Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега»

«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега»
Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Мы не боимся инвестировать во время кризиса, потому что в принципе верим в Россию, в долгосрочный потенциал рынка». Гендиректор IKEA Centres Russia рассказывает, как меняются торговые центры «Мега».

IKEA Centres Russia ведет масштабное обновление торговых центров «Мега» в России: в ближайшие годы в строительство новых и модернизацию существующих ТЦ планируется вложить 100 млрд руб. Компания теперь позиционирует свои моллы не просто как место для покупок, а как пространство для встреч. Чтобы привлечь посетителей, в «Меге» создают зоны для отдыха и обновляют фудкорты: «Вкусный бульвар», объединяющий на одной площадке разные типы ресторанов, появился уже в нескольких ТЦ «Мега». О том, как идет обновление моллов, рассказал в интервью DK.RU генеральный директор IKEA Centres Russia Милен Генчев
Для нас очень важно дать нашим гостям все больше поводов для возвращения. Чисто функциональным шопингом можно заняться в интернете, но получить эмоции, пообщаться вживую, отдохнуть — вряд ли это получится в сети, — объясняет он.
В августе у IKEA закончился финансовый год (с 1 сентября 2016 по 31 августа 2017 г.). Расскажите о результатах. 
 
— Мы очень довольны результатами 2017 г.: 250 млн посетителей, а доля свободных площадей — 1,8% от нашего портфеля в 2 млн кв. м. Причем в Москве вакантно менее 1% площадей, а в регионах мы, скорее, держим стратегический запас для потенциального крупного арендатора.
 
Это хороший результат с точки зрения взаимодействия с нашими гостями. После открытия «Вкусного бульвара» в «Мега Теплый стан» люди все чаще едут туда специально ради него. Увеличилась продолжительность пребывания одного гостя, выросла средняя сумма чека, а конверсия очень хорошая: 91% посетителей «Меги» совершают покупки.
 
Согласно исследованиям, продолжительность пребывания одного человека выросла на несколько минут. Одна дополнительная минута умножается на 17 млн (годовая посещаемость ТЦ «Мега Екатеринбург»)  человек — значит, наши посетители за год провели здесь на 17 млн минут больше. Это сразу отражается на продажах.  
 
Есть ли уже планы по открытию магазинов, о которых могли бы рассказать? 
 
— У нас есть планы по привлечению новых брендов.  IKEA Centres Russia — одна из компаний, через которую в Россию приходят международные игроки. Например, Superdry — британский бренд молодежной одежды. Julius Meinl — известная австрийская сеть кофеен, швейцарский шоколад Lindt, голландский бренд нижнего белья Hunkemöller. Эти бренды начали свое развитие в России с «Меги». 
 
Мы участвуем в выставках MAPIC и Retail Connections, и часто должны выступать как амбассадор российского рынка — зачастую там мы его единственный представитель. Мы рассказываем о рынке России в целом, покупателях и трендах.  
 
В 2017 г. отмечают медленный выход России из кризиса, ритейлеры говорят о росте продаж. Каково самочувствие «Меги»? С одной стороны, люди тратят больше денег на развлечения и еду вне дома, с другой — по-прежнему стараются экономить и не покупать лишнее.
 
— Мы всегда придерживаемся долгосрочного подхода, который базируется на определенной стратегии, идее и концепции, а не достижении только финансовых показателей. И мы не девелопер, который отталкивается от схемы «построить и продать» — мы управляем объектами, глядя в будущее. Поэтому все наши проекты мы начинаем именно с точки зрения этих двух подходов. Конечно, замедление экономики — это не очень хорошо, но мы не та компания, которая будет ждать времен чуть получше, чтобы начать изменения. Их надо делать тогда, когда они стали нужны нашим посетителям и партнерам. Мы не боимся инвестировать во время кризиса, потому что верим в Россию в принципе, в долгосрочный потенциал рынка. С этой точки зрения мы не пытаемся подстроить инвестиции под экономические циклы. 
 
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега» 1
 
Гендиректор IKEA Петер Агнефьель в конце прошлого года говорил, что компания будет открывать менее крупные магазины ближе в центру городов. Может, и в России планируется что-то подобное?
 
— Конечно, это возможность, тренд, и мы должны его учитывать. Ритейл стремится быть как можно ближе к покупателю. У нас нет конкретных проектов, о которых я могу рассказать сейчас, но мы видим, что такая тенденция есть, и совместно с коллегами из розничной сети ИКЕА должны найти тот формат, который будет оптимальным для развития такого городского торгового центра и магазина ИКЕА. 
 
