Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Ресторация растет на 30%

эксперты Валерий Лоран владелец ресторана «КЭФ» Даниил Пташник директор ООО «Пятый океан — Урал» Станислав Чернецкий председатель совета директоров ТРК «Студия-41» Кирилл Шлаен генеральный директор

В 2007 г. ресторанный рынок продолжил развиваться в русле прошлогодних тенденций. Сделкой года стало разделение крупнейшего местного оператора — компании «Малахит». Среди основных трендов — количественный рост сегмента тусовочных форматов и в целом заведений сasual dining (чек $30-70).

эксперты
Валерий Лоран
владелец ресторана «КЭФ»
Даниил Пташник
директор ООО «Пятый океан — Урал»
Станислав Чернецкий
председатель совета директоров ТРК «Студия-41»
Кирилл Шлаен
генеральный директор компании «Реста Менеджмент»

Что разделили собственники «Малахита»
Почему в Екатеринбурге растут пабы
Кто уходит с рынка

В Москве ежегодно открывается 300 новых ресторанов и почти столько же закрывается. Подобная статистика по Екатеринбургу неизвестна, но рестораны все чаще становятся предметом сделок. Как правило, продавцом выступает непрофильный собственник, а покупателем — специализированная ресторанная компания. Прогнозируется, что в ближайшие годы дефицит недвижимости под общепит сделает такие активы наиболее лакомым куском для рестораторов. Серьезных препятствий на их пути не ожидается: заведения, открытые непрофильными инвесторами, становятся все менее прибыльными.

Операторы борются за ресторанные активы

В 2007 г. на ресторанном рынке столицы Урала перераспределялись активы. Событием уходящего года стал раздел активов крупнейшего ресторанного оператора Екатеринбурга — компании «Малахит». В июле «Малахит» лишился части своих объектов, в том числе в сегменте авторских ресторанов. Это произошло в результате того, что собственники разошлись: помещения «Сандэя» на ул. Луначарского — Первомайская, ресторана быстрого питания «Мак Пик» и закусочной «Время Ч» на ул. 8 Марта — Малышева, а также лаунж-кафе «bo-bo» перешли в ведение новой управляющей компании CBR Group. Эксперты не исключают, что закрытие клубов «Зебра» и «Истерика», располагавшихся ранее на отошедших площадях, тоже было связано с разделом собственности, а не с тем, что формат этих площадок исчерпал себя, как уверяли представители «Малахита». В управлении компании «Малахит» сегодня 15 кафе и ресторанов, 31 точка киосков стрит-фуда (уличные киоски).

Кому именно принадлежит CBR Group — достоверно неизвестно. По неофициальной информации, структура близка к Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Менеджмент CBR Group состоит в том числе из бывших сотрудников «Малахита». В планах компании — открыть новые заведения разных ценовых категорий, в том числе фаст-фуды. Первым проектом CBR Group стало «Лайт кафе», его запуск состоялся летом на первом этаже «Рубина». Осенью на втором этаже открылось кафе «Зефир».

В текущем году из ресторанного бизнеса ушла семья Телешевских (экс-владельцы телекомпании «АСВ»). В 2007 г. компания «Росинтер Ресторантс Екатеринбург» приобрела ресторан «Пампасы», принадлежавший бывшим медиамагнатам. В октябре оператор открыл на месте гурман-клуба комплекс на 200 мест (500 кв. м), состоящий из двух ресторанов — «IL Патио» и «Планета Суши». Сегодня компания управляет пятью точками в Екатеринбурге.

О решении экс-владельцев продать «Пампасы» «ДК» писал еще в мае 2006 г. Причиной затянувшейся продажи гурман-клуба эксперты считают завышенную цену: по неофициальным данным, собственники оценили «Пампасы» в $700 тыс. (данные за 2006 г.). За сколько объект достался «Росинтеру» — официально не сообщалось.

