Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Роман Заболотнов переформатирует супемаркеты

ТС «Монетка» отказывается от формата «Монетка-Супер» — 20 магазинов переделают в гипермаркеты «Райт». Такая унификация повышает шансы компании привлечь инвестора.

Оборот «Монетки», работающей в нескольких регионах, в том числе в Москве (партнерские магазины), растет на 28-32% в год. В октябре 2012 г. в сеть входило 409 магазинов — 25 большого формата («Монетка-Супер» и «Райт»), остальное — дискаунтеры. К концу 2012 г. число торговых точек увеличится до 435, к концу 2013-го (прогноз) — до 600. При таком темпе нужно инвестировать в развитие 4-6 млрд руб. в год. В начале 2012 г. Роман Заболотнов заявлял, что акционеры намерены привлечь портфельного инвестора. Пакетом, который эксперты оценивали в $90 млн, интересовался инвестиционный фонд Russia Partners, но стороны не договорились. По словам г-на Заболотнова, помимо этого варианта у него есть еще несколько способов финансирования. Каких именно — не уточняет.

Что вам дает смена формата «Монетки-Супер»?

— Первую «Монетку-Супер» мы открыли в 2002 г. в ТРЦ «Екатерининский». Это был эксперимент с форматом, оправдавший наши ожидания, но за десять лет магазиностроение ушло далеко вперед. Изменились подходы к конфигурации зала, навесному оборудованию, энергопотреблению, расположению товарных групп на полках. И покупатель стал требовательным. А гипермаркет «Райт», который мы позиционируем как магазин повышенного комфорта с невысокими ценами, проектировался уже по-новому. Его внутренним оформлением занималось английское дизайнерское агентство. Самый большой «Райт» на 5 тыс. кв. м мы открываем в Стерлитамаке. С точки зрения технологий там все правильно.

У вас есть оцифрованные показатели, насколько смена формата «Монеток-Супер» повысит их эффективность?

— Да, если мы меняем бренд, ремонтируем помещение, ставим новое оборудование, увеличиваем проходы и снижаем цены, оборот увеличивается от 20 до 35%. При том что площадь остается прежней — около 3,5 тыс. кв. м.

Почему «Монетка» развивается в других регионах, в то время как федеральные сети — Х5, «Магнит», «О’КЕЙ» — приходят в Екатеринбург?

— Мы и в Екатеринбурге каждый год открываем новые дискаунтеры. Но в последнее время отказываемся от площадей в центре города из-за неадекватных арендных ставок. Есть примеры, когда аренда магазина площадью 400-500 кв. м обходится в миллион рублей в месяц. При дневной выручке около 300 тыс. руб. доля аренды в обороте получается примерно 12%, а баланс сходится только при 8%. Ни одна сеть на таких условиях работать не сможет. В нескольких магазинах сети у нас аренда выше, чем даже в Нью-Йорке, куда мы ездим перенимать опыт. При том что до Америки нам далеко. По оценкам, к 2015 г. благодаря массовому строительству появится много новых площадей, и арендодателям придется умерить аппетиты. Думаю, ставки упадут даже не на проценты, а в разы.
С большими форматами своя сложность — для них трудно найти хорошую площадку. Поэтому в ближайшее время мы собираемся открывать магазины в Серове, Стерлитамаке, Ханты-Мансийске и Нижневартовске, где есть платежеспособный спрос и невостребованные торговые площади. За 2012 г. мы удвоили свое присутствие в ХМАО. То же самое можно сказать о Екатеринбурге и Свердловской области. И хорошо развиваемся в Перми — это новый для нас регион, сейчас там уже порядка 35 магазинов.

Летом вы говорили, что готовы продать часть бизнеса портфельному инвестору, чтобы на его деньги развивать сеть. А больше сообщений не было. Не продали?

— Нет, не продали.

Не сумели договориться?