Сейчас мы планируем открывать новые торговые центры в Санкт-Петербурге и Челябинске и делаем фокус на Москву, где видим возможности для открытия на западе, востоке и северо-востоке города. В Челябинске мы планируем запуск до конца 2020 г., в Санкт-Петербурге сначала появится магазин ИКЕА, затем, до конца 2021 г., «Мега». В Москве мы видим потенциал для еще трех ТЦ ближе к 2022 г. — при оптимистичном раскладе, но при более реалистичном — в 2023–2024 гг. Конечно, нам интересны и другие города, но сейчас я не хотел бы называть конкретные места.
 

Объединить ТЦ и онлайн-данные

При совмещении офлайн- и онлайн-платформ возникает много возможностей для синергии, убежден г-н Генчев. Так, запуск обновленного приложения «Меги» позволит посетителям узнавать ассортимент и остаток товаров в конкретном магазине. Или, например, объединить знания дизайнеров и специалистов по моде, чтобы с помощью приложения покупатели могли проще подбирать гардероб. 
 
Как развивается онлайн-направление, какие нюансы вы здесь видите?
 
— У нас есть внутренний проект «Мега-онлайн». Понимаете, мы не продаем товары напрямую, поэтому работаем над созданием платформы, которая может объединить бренды и покупателей. Мы запустили несколько важных элементов подготовки к e-commerce: многоканальный центр для общения с посетителями — не только телефон, но и все соцсети, мессенджеры и sms. Интегрировали единую концепцию  для web-сайта, приложения, соцсетей и общения в офлайне. 
 
Часто торговые центры рассматриваются как типичный офлайн-проект. Но мы видим, что есть много дополнительных элементов и возможностей синергии между офлайн- и онлайн-форматами. Мы много работаем над запуском платформы «Мега-онлайн», но конкретную дату запуска я пока не хочу называть, потому что здесь многое зависит от возможностей и амбиций наших партнеров.
 
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега» 2
 
Что запуск платформы «Мега-онлайн» изменит для посетителей? Они смогут видеть ассортимент и доступность товаров, которые продаются в магазинах наших партнеров в «Меге». Конечно, мы добавим много дополнительного контента исходя из нашего профессионализма и нашего понимания рынка в целом. 
Думаю, мы можем соединить здесь знания дизайнеров, специалистов моды и других сфер, чтобы покупатель не только понимал, что и где он может найти, но и, например, как можно сочетать модные тенденции и разные бренды. Это очень важный элемент.
Мы хотим создать возможность для co-creation, для совместного творчества как молодых дизайнеров, так и крупных российских и иностранных брендов.
 
В мире и в России растет количество домохозяйств, состоящих из одного человека. «Мега» же во многом ориентирована на семьи с детьми.
 
— Тот же «Вкусный бульвар» и зоны отдыха — это не только про еду, это гастрономический и социально-культурный центр. В «Мега Химки», к примеру, мы добавили центр культуры, где проводятся выставки, различные мероприятия и мастер-классы. Мы добавляем элементы, которые интересны посетителю любого возраста вне зависимости от того, семьи это, одиночные посетители или родители со взрослыми детьми, живущими отдельно. Мы понимаем, что наши охват и привлекательность не могут быть направлены только на одну группу, но мы должны сфокусироваться, потому что охватить все невозможно. Да, мы определяем «Меги» как семейные торговые центры, где есть детские площадки и развлечения. Но есть и много других элементов. 
 
На рынке принято разделять покупателей по социодемографическим признакам: молодежь, которая, как считается, ведет себя определенным образом; посетители с семьями, заинтересованные в экономии, эффективности и комфорте; представители поколения с выросшими детьми. Все они делают покупки по-разному. Мы понимаем: сегодня может прийти семья, состоящая из мамы, папы и двоих детей, а на следующий день — одна мама, и у нее будут совсем другие мотивы посещения. При этом по социодемографическим параметрам эта мама — один и тот же человек, просто с разными целями и разным настроением. Нам нужно сделать настолько разнообразное зонирование пространства и предложение с точки зрения магазинов и ресторанов, чтобы гостю «Меги» было комфортно во время каждого визита. 
 
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега» 3
 
Планируется ли в дальнейшем усиливать развлекательную составляющую? 
 
— Конечно, мы работаем в этом направлении. Например, в «Меге Дыбенко» в Санкт-Петербурге мы добавили большую парковую зону, детские и спортивные площадки. Все эти элементы и концепции пространства для встреч будут появляться и Екатеринбурге, и в других центрах, например, «Мега Химки» и «Мега Адыгея- Кубань». 
 

