Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Религия стала инструментом в руках политиков. А церковь выполняет роль "крыши"»

«Человек днем грешит, делает гадости, зарабатывает миллионы, обманывает. При этом понимает, что грешит, десять заповедей никто не отменял. Поэтому вечером, нагрешивши, идет в церковь и ставит свечку».

В рамках обсуждений поправок в Конституцию патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил изменить преамбулу Конституции РФ, добавив в нее упоминание Бога. По его словам, большинство российских граждан в Бога верит. При этом патриарх отмечал, что не настаивает на отстаивании интересов православных, по его словам, таким образом затрагиваются интересы всех верующих. Что не так с идеей внести упоминание о Боге в Конституцию и почему давно пора признать, что Россия — страна, в которой православие поддерживается на уровне власти, обсуждали в Екатеринбурге в рамках проекта «Умная среда». Главные тезисы — в материале DK.RU.

«Религия стала инструментом в руках политиков. А церковь выполняет роль "крыши"» 1Лев Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного университета

— Когда мы говорим о религии или об отношении к ней, то нужно отдавать себе отчет, что это очень тонкие и очень личные вещи. Как вера, так и неверие предполагают очень большие внутренние процессы.

Если говорить об отношениях религии и государства, то нужно помнить, что государство — это цивилизованный механизм самоуправления обществом. В этом случае неважно, сколько процентов населения верующее, а сколько нет, потому что все равны перед законом.

В качестве примера посмотрите на Римского папу, который периодически обращается к католикам, причем не к гражданам Ватикана, а именно ко всем католикам мира, к населению всего мира. О чем он говорит? Вы когда-нибудь слышали, чтобы он сказал, что поддерживает кого-то из политиков или президентов? Или, может быть, вы слышали, как Папа Римский говорит, что ему не нравится кто-то из министров иностранных дел? Нет. А о чем говорит Папа? Он говорит о моральных проблемах, об угрозах, которые могут нависнуть над всем человечеством. И это правильная позиция. 

Надо признать, что церковь действительно может влиять на поведение общества. На мой взгляд, это влияние может и должно быть позитивным. Главное, чтобы церковь не смешивалась с политикой.

В нашей православной церкви есть большое количество сильных и интеллигентных людей, которые могут оказывать на общество позитивное влияние. Но это никакого отношения к политике не должно иметь. А когда патриарх, раввин или муфтий своим авторитетом начинают поддерживать выборного человека, то это неправильно, это плохая традиция.

Церковь и мир религиозной культуры в нашей стране, которая больна целым рядом цивилизационных болезней, в очень сложном положении. Как наша страна противоречива, так же сложно устройство и влияние религии.

Целый ряд течений в современной российской православной церкви совершенно иначе воспринимает политическую реальность, в которой мы живет. Они ведут себя очень деликатно и осторожно, при этом они придерживаются совершенно иных ориентаций, нежели «верхушка» официальной православной церкви.

На мой взгляд, монотеистические религии эволюционируют. Действительно, несколько десятков и сотен лет назад были времена, когда максима «На все воля божья» была истиной. Сегодня, когда Никита Сергеевич Михалков к месту и не к месту повторяет, что у церкви власть от Бога, мне сразу начинает казаться, что я живу в 11 веке.

Важно помнить, что в течение столетий развивались и человечество, и религиозные представления людей. Мы видим, что страны, в которых исповедуют ислам, разрешают женщинам водить авто, например.

Сегодня очень много умников, которые настаивают на особом пути России. На практике это часто сводится к отстаиванию самых консервативных позиций. Как правило, когда говорят об особом пути, за этим очень часто стоит или неспособность, или страх перед изменениями в лучшую сторону. Мы видим, как весь мир меняется, и не стоит этого бояться.

Должна ли власть каким-то образом регулировать религию? Очень тонкий вопрос. Во-первых, есть Конституция, есть закон о религиозных организаций. В законе речь идет о регулировании деловых отношений.

На этом фоне закон об оскорблении чувств верующих является нонсенсом и выходит за рамки правового регулирования. Призывы к действиям должны быть наказуемы, но оскорбить чувства верующих — это нонсенс, чувства — это не юридическая категория.

Когда начинают сторожить ценности, тогда возникают противоположные реакции и рождается экстремизм. Я думал над вопросом, почему большевики и большевистская власть с такой омерзительной яростью преследовали верующих и церковь. В этом смысле вся наша нация изрядно согрешила. Преследование, расстрелы и ссылка священнослужителей, количество снесенных храмов в Советском Союзе. Ни одна страна в мире не может сравниться по этому показателю с Россией. Почему это происходило?

Дело было не только в материализме, который несовместим с религиозным сознанием. Дело было в другом.

Коммунизм, который исповедовали в то время власть и народ, — это было разновидностью религии. Люди боролись с другой религией, как в Средние века католики боролись с протестантами. Так что истинный коммунизм — это религия. Как можно доказать рационально, мы придем к обществу, о котором писал Карл Маркс. Это предмет веры. Так же, как предметом веры является Царствие небесное. 

