Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Регионы хотят в Москву, Москва не хочет учиться. Соотношение уровня зарплат и знаний

"Столичные жители более компьютеризированы и претендуют на высокооплачиваемые должности, но рост уровня образованности и интеллекта их не интересует". Как трудовая миграция влияет на развитие людей.

Зарплаты в столице традиционно выше, чем в небольших городах. Именно поэтому россияне выбирают трудовую миграцию, a не совершенствование развития в родном городе. При этом сами москвичи часто инвестируют в свое образование куда меньше «новичков», пишет iq.hse. Диспропорции отечественной образованности и выгоду от вложений в человеческий капитал изучил Василий Аникин, доцент факультета экономических наук, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Эффект территорий

По данным ООН, Россия относится к странам с очень высоким уровнем развития человека. Самым распространенным в РФ является среднее специальное образование (44% граждан). Однако его распределение по стране неравномерное. В Москве и Санкт-Петербурге — 46%, в районных центрах — более 50%, в центрах субъектов федерации — всего 34%.

Диспропорции и с высшим образованием. В целом по России его имеют 30%, при этом в Москве и Санкт-Петербурге — 33%, в столицах краев, областей и республик — 38%, в селах и городах районного значения — 25–26%. Низкий уровень образованности в первую очередь характерен для сел: 24% жителей с образованием ниже среднего.

Ученый констатирует, что такая структура соответствует специализации территорий: столиц — как сервисных городов, региональных центров — как городов профессионалов, а районных – как индустриальных городов с преобладающей долей работников, занятых физическим трудом.

Проблемы в получении образования испытывает лишь 1% населения России. Причина такой позитивной оценки не столько в его относительной доступности, сколько в том, что образование перестало быть однозначной дорогой к благополучной жизни. Сложности с ним не воспринимаются так же остро, как плохое материальное положение, трудности со здоровьем или с занятостью, которые испытывают соответственно 32%, 24% и 23% работающих граждан.

При этом недовольны своими шансами на получение образования прежде всего жители городов-миллионников: 63% в группе — занятые жители столиц в возрасте 31–40 лет, ощущающие сильную конкуренцию на рынке труда. 

Дети — за родителями

Условия первичной социализации (от рождения до формирования взрослой личности) в федеральных центрах и регионах не одинаковы. Москвичи и петербуржцы в большинстве — выходцы из семей, где хотя бы у одного из родителей образование выше среднего специального. Так что образовательные ресурсы в столицах просто воспроизводятся между поколениями.

В регионах такое воспроизводство — расширенное. Уровень родительской образованности здесь ниже, чем у детей — в 1,7 раза. Лишь около трети детей имеют отца или мать с образованием выше средне-специального. У старшего поколения селян в половине случаев нет даже такого образования: практически каждый четвертый житель села улучшил ситуацию в сфере образования по сравнению со своими родителями.

Наличие хорошего образования стимулирует тех, для кого оно является нормой (прежде всего, управленцев и специалистов), к инвестициям в свой человеческий капитал. В свободное от работы время занимаются повышением квалификации и получением образования 11% управленцев, 13% — специалистов и лишь 2% средне- и низкоквалифицированных представителей сферы торговли, бытового обслуживания и лиц, занятых физическим трудом. Именно управленцы и профессионалы чаще других считают, что самое главное в воспитании детей — дать им хорошее образование: 68% по сравнению с 55% среди занятых в сфере торговли и сервиса. 

Отстающие мегаполисы

Мегаполисы, работать в которые активно едут, сами по себе при этом не отличаются более высокими показателями человеческого капитала:

  •  уровень образованности в Москве и Санкт-Петербурге средний по стране;
  •  жители столиц менее активно, чем регионалы, тратят личные финансы на собственное образование. По данным на весну 2017 года, платными образовательными услугами для взрослых в последние три года пользовалось 7% работающего населения при среднем значении по России 12% (в региональных центрах — 9%);
  •  основная для столиц категория занятых — служащие — практически полностью исключена из процесса инвестиций в образование детей. На платные образовательные услуги расходуют деньги всего 4%, что в 2,5 раза ниже, чем в региональных центрах и в три раза меньше, чем в селах. Аникин подчеркивает, что такой подход серьезно увеличивает риск пролетаризации и прекаризации этой группы в будущем.

Так как столичные жители более компьютеризированы, сегодня они претендуют на более высокооплачиваемые должности, при этом совершенствование фундаментальных показателей человеческого капитала (уровня образования, культуры, интеллекта и проч.) отступает на второй план. 

Окупаемость инвестиций

Вложения в человеческий капитал, где бы ни жил человек, увеличивают трудовой доход. Но в каждой профессиональной группе есть своя специфика, пишет Аникин. Так, уравнение Минсера, с помощью которого традиционно оценивают экономическую выгодность инвестирования в человеческий капитал, хорошо «работает» при оценке доходов менее квалифицированного персонала. Для руководителей оно значимо лишь частично, для профессионалов часто совсем ничего не значит.

Например:

  •  дополнительный год трудового стажа увеличивает индивидуальный доход на 5,7% для управленцев и только на 1,5% — для служащих и рабочих;
  •  дополнительный год обучения повышает заработки служащих на 3,9%, рабочих — на 2,4%, для управленцев и профессионалов этот эффект статистически не значим;
  •  в среднем по стране высокая квалификация рабочих (от 5 разряда) отражается на 18%-ом приросте их зарплат, в центрах субъектов РФ — на 24,8%.
  • В то же время на зарплатах руководителей и профессионалов интенсивнее, чем других профгрупп, сказываются такие формы инвестиций в человеческий капитал:
  •  для руководителей наиболее значимо изучение иностранных языков на курсах или самостоятельно — 61%-й прирост заработной платы;
  •  повседневное использование компьютера, вне зависимости от целей использования, увеличивает доход специалистов на 20,5% (если сравнивать с их коллегами, применяющими эти навыки реже);
  •  расширение кругозора за счет путешествий и изучения зарубежных образовательных практик отражается позитивно лишь на доходах руководителей и специалистов (+18%), однако для специалистов этот эффект стабильный;
  •  переподготовка по новой специальности эффективна на 19,2%.

 

Теги: исследование, карьера, личностный рост

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.