчеты пациентов и медиков. Между ними должен быть посредник - страховая компания. В большинстве цивилизованных стран это уже поняли.
- И что же, пока не сменится система здравоохранения, мы так и будем мириться с нарушениями?
- При обращении к врачу, вам, как правило, уже не до споров о ваших правах. Вы должны стать партнерами по излечению заболевания, настроиться на доверительные отношения. Даже если требование заплатить необоснованно - решается вопрос о вашем здоровье. Наверняка вы не побежите узнавать, "правильную" ли сумму вам насчитали, а просто заплатите. При этом ваши деньги могут действительно пойти на лечение, а не осесть в кармане врача.
Но даже если вас обсчитали, это не самое серьезное нарушение. Наиболее страшное - формальное или неправильное лечение. Вам оказали услуги согласно прейскуранту, а что с вами будет завтра или послезавтра - не имеет значения. Это искажает психологию врача, он становится ремесленником. Вот здесь действительно может помочь только смена системы.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.