Сегодня религия стала инструментом в руках политиков, она стала прагматическим предметом. Человек днем грешит, делает гадости, зарабатывает миллионы, обманывает... При этом он понимает, что грешит, десять заповедей никто не отменял, они глубоко в сознании сидят. Поэтому вечером, нагрешивши, идет в церковь, ставит свечку.

Когда злодеи делают зло, они все понимают и тут им на помощь приходит церковь, которая выполняет роль «крыши»: можно пойти поставить свечку и все зло тебе простят. 

«Религия стала инструментом в руках политиков. А церковь выполняет роль "крыши"» 2Евгений Ройзман*, политик:

— На мой взгляд, атеистов гораздо больше, чем верующих, так что включение Бога в Конституцию может ущемить права большого количества людей.

Все последние 10 лет обсчет верующих проводится по основным праздникам: по Рождеству и по Пасхе. Так вот, согласно социологическим исследованиям, 1,5-2% населения посещает в эти праздники церковь.

Но что более удивительно, православие стало политическим инструментом в руках власти.

Зюганов, например, объявляет себя православным, вслед за ним вся КПРФ объявляет себя православной, а это очень странно, мягко говоря. Тот же Шойгу, который вдруг стал православным и носит крестик, хотя является уроженцем Тувы и должен быть буддистом. Есть подозрение, что православие используется для политического продвижения, что неприятно.

Вообще очень сложно говорить, сколько на самом деле религиозных людей в нашей стране, это касается и последователей ислама. А вот что касается атеистов, то здесь следует отметить, что большинство населения России — именно атеисты. В то же время есть замечательная русская пословица «Тот Богу не молился, кто в море не тонул». Мы знаем множество историй, когда неверующие люди обращались к Богу, шли в церковь, когда в их жизни происходили какие-то страшные вещи, когда они переживали трагедии.

Другое дело, что сегодня официальная православная церковь обслуживает не народ, а интересы правящей верхушки. На мой взгляд, это очевидно. Опять же, это касается не всей церкви, но ее предводителей, мы понимаем, о ком я говорю.

Что касается признания доминирования православия в России и упоминания Бога в Конституции, то здесь следует ответить на важный вопрос: мы хотим, чтобы у нас была православная страна или чтобы у нас была империя? Если нравится империя, то будь готов к тому, что на территории империи живет самый разный народ, с разным цветом кожи и разными вероисповеданием. Если же мы хотим замкнуться в Святую Русь, то будь готов, что получится очень маленькое, но концентрированное государство, это как раз называется «особый путь».

На мой взгляд, у большого количества людей возникает внутренняя претензия к тому, что религия становится государственной, она становится инструментом государственной политики и начинает вторгаться в нашу жизнь. Вдруг появляются люди, которые начинают учить, как любить Родину и прочее. Позвольте, мы и без вас разберемся, для этого есть родители; в конце концов, это дело каждого.

По своему музею Невьянской иконы я вижу, что интерес к духовной составляющей падает, посещаемость музея меньше, количество паломников уменьшается, особенно резкий отток случился после событий со сквером в Екатеринбурге. Это говорит о том, что людям не нравится, когда в их жизнь начинает вмешиваться религия.

«Религия стала инструментом в руках политиков. А церковь выполняет роль "крыши"» 3Михаил Оштрах, президент Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области, доктор физико-математических наук:

— Слово «бог» в Конституции — это не самая фундаментальная проблема. Есть принципы прав человека, именно они должны определять, что должно быть написано в Конституции и других законах. 

Конституция — это закон для государства, он дает основные рамки поведения людей в этом государстве, а значит, закон должен основываться на принципах, которые дают максимальные свободы и гарантии прав населения. Коль скоро у нас свобода вероисповедания является важным атрибутом человека, то каждый вправе выбирать, верит он в Бога или нет. Если в нашу Конституцию в 21 веке добавлять статью о Боге, то мы можем вступить в противоречие с другими статьями закона.

К тому же у нас не все конфессии находятся в равном положении.

Если мы сравним, как живут в России иерархи православной церкви и как живут иерархи других конфессий, то увидим принципиальную разницу. Например, федеральная служба охраны, которая охраняет президента, охраняет и патриарха православной церкви, но не охраняет ни главного муфтия, ни главных раввинов, ни других представителей руководства конфессий.

Я уже не говорю о том, что иерархи православной церкви пользуются большими преференциями, пытаясь показать, что большинство населения России — православные верующие, что, кстати, противоречит статистике.

В каких-то странах Бог упоминается в Конституции, как в США, например. А в каких-то — нет. Как известно, в Конституции Франции не упоминается Бог, и они категорически против этого. Эта нация дала миру примат прав человека. И если мы говорим о правах человека как об основной ценности, тогда в центр всего мы должны поставить человека. Где здесь место Богу — философский вопрос.

***

Ранее в рамках проекта «Умная среда» эксперты обсуждали проблемы государственного образования и перспективы развития альтернативной школы, причины протестов в России и распространения неврозов и депрессий в 21 веке; сравнивали текущий исторический период с застоем 70-80-х гг., а бизнес-климат и качество жизни в России с «новой Европой»; выясняли, что не так с новым поколением работников («Безответственность — проблема 25-летних») и чем «новая экономика» отличается от «старой».

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.