Подписаться
Курс ЦБ на 16.12
79,44
93,22

«Ребята, я понял, что это — предел. Дальше мы так работать не сможем!»

Три простых открытия бизнесмена-экспериментатора. Весной-2018 один из известных предпринимателей и рестораторов Екатеринбурга пересмотрел подход к своему делу. Каким теперь будет бизнес Кексина?

Евгений Кексин, предприниматель и ресторатор: 

— Мне довелось работать в такой сфере бизнеса, которой просто нечему учиться у ее предшественницысоветской системы организации общественного питания. Вот, к примеру, масса отраслей — ВПК, тяжелая промышленность, строительство, еще много чего — в современной России растут и развиваются на серьезной базе из XX века. А мы, рестораторы,  все создавали «с нуля». Не в плане кухни, а именно в плане организации дела. 

Конечно, если взять ресторан просто как абстрактный бизнес, как, к примеру, торговую фирму, естественно, там будут общие инструменты (общие технологии менеджмента, маркетинга). Но есть очень много нюансов, именно приемов, работающих только в ресторанном бизнесе. И человек, который управлял сетью магазинов по продаже межкомнатных дверей, не сможет взять в управление ресторан и сделать его успешным, не имея профильного образования. А профильного образования на рынке практически нет. С содроганием вспоминаю свои молодые годы, когда получал первое высшее. 

Я начинал учиться в начале 2000-х, когда в городе было два-три нормальных ресторана. Никакой практики, только теория. Преподаватели читали нам лекции с каких-то ксерокопий каких-то иностранных авторов, сами не понимая ничего. Они просто зачитывали по листочку. Это нельзя считать образованием.

Когда я пошел работать барменом в то время, на втором курсе, я уже понял, что в вузе нас просят делать вещи, оторванные от реальности. После чего просто перестал ходить на учебу, а преподаватели мне говорили, что поставят и зачет, и экзамен, только бы я не ходил на пары и не «выделывался». Все, что я делал дальше как предприниматель, я делал либо немного подсмотрев у других (буквально через замочную скважину), либо просто на ощупь, от души. 

Круто звучит? Очень круто! Но чертовски рискованно. И сейчас я понимаю, что так больше работать нельзя. Просто так, с шашкой наголо, не получается что-то открыть, причем не только в Москве, уже и в Екатеринбурге. Редкие исключения, когда новые заведения ну очень точно попадают в формат и за счет этого добиваются успеха, только подтверждают правило. Что это значит? Значит, надо очень много учиться. Ввязались в бой, а там посмотримэто принцип, который сейчас ни фига не работает. Надо изначально все делать правильно, даже если подготовка займет куда больше времени. Буду честен: у нас немного не получилось этого сделать в «Дружбе», мы решили поэкспериментировать и очень рисковали, но на будущее — только тщательная подготовка. 

И вот на этом моменте я хочу отметить три очень важные вещи, о которых многие собственник забывают. А зря! 

Первое — прежде чем отправлять учиться своих сотрудников, собственник должен пойти учиться сам. Нужно понять самому, что там будет, не вдаваясь в каждую мелочь, но просто понять, что и как нужно делать. И только потом уже отправлять людей из своей команды. Поэтому, к примеру, я недавно сам поехал учиться в Школу ресторатора Новикова на тему маркетинга в ресторанном деле. По итогам этого обучения я сам всю информацию проанализирую, переработаю. А потом туда же, на тот же курс, поедет мой маркетолог. Без того, чтобы поехал именно маркетолог, эффекта не добиться. 

Отсюда второе важное наблюдение — собственник далеко не всегда самый лучший специалист в том, что нужно делать для его бизнеса. Есть такое расхожее мнение, мол, собственниклучший маркетолог своего дела, лучший продажник своего дела, лучший логист и т.п. Но это так не работает. 

У нас, руководствуясь этим правилом, долгое время основная маркетинговая работа сводилась к «Женя выложил что-то в Инстаграм», «Женя сделал какую-то таргетированную рекламу», «Женя опубликовал пост в Телеграм». Пора завязывать делать на это ставку! 

Собственник   идейный вдохновитель. Он создает некую концепцию, но на реализации (грамотной и технологичной) он себе легко может шею свернуть. Как правильно донести идею до гостей, собрать обратную связь, запустить эту информацию обратно в работу для привлечения новых клиентов - этим лучше заниматься вовсе не собственнику. И не только потому что собственник такой весь занятой, а потому что собственник этого просто не умеет так хорошо (и не всегда признается в этом). Сейчас у нас в компании нет маркетолога сети. Но я такого человека хочу найти и отправить учиться туда же, где учился сам. Поскольку ту же самую информацию уже по-другому усвоит, задаст точечные вопросы, поймет все эти таблицы. Именно наша парная работа даст результат. Что дальше?  А дальше я пойду… учиться готовить. Я ведь бармен, и заведения открывал такие, в которых, прежде всего, пьют. Готовить вообще не умею, но хочу развивать это направление. Значит что? Мне прямая дорога на гастрономические курсы. А дальше посмотрим. Но я хочу, могу и буду много учиться. Теперь без этого никуда! 

Есть такие владельцы компаний, которые говорят, что у них все работает, и они сами все лучше знают. Эта позиция загонит вас в гроб, погубит компанию. Это сейчас может прозвучать банально, но: пока у тебя есть бизнес, ты должен учиться. Вот продашь, тогда можешь завязывать (хотя и то я бы не советовал). Только учиться нужно грамотно. 

А вот тут прячется третье «открытие». Я трезво оцениваю ситуацию и понимаю: у нас есть спад по всем проектам, не катастрофический, но он есть. И вот я его вовремя заметил, надо что-то делать. Не болтать популярную ерунду про «не сезон», «кризис» и еще что-то, а искать знания системные и… сейчас скажу страшное для нашей бизнес-среды… теоретически глубокие. Поймите: практика без теории не работает!

Многочисленные удачные «фишки» и отдельные находки (коих я могу вам назвать десятки сходу)  не решают по-настоящему серьезных задач только тогда, пока не базируются на системном подходе. Вот эта вот мантра: нам в обучении нужна только практика — она вас погубит. 

Есть много серьезных инструментов нашего рынка, которые мы не задействуем, потому что о них мало знаем. И я хочу в это все погрузиться, по-новому открыть свой рынок. Это крутое ощущение, не менее крутое, чем драйв первых лет. Очень советую!

«Ребята, я понял, что это — предел. Дальше мы так работать не сможем!» 1

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.