Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

«Ренова» создает аэропортовую империю - 25.10.2010

В «Ренове» основательно подготовились к расширению аэропортового бизнеса. В распоряжение «ДК» попал проект группы по реконструкции международного воздушного порта Курумоч в Самаре. Согласно плану б

ГК «Ренова» силами екатеринбургского аэропорта Кольцово формирует управляющую компанию для семи международных воздушных портов. Она претендует на контроль над аэропортами в городах-миллионниках в обмен на инвестиции. Кольцово, в который группа Виктора Вексельберга за семь лет вложила 10 млрд руб., станет материнской компанией для новых проектов. Сама «Ренова» договаривается с губернаторами.

В «Ренове» основательно подготовились к расширению аэропортового бизнеса. В распоряжение «ДК» попал проект группы по реконструкции международного воздушного порта Курумоч в Самаре. Согласно плану будет создано совместное предприятие Самарской области и ОАО «Аэропорт Кольцово». Доля инвестора в СП составит не менее 75% минус 1 акция. Он обязуется обновить аэровокзальный комплекс, вложив до 2020 г. 6 млрд руб. (из них 3,43 млрд — до 2013 г., в строительство нового терминала). От государства ждут 2,53 млрд руб. — на развитие аэродромной инфраструктуры. На этой неделе представители «Реновы» собираются представить проект самарскому губернатору Владимиру Артякову.
Схожий план в Кольцово подготовили и для международного аэропорта Нижний Новгород (МАНН). Здесь еще два претендента на роль УК: предварительный отбор на региональном конкурсе прошли «Новапорт» Романа Троценко и фонд «Региональные программы» (руководитель — бывший директор Шереметьево Сергей Беляев). По условиям тендера победитель должен выкупить в ходе допэмиссии 73% акций МАНН (стоимость порядка 710 млн руб.) и вложить в реконструкцию не менее 3,3 млрд руб. Смотр инвесторов завершится до конца октября. Антон Федотов, заместитель гендиректора Кольцово по инвестициям, подтвердил «ДК», что намерения «Реновы» в отношении МАНН самые серьезные. «Наш стратегический план включает управление примерно семью крупными региональными аэропортами. Схемы собственности и прихода инвестора могут варьироваться, но мы не зайдем туда, где будет меньше контрольного пакета», — подчеркнул он.
Цель экспансии «Реновы» — заработать на региональном пассажиропотоке в обход транзитной Москвы, последовательно заходя все в новые города. В каждой точке будет собственная УК, созданная при участии Кольцово. Екатеринбургский аэропорт, куда «Ренова» пришла в 2003 г., стал моделью авиабизнеса — ее растиражируют. Гендиректор Кольцово Евгений Чудновский на недавнем заседании транспортного комитета Госдумы высказался ясно: «Региональные аэропорты управляются неэффективно. Зачастую там происходят вещи, интересные для следственных органов. Нужно создать несколько новых УК. В числе инициаторов мы видим и себя». Г-н Федотов дополняет: «Мы достигли экспертного уровня в управлении Кольцово и готовы экспортировать технологии». Так, топы Кольцово будут командированы в новые воздушные порты «Реновы».
Г-н Чудновский также напомнил, что в Кольцово строится последний по инвестпрограмме объект инфраструктуры — грузовой комплекс. «Нам, по сути, больше ничего не надо. Пропускной способности уже сейчас хватит, чтобы обслужить пассажиропоток, больший в три раза. Для нас единственная возможность развития — региональные перевозки, стыковочные и транзитные рейсы. Зона охвата аэропорта, таким образом, серьезно увеличивается за счет региональных самолетов, притока пассажиров в региональные аэропорты, а не в Москву».
Олег Пантелеев, руководитель аналитического агентства «АвиаПорт», сомневается, что точки входа выбраны верно. «Например, МАНН — не самый привлекательный актив для инвестирования. Никакой транзит через Нижний Новгород придумать невозможно. В 400 км от него — Москва, пассажиры предпочитают совершать промежуточную посадку там, — поясняет он. — Вторая проблема — слабые пассажиропотоки. Нижний — город машиностроителей, уровень доходов там не самый высокий, а наземные виды транспорта хорошо развиты». По мнению эксперта, то, что нижегородские власти хотят увидеть на месте нынешнего аэропорта, существенно превосходит потребности города.
Но Кольцово видит потенциал в том, чтобы применять в аэропортах технологию хаба: подтягивать пассажиров из ближних городов и отправлять их за границу. Для развития маршрутной сети «Ренова» намерена завести в семь региональных портов авиаперевозчиков из Кольцово. По мнению экспертов, именно при его содействии 20 октября в Самару пришел арабский дискаунтер flydubai. Неделей раньше первым городом в России для перевозчика из ОАЭ стал Екатеринбург. Однако основной партнер экспансии — авиакомпания «Регион-Авиа».
Ее выбрали, чтобы развивать в Кольцово ближнемагистральные перевозки (до 1000 км). «На самом деле есть несколько зон охвата, которые зависят от емкости самолетов. Когда они развиваются равномерно, растет пассажиропоток», — комментирует Антон Федотов. Цели авиакомпании и «Реновы» совпали, но парк «Регион-Авиа» сейчас недостаточен для масштабной экспансии: у перевозчика восемь самолетов Embraer-120ER и столько же Ан-28. Поэтому Кольцово рассматривает возможность работать и с другими владельцами небольших воздушных судов — «РусЛайном» и Dexter. Последняя выступает в Кольцово как служба авиатакси для VIP-пассажиров, но планирует открыть регулярные рейсы из Екатеринбурга в Челябинск и Пермь.
Экспансию «Реновы» осложняет структура собственности в региональных аэропортах. Показательна Самара: авиационный ангар принадлежит авиакомпании-банкроту «Самара», высокодоходные VIP-терминал, цех бортпитания, парковка и даже земли вокруг аэропорта — стороннему собственнику. Фактически Курумоч лишь арендует федеральное имущество и терминал. И здесь уже назревает конфликт. «Структура собственности на объекты инфраструктуры — препятствие для дальнейшего развития аэропорта», — недву­смысленно говорится в плане, подготовленном в Кольцово.

«Ренова» строит планы на десять лет вперед
Инвестиции в международный аэропорт Курумоч
до 2013 г.
3,43 млрд руб.
новый пассажирский терминал (39 тыс. кв. м)
32 млн руб.
временный зал прибытия ВВЛ
200 млн руб.
наземное оборудование и инфраструктура
 
до 2020 г.
2,024 млрд руб.
расширение здания терминала на 23 тыс. кв. м
200 млн руб.
реконструкция под офисы существующего терминала
180 млн руб.
многоуровневая парковка на 300 мест

Источник: аэропорт Кольцово.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.