Ритейл в ТЦ как шоу-рум

В современных торговых центрах сосредоточен гигантский объем данных о посетителях. Если правильно ими распорядиться, то можно присылать покупателям уведомления в то время, когда они уже настроены на покупки. Г-н Генчев отмечает еще одну важную тенденцию: продажи уходят в онлайн, и магазин в торговом центре начинает играть роль шоу-рума. Это изменит и ставку, которую арендаторы платят ТЦ.
 
На ваш взгляд, изменится ли бизнес-модель торговых центров, в том числе и «Меги», будут ли они зарабатывать не только на арендаторах? Может, кроме ресторанов, зон отдыха и выставок появится что-то еще?
 
— Это уже какие-то революционные изменения, сомневаюсь, что они появятся в ближайшем будущем. Мы много работаем в направлении инноваций и видим, что новые тенденции, такие, как виртуальная реальность или добавленная реальность, могут технологически менять облик торговых центров и взаимоотношения с потребителями. Но эти вещи, скорее, относятся к будущему. 
 
Если говорить о более близкой перспективе, то, думаю, будет больше возможностей работать не только с типичным ритейлом, но и с другими партнерами. Наше пространство для встреч создано для привлечения людей. Людям, которые сюда приходят, интересны и банковские услуги, они покупают автомобили, путешествуют... Думаю, это направление будет открывать все больше и больше возможностей. Нам интересен не просто большой показатель — 250 млн человек посетителей — интересно, что это за люди? С помощью современных технологий о них можно узнать намного больше. Сейчас, посмотрев о вас информацию в интернете, я могу сказать, что вы любите, где путешествуете, что вам интересно, и так далее. Это дает огромные возможности для более релевантных, направленных на конкретных людей предложений, и не только тех, которые касаются розничной торговли. 
Думаю, торговые центры как место привлечения большого количества людей, где есть возможность познакомиться с брендом, его философией,  будут все более и более интересны и для других индустрий, не только ритейлу. 
«Ритейл в ТЦ приобретает черты шоу-рума». Милен Генчев — о реконструкции центров «Мега» 4
 
В «МЕГА Химки» мы установили счетчики и знаем, сколько посетителей находится в ТЦ и куда они заходят. Программа лояльности MEGACARD также позволяет получать информацию о том, как люди совершают покупки. Используя электронные биконы (технологию, позволяющую определять местоположение), мы можем контактировать с людьми, которые в данный момент ищут что-то конкретное: например, если человек делает покупки в спортивных или детских магазинах, то мы можем оперативно отправить ему уведомление о том, что в таком-то магазине проходит акция. Это не просто стандартное sms, которое получаешь, надо это тебе или нет. Сообщение приходит в тот момент, когда человек настроился на шопинг.  Все эти данные позволяют нам эффективнее выстраивать совместную работу с нашими партнёрами: имея эту информацию, мы можем более определенно говорить о конверсии, потому что наша роль — принести в ТЦ трафик. 
И здесь есть четкая тенденция: ритейл в ТЦ все больше приобретает черты шоу-рума, где демонстрируется товар и у людей есть возможность получить новый опыт от взаимодействия с брендом, а основные продажи могут уходить в онлайн.
С этой точки зрения взаимоотношения с нашими арендаторами в будущем должны быть основаны не на плате в виде процента с оборота, а на возможностях демонстрации бренда. С этой точки зрения в дальнейшем для нас будет все более актуальной ставка на квадратный метр. Когда мы говорим о проценте от оборота, то онлайн-бизнес тоже должен быть включен, чтобы отразить в ставке тот объем продаж, который происходит в интернете, но покупатель пришел туда через торговый центр. 
 
Российские бизнесмены часто жалуются на рост налогов по кадастровой стоимости — насколько этот вопрос актуален для вас? 
 
— Да, для нас это актуально: зачастую непонятно, чем вызван рост кадастровой стоимости недвижимости. Конечно, мы оспариваем ее в законном порядке. Не назову конкретную цифру, но увеличение есть, мы его чувствуем, и эта часть налога — одно из самых существенных и непредсказуемых изменений. 
 
В общем и целом, я могу сказать, что вижу довольно большой интерес и поддержку со стороны власти. «Мега» — большой инфраструктурный объект, и он не может реализоваться в отдельности от планов по развитию города. Поэтому мы всегда в открытом и прозрачном диалоге: каковы наши планы, где мы хотим развиваться вместе с регионом. 
 
Фото: Игорь Черепанов / DK.RU, пресс-служба IKEA Centres Russia
Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.