Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

РЦ «Онлайн» оцифровал ЖКХ

Компания РЦ «Онлайн» дважды за пять лет пользовалась поддержкой властей. В 2009 г. 40 млн руб. в нее вложил областной венчурный фонд, а в 2010 г. РЦ «Онлайн» стал поставщиком софта для РИЦа.

И все это без коррупции, уверяют в компании. Сейчас РЦ «Онлайн» намерен войти в проект электронных госуслуг.

«Деловой квартал» № 35 (845) от 1 октября 2012 г., стр. 20-22

Компания является разработчиком и поставщиком интернет-сервиса «Биллинг Онлайн» для начисления платы за ЖКУ. В его основе облачные технологии, которые позволяют конечному пользователю передавать и обрабатывать данные с помощью Интернета, не устанавливая на свой компьютер специализированное ПО. Первоначально веб-сервис создавала компания «СофтИнТэк» для «Почты России» (почте было нужно решение для расчетов по ЖКХ с единым центром управления). После удачного старта в 2007 г. собственники «СофтИнТэк» решили выделить направление электронного биллинга для ЖКХ в отдельный бизнес. Сначала была зарегистрирована компания «Биллинг Онлайн», а затем, когда появились первые инвесторы, это бизнес-направление оформилось как ООО «Расчетный центр «Онлайн».

Для управления новой компанией были привлечены топ-менеджеры с опытом в сфере автоматизации ЖКХ. Так, генеральным директором в 2007 г. был назначен выходец из «Единого Расчетного Центра» и «Уралсвязьинформа» Владимир Старицын. В начале 2000-х гг. подбор кадров определялся кругом общения — однокурсниками и бывшими коллегами из ИТ-компаний, вспоминает Евгений Валентюк, заместитель гендиректора по автоматизации РЦ «Онлайн». «В 1980-1990-х гг. многие занимались не только программированием, но и микропроцессорами, и компьютерным управлением механизмов. В условиях дефицита многое приходилось создавать своими руками — схемы, контроллеры, шлейфы. Все были на виду. Поэтому, когда формировался новый ИТ-бизнес, на ключевые должности всегда старались брать проверенных людей», — отмечает он. Сам г-н Валентюк подключился к команде в 2008 г.

40 млн руб. в «облаках»

Поначалу инвесторов привлекать не хотели, но к 2008 г. стало ясно, что своими силами с задачей не справиться. 40 млн руб. в обмен на долю в компании выделил Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области. В правилах фонда было прописано, что инвестиции мог получить только бизнес, созданный с нуля. Именно тогда компания зарегистрировала новое юрлицо и получила свое окончательное название — РЦ «Онлайн». «Сейчас получить деньги венчурных инвесторов гораздо легче, чем 4-5 лет назад. И условия тогда были строже, и к новациям в ИТ относились осторожнее. Мы собирались строить бизнес на облачных вычислениях, а в то время одно только упоминание таких терминов вызывало если не протест, то прокручивание пальцем у виска. Тем не менее деньги мы получили. И в первую очередь потому, что на рынке софта для биллинга ЖКХ в то время было представлено только коробочное ПО, а облачные решения в эту сферу еще не пришли», — рассказывает Владимир Старицын.

Распорядителем денег венчурного фонда была УК «Ермак» (Пермь), она же и стала цензором всех финансовых операций: по словам Евгения Валентюка, перечисление средств проходило под жесточайшим контролем. Г-н Старицын поясняет: на «Ермак», с одной стороны, давили формальности закона, а с другой — необходимость защититься от мошеннических схем. Все это в итоге значительно замедляло развитие компании. «Пять месяцев нас проверяли, анкетировали сотрудников, смотрели документы. Написали объемный договор, в котором учли ситуации, при которых нас полностью лишают финансирования. Только после этого мы получили доступ к деньгам, но за каждую потраченную копейку были вынуждены отчитываться. А это бумажная волокита и снова потеря времени», — дополняет он.

