Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Россияне начнут экономить на шоппинге

О снижении траффика в торговых центрах крупные игроки рынка сообщили ещё в прошлом году. Продолжится ли тенденция в этом году – в материале DK.RU.

- В условиях кризиса посещаемость и среднее пребывание в ТРЦ как правило снижается, также сокращается средняя величина расходов при посещении ТРЦ. Так, на примере 2009 г. в среднем посещаемость ТРЦ снизилась на 30-35%, - говорит DK.RU консультант практики «Инвестиционное консультирование» консалтинговой группы «НЭО Центр» Оксана Торойкина.

Чтобы увеличить посещаемость, торговые комплексы проводят на своих площадях развлекательные программы и ивенты. К примеру, сейчас во многих ТРЦ можно увидеть площадки с показами мод, выставками, розыгрышами призов. По словам крупных игроков рынка, это позволяет увеличить посещаемость торговых комплексов в среднем на 20-30%.

Собственники ТРК стараются по максимуму использовать не только свои площадки, но прилегающую территорию. Рядом с ТРЦ открываются катки, дельфинарии, передвижные цирки, летние пляжи, спортивные площадки, минизоопарки и т.д.

- Все большую роль на рынке играет покупатель, у которого появляется больший выбор - в какой торговый центр пойти. Определяющими в этом решении становятся якорные арендаторы и специализация торгового центра - соблюдение заявленной концепции, - рассказывал ранее DK.RU руководитель портала о коммерческой недвижимости knkras.ru Георгий Куприянов.

О том, как важно найти свою нишу и следовать заявленной концепции в конце 2013 г. сообщал советник по маркетингу президента компании DVI Group Дмитрий Патрацкий на открытии ТРК «КомсоМОЛЛ» в Красноярске. Дмитрий Патрацкий выражал уверенность, что одного шоппинга покупателям мало, посетитель должен быть вовлечен в социальные проекты и чувствовать себя в ТРЦ, как дома.

В конце прошлого года директор ТРЦ «Гринвич» Дмитрий Сарапульцев сообщал DK.RU, что есть угроза закрытия небольших ТРЦ из-за усиления крупных торговых комплексов.

Руководитель отдела исследований Cushman&Wakefield Денис Соколов* в своей колонке для РБК выразил мнение, что российские торговые центры никогда не опустеют.

- Даже при самом неблагоприятном экономическом сценарии российские ТЦ скорее будут похожи на ярмарки конца девяностых, чем на торговые моллы-призраки из американской глубинки. Торговые площади, оставшиеся от сетей, начнут занимать мелкие предприниматели (...) Будет происходить сокращение занятости, особенно в регионах, и мелкоформатная торговля может дать толчок развитию малого бизнеса и рынку труда. Ведь малым предпринимателям легче всего осваивать именно розничную торговлю. Они, как это было и в девяностые годы, могут на время заполнить освободившиеся ниши, - полагает эксперт.

В том, что ТРЦ не останутся без покупателей, уверен и член совета директоров девелоперской компании «СтройИнвестТопаз» Максим Раевский. Клиенты дорогих ТРЦ будут смотреть в сторону экономичных комплексов.

- ТРЦ не останутся без покупателей - просто их клиенты будут переходить от более дорогих и «элитных» ТРЦ в более простые. Те, кто предпочитал «Времена Года», перейдет в «Европейский», «Охотный Ряд». Те, кто занимался шоппингом в «Европейском», будет смотреть в сторону «Меги». Собственникам ТРЦ следовало бы сосредоточиться на качестве услуг - наличию удобной бесплатной парковки, на недорогих развлечениях, например, хороших кинопоказах, на различных акциях и скидках, которые будут разово привлекать посетителей. Многие посетители, наверное, в поисках одежды будут посещать даже недорогие спортивные моллы, такие как «Декатлон», вместо «Меги».

Как будут развиваться ТРЦ в кризис?

Опрошенные эксперты DK.RU уверены, что сейчас многие ТРЦ сосредоточатся на развлекательной программе, чтобы удержать посетителей.

- Проведение развлекательных мероприятий в ТРЦ необходимо и является одним из элементов антикризисной маркетинговой программы, главная задача которой - сохранение посещаемости торгового центра. Для поддержания привлекательности ТРЦ, важно придерживаться концепции, что торговый центр - место не только для шопинга, но и для проведения досуга, - говорит Оксана Торойкина.

- Семьи с детьми, конечно, рассматривают ТРЦ больше как место для приятного времяпрепровождения и развлечения в выходной день, поэтому наличие хороших и бесплатных площадок и аниматоров для детей будет дополнительным плюсом, - говорит Максим Раевский.

Тем не менее, развлечения не приносят такой прибыли, как арендаторы, уверен младший партнер практики «Девелопмент» Консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Закускин.

- Развлекательная составляющая не приносит такой доли прибыли собственнику, как традиционные арендаторы - их задача стоит в другом - увеличить посещаемость и время пребывания людей на территории ТЦ, а количество  денег, потраченных ими, увеличивается, что приводит к успешности проекта в целом, - говорит эксперт DK.RU.

По мнению Александра Закускина, сегодня собственникам ТРЦ стоит заняться оптимизацией затрат на содержание и эксплуатацию комплексов и сохранять текущий пул арендаторов, в каких-то вопросах быть готовым идти на уступки.

Тег: обзоры DK.RU

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.