В целом в 2007 г. активность на ресторанном рынке Екатеринбурга снизилась по сравнению с 2005-2006 гг., когда в город зашли несколько известных брендов. Сказался дефицит недвижимости. Федеральные операторы («Крошка Картошка», «Кофе Хауз», «Сбарро» и др.), открывшие свои точки на площадях ТЦ «Мега», пока не вышли за его пределы. Ожидания от экспансии транснационального гиганта «Макдоналдс» пока тоже не оправдались — в течение года сеть ограничилась открытием двух площадок в составе торговых центров.

Новосибирский оператор «Фуд-Мастер» наконец запустил вторую площадку трактира «Жили-Были». Напомним, открывая ресторанный комплекс на ул. Вайнера, менеджмент сети обещал только в 2006 г. запустить шесть-семь заведений.

Планы по созданию сети пивных ресторанов (средний чек — 600 руб.) в середине года анонсировало ООО «Пятый океан — Урал». Сегодня ДАНИИЛ ПТАШНИК, директор компании, говорит, что запустить удалось только одно заведение — на месте бывшего ресторана «Монетный двор» (около 200 кв. м). «Ресторанный бизнес для нас в новинку, поэтому открыться так быстро, как хотелось бы, не вышло», — пояснил он. В 2008 г. г-н Пташник запланировал запуск еще двух пивных.

Развлекательный формат особенно востребован

Как и прогнозировали эксперты «ДК», в городе продолжает расти сегмент тусовочных ресторанных форматов. Одним из крупнейших операторов этого сегмента остается «Реста Менеджмент»: в арсенале компании три паба — The Hooch, «Рози Джейн», James и бар The Chivas Live Bar. Последние два «Реста Менеджмент» запустила в 2007 г. в результате скупки ресторанных площадей, принадлежавших бару «Корона», работавшему в здании городской администрации, и ресторану «Карамель». Как рассказали в компании, общая площадь английского паба James — 550 кв. м, посадочных мест — 163. Новизна формата в том, что заведение должно стать площадкой для stand-up-шоу1, в планах менеджмента проводить выступления представителей КВН и «Комеди Клаб».

«Реста Менеджмент» открыла The Chivas Live Bar совместно с российским представительством компании Pernod Ricard, владеющей брендом виски Chivas Regal. Оператор — единственный учредитель бара, Pernod Ricard Rouss поддержит проект визитами в столицу Урала мировых звезд барменского искусства и диджеев в рамках программ Chivas Regal, а также контролем стандартов бренда. The Chivas Live Bar стал третьим совместным заведением Pernod Ricard с екатеринбургскими рестораторами: компания «Управление отдыхом» запустила в 2006 г. Havana Club, а в 2007 г. — Jameson Bar. Как объяснил Кирилл Шлаен, генеральный директор компании «Реста Менеджмент», марку виски Chivas Regal выбрали для названия, поскольку она считается классическим символом респектабельности и наилучшим образом соответствует ожиданиям премиальных посетителей.

Помимо «Реста Менеджмент» и «Управления отдыхом» в сегменте музыкальных баров и пабов работают «Гордонс» и «Доктор Скотч» (владелец — Рувим Гуткин). Паб «Клуб Гитаристов и Барабанщиков», находящийся на стыке с клубным форматом, открылся на месте бара «Эль-Пасо». Соорганизатор проекта — лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин, имя которого стало одним из основных инструментов продвижения паба. Этот же инструмент взяли на вооружение учредители клуба-ресторана «Вечно молодой», открывшие его в содружестве с солистом группы «Смысловые галлюцинации» Сергеем Бобунцом. Как стало известно «ДК», сам г-н Бобунец не входит в состав учредителей ресторана.

В декабре Станислав Чернецкий, председатель совета директоров ТРК «Студия-41», открыл собственный паб-клуб Ben Hall на 240 мест. Г-н Чернецкий: «Я хотел создать место, где могли бы отдыхать мои друзья и все желающие. Я давно занимаюсь музыкой, поэтому и сам буду периодически выступать на сцене Ben Hall». Он говорит, что паб позиционируется как классический английский и разместился на площадях офисного центра NEBO. Средний чек сопоставим с остальными городскими пабами (на уровне 1 тыс. руб.).