Через 1,5 года отношения с «Ермаком» исчерпали себя. Находясь в жестких рамках ограничений, связанных с управлением бюджетными деньгами, УК не могла изменить стратегию финансирования, и в РЦ «Онлайн» стали подыскивать нового «якорного» инвестора. В 2009 г. он был найден — московская компания «Аутсорсинг 24» (по данным СПАРК, аффилирована с собственниками «Микротеста»). Она выкупила 40-миллионную долю «Ермака». Владимир Старицын отмечает, что решающее слово при принятии стратегических решений теперь остается за топ-менеджерами РЦ «Онлайн»: «Инвесторы понимают, что рынок нестандартный, и доверяют нам и как экспертам в ЖКХ, и как ИТ-разработчикам. Это позволяет развиваться интенсивнее, разрабатывать новые решения».

SaaS для ГУПа и «Газпрома»

В 2010 г. РЦ «Онлайн» стал поставщиком софта для «Регионального информационного центра» (РИЦ) Свердловской области (РИЦ — «дочка» ГУП СО «Облкоммунэнерго», 100% акций принадлежит облправительству. — Прим. ред.). РИЦ создавался по поручению губернатора Александра Мишарина, который решил централизовать управление ЖКХ. За участие в проекте боролись две компании. Первая — «Ресурс Инвест» (Москва) — предложила проект на почти 1,5 млрд руб., предусматривающий создание в каждом муниципальном образовании области собственного Центра обработки данных (ЦОД). РЦ «Онлайн» представил облачное решение «Биллинг Онлайн» — оно не требовало многомиллионных вливаний на создание отдельных ЦОД, все затраты сводились к поддержке системы и обслуживанию абонентов. «Несмотря на то что «Ресурс Инвест» располагает серьезным административным ресурсом, эффективной технологии у них, на мой взгляд, нет, — отмечает Евгений Валентюк. — Поэтому в тендере победили мы. По крайней мере, в нашей области. А «Ресурс Инвест» зашел в Курск и теперь пытается войти в Тулу». По словам г-на Валентюка, РЦ «Онлайн» планирует наладить с конкурентом партнерство: «У них есть лоббистские возможности, у нас — работающая система. Такая синергия могла бы привести к хорошим результатам».

Когда РИЦ начал работать и подключать первые управляющие компании и ТСЖ, свое несогласие с таким положением вещей высказал екатеринбургский «Единый Расчетный Центр» (ЕРЦ). Конфликт коснулся и РЦ «Онлайн». «Думаю, что в ЕРЦ появление РИЦа восприняли как передел бизнеса, — считает Владимир Старицын. — А как еще можно это трактовать, ведь была озвучена четкая установка — всем перейти в РИЦ. Кроме того, сама попытка РИЦ войти на рынок Екатеринбурга выглядела непродуманной. В городе уже много лет работает ЕРЦ — предприятие с отлаженными бизнес-процессами, подготовленным персоналом, управленческим опытом, знанием всех особенностей мегаполиса. Мы постарались не участвовать в конфликте, хотя нас в него втягивали обе стороны. Появились заказные публикации в СМИ, в кулуарах про нас рассказывали всякие глупости. По-человечески я понимаю мотивы сторон, но во всем происходящем не было системности и конструктивности». Евгений Валентюк продолжает: «В конце концов, РИЦ — не единственный наш клиент. Да, мы начинали бизнес в Свердловской области, но сегодня представлены уже в 12 регионах России — это не только Урал, но и Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодар, Тюмень и т. д. Все ближе мы к статусу федеральной компании: до конца 2012 г. планируем зайти уже в 20-25 регионов, а в 2013-м — во все остальные. Поэтому вместо объявления войны мы приложили максимум сил для того, чтобы информационный шум улегся и РИЦ ассоциировался бы не с нашей компанией, а с нашей технологией. Конфликт вроде бы продолжается и сейчас — но мы в него уже не вовлечены».

Несмотря на длинную историю, в РЦ «Онлайн» утверждают, что едва вышли из стадии стартапа, в том числе по генерируемым доходам (они складываются из абонентской платы). Как подсчитал г-н Старицын, плата варьируется от 5 до 35 руб. в месяц за обслуживание лицевого счета — в зависимости от набора услуг. Число лицевых счетов составляет порядка 300 тыс. Причем РЦ «Онлайн» работает и с малыми ТСЖ (на один дом или даже подъезд), и с крупными УК, обслуживающими целые города. В компании собираются в 2013 г. увеличить число лицевых счетов до 1 млн. Вырастет и штат — с 40 до 60-65 человек (не считая аутсорсеров, которые привлекаются для решения некоторых задач).