— Сейчас рынок тяжелый в плане активности финансовых инвесторов, не самые лучшие времена переживает. А развитие больших форматов требует порядка $100-$150 млн в год. Сети дискаунтеров — примерно столько же. Для компании это достаточно большие деньги, и мы не можем использовать только кредиты, необходимо и акционерное финансирование.

На какие деньги вы сейчас развиваетесь?

— На собственные и на заемные.

И ваш долг банкам растет?

— Наш долг растет, да.

В «Ашане» считают, что покупатель, уставший за 2008-2010 гг. от дискаунтеров и гипермаркетов, возвращается в магазины у дома.

— Это временное. При развитии технологий и усилении конкуренции разница в закупной цене (соответственно и в ценах на полке магазина) в ближайшие 4-5 лет станет драматической. Как только покупатель это почувствует, трафик в маленьких магазинах быстро сократится до уровня, когда торговля станет нерентабельной.

Вы отмечаете приближение новой волны кризиса?

— Да, об этом свидетельствует рост банковских ставок, замедляющий развитие компании. Три месяца назад мы брали кредиты под 8,5%, а теперь — только под 11%, и прогнозы довольно мрачные. А чем дороже деньги, тем выше стоимость новых магазинов и в конечном счете цена товара на полке.

Что принципиально изменилось на рынке ритейла в 2012 г.?

— Все как обычно — конкуренция усиливается, покупатель становится более требовательным к качеству продуктов, цене и отзывается на специальные предложения. Главная внутренняя тенденция в том, что контроль над уровнем расходов становится приоритетным — на первый план выходят новые технологии, большей частью логистические.

Например, какие?

— Ну какие... Мы переходим на собственный автотранспорт. У «Монетки» сейчас работает около 150 грузовиков — это количество каждый год будет расти на 30-40%, потому что мы не доверяем логистику другим операторам: своевременная доставка товара в магазин становится все более и более значимой. А в магазинах внедряем гибкий график, повышаем эффективность работы кассира, делаем его работу универсальной.

Как можно повысить эффективность работы кассира?

— Мотивация, контроль, новые кассы, более удобная технология работы, учеба, повышение квалификации. И опять же мотивация. Текучка в этом году у нас снизилась на 15% по сравнению с прошлым годом. Это очень неплохой показатель.

Может быть, появились новые товарные группы, продажи которых растут быстрее, чем традиционный ассортимент?

— Сейчас речь идет о расширении нон-фуда — в этом году его доля в обороте супермаркетов впервые превысила 8%. Это значимый показатель. Есть, например, такие резиновые сапожки-ботильоны. Для нас это непрофильный товар, купленный напрямую в Китае, но «Монетка» предлагает его по промоцене в 299 руб. За последние два-три месяца мы продали 16 тыс. пар и стараемся такие сезонные вещи продвигать, чтобы покупатель видел разнообразие товаров в магазине. Это нормальная общая тенденция, когда магазин выставляет низкую цену на бананы и одновременно предлагает людям велосипеды, текстиль или обувь. Доля нон-фуда будет и дальше расти. В ближайшее время мы хотим довести ее до 10-11%. При этом роль категорийного менеджера становится ключевой — от его способностей зависит уровень лояльности покупателей.

А есть у вас очевидное конкурентное преимущество?

— Мы сами импортируем фрукты и овощи. Это дает «Монетке» выигрыш перед сетями, приобретающими их у посредников, — цена меньше, качество выше. Но сам процесс достаточно трудоемкий — нужно покупать свои машины, заводить отдел внешнеэкономической деятельности, создавать базу зарубежных поставщиков. Мы шли к этому несколько лет. Построили собственные мощности по газации бананов, которые покупаем в Эквадоре. Много везем из Европы, Азии, Африки. Компания открыла в регионах распределительные центры, с которых весь фреш приходит в магазины. Овощи и фрукты — это основной трафик-мейкер. Когда покупатель привыкает, что в магазине можно купить свежие яблоки, апельсины и виноград, проникновение этой товарной категории в чек растет. И в результате мы получаем лояльного покупателя. Сейчас это — главный результат.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.