К конкурентным преимуществам своего заведения Станислав Чернецкий отнес охраняемую парковку на 200 мест, наличие VIP-зала, сцены и крупнейшую в городе, по его словам, карту односолодовых виски (154 позиции). Предполагается, что раз в полтора месяца в пабе будет выступать приглашенная звезда.

Под Новый год владельцы ресторана «Швейк» запустили музыкальный паб GLOBUS. В Екатеринбурге к началу 2008 г. работает 15-20 тусовочных ресторанных заведений (со средним чеком 700-1000 руб.), практикующих шоу-программы и живые музыкальные выступления. Рост количест­ва гибридных форматов баров-клубов эксперты связывают с тем, что в городе не хватает увеселительных заведений для публики среднего класса.

Рестораны продолжат расти во всех сегментах

Ресторанный рынок демонстрирует ежегодный рост в 30%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы этот показатель падать не будет. Наиболее активно растет, по их мнению, формат сasual dining, к которому относятся в том числе и тусовочные заведения (чек до $70). Подтверждением служит то, что о своем приходе в Екатеринбург объявил крупный москов­ский оператор этих сегментов — компания «Арпиком» (бренды Goodman, «Филимонова и Янкель», «Колбасофф»). В 2008 г. в одном из офисных центров города «Арпиком» собирается открывать стейк-хауз Goodman.

Наблюдатели отмечают, что рестораны со средним чеком 500-800 руб. будут активно появляться в офисных центрах, гарантирующих площадкам хороший трафик. Это обусловлено в том числе дефицитом в городе подходящих под рестораны помещений, строить же специальное здание под такое заведение пока неоправданно дорого. Известно, что в 2008 г. в нишу ресторанов в «офисниках» собирается заходить «Реста Менеджмент».

В наступающем году ожидается прибавление ресторанов в сегменте премиум-класса, который до сих пор считался заполненным. Бизнесмен Валерий Лоран собирается запускать ресторан француз­ской кухни Vatel. Как ресторатор сообщил «ДК», планируется, что средний чек в заведении будет равен 2,5-3 тыс. руб. Общая площадь Vatel — 550 кв. м, она рассчитана на 100 посадочных мест. Окупить проект г-н Лоран рассчитывает за полтора-два года. По его мнению, наиболее состоятельной аудитории города не хватает ресторанных услуг премиум-класса, поскольку этот сегмент еще далек от европейских стандартов качества.

В демократичном сегменте активность операторов будет также расти. В масштабах страны он увеличивается на 30% ежегодно, тогда как более дорогие форматы — на 15-20%. Игроки рынка ожидают роста числа стрит-фудов. Пока заметных успехов в этом формате удалось добиться только компании «Малахит»: уже несколько лет в Екатеринбурге работает сеть «Донер Кебаб», достигшая 26 точек. В 2007 г. оператор запустил новую сеть «Блинко», за полгода открылось пять киосков. Однако пока, кроме «Малахита», заняться форматом не решился ни один оператор. Причина — в административных барьерах: власти Екатеринбурга по­следовательно ликвидируют трейлеры, в 2008 г. основная их часть будет убрана с улиц согласно постановлению главы города «Об организации объектов мелкооптовой торговли». В 2006 г. в столицу Урала зашел крупный московский оператор стрит-фуда «Крошка Картошка», однако инвестировать в сеть киосков он не спешит (как объясняют в руководстве — слишком велики риски).

Компания «Юниверфуд», оператор демократичного сетевого сегмента, в 2007 г. продолжила географическую экспансию, открыв две точки «Блинофф» на фуд-кортах торговых центров Новосибирска. Сегодня заведения компании расположены в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Челябинске, Казани и Тюмени.

 

1 Stand-up сomedy — разговорный клубный жанр, выступление комедиантов перед зрительным залом с монологами или миниатюрами.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.