Отдельная строка дохода — крупные корпоративные клиенты. С 2010 г. таким, например, является филиал «Центральный» компании «Газпром энерго». «Это «дочка» «Газпрома», которая выступает поставщиком ресурсов, не имеющих отношения к газу, — воды, электроэнергии, тепла, — поясняет Владимир Старицын. — География большая, а управлять всеми процессами они хотят из Москвы. Компания сама вышла на нас, технологию апробировали на филиале «Центральный», и сейчас готовится перевод на нашу систему всей филиальной сети». По словам г-на Старицына, наиболее знаковые события в истории РЦ «Онлайн» проходят без коррупционных схем — взяток, откатов и связей: «Мало верится, но это так. Когда начинали работать с «Ермаком» или заходили в РИЦ, я по опыту все ждал намеков на откат. Но никаких намеков не было. Без личных знакомств мы попали в крупнейшую федеральную структуру и стали подрядчиками «Газпром энерго».

От биллинга — к госуслугам

К 2012 г. в системе «Биллинг Онлайн» также появились интернет-эквайринг (оплата услуг ЖКХ со счетов банковских карт) и электронные счета-фактуры для юрлиц. Сейчас РЦ «Онлайн» присматривается и к новым рынкам, в первую очередь обращая внимание на образовательные учреждения, ЧОПы и поставщиков ресурсов. «Эти сферы близки к ЖКХ с точки зрения математической модели представления данных, т. е. мы сможем адаптировать систему к новым задачам», — полагает Евгений Валентюк. Также РЦ «Онлайн» собирается развивать направление «умный дом»: при создании соответствующей инфраструктуры информация с приборов учета сможет поступать напрямую в систему. Но УК и ТСЖ еще не готовы к таким революционным изменениям, а потребители не видят выгоды. Большие планы связаны и с платежными системами, добавляет Владимир Старицын: «С помощью платежного терминала, соединенного напрямую с «Биллинг Онлайн», абонент сможет не только оплатить услуги, но и ознакомиться с состоянием лицевого счета, и даже внести корректировки». По его словам, с одной из российских платежных систем заключен договор на тестирование, испытания пройдут осенью 2012 г.

Федеральный портал электронных госуслуг — еще один проект, в котором собирается участвовать РЦ «Онлайн». До конца 2012 г. на портале должен быть в полном объеме запущен сервис «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению». РЦ «Онлайн» намерен связать свою систему с этой госуслугой так, чтобы данные из «Биллинг Онлайн» можно было транслировать на портал, и наоборот — чтобы с портала можно было зайти в биллинговую систему. Г-н Старицын: «Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но давайте смотреть правде в глаза: многое на портале госуслуг далеко от совершенства. Мы же сможем предотвратить немало специфических ошибок, присущих отрасли ЖКХ. Сухой Лог — один из четырех муниципалитетов, где планируется тестирование сервиса. В городе уже давно работает УК «Сухоложская», использующая технологию «Биллинг Онлайн». Это эффективная управляющая компания, совместно с которой мы сможем решить все технические и организационные вопросы. Но получится ли войти в проект с нашим видением и с нашей идеологией, неясно — решение за «Ростелекомом».

Следующим этапом развития в РЦ «Онлайн» называют выход в страны СНГ и Восточной Европы, где законодательная база сходна с российской. Но это в долгосрочной перспективе, пока же в компании определяются — переносить ли бэк-офис в Москву или остаться в Екатеринбурге. «Если в развитии бизнеса ориентироваться только на Россию, то, конечно, нужно либо переезжать в столицу, либо иметь там очень авторитетного представителя. Но если брать шире — СНГ и Восточную Европу, то наличие офиса в Москве, наверное, имеет меньшее значение. Так что эту тему мы крепко обдумываем, и окончательное решение еще не принято», — заключает Владимир Старицын.

Самое читаемое
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.