Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Российские стартаперы часто считают своего клиента отбросом общества. А в США он — бог»

«Нашим фаундерам нередко кажется, что в Штатах денег куры не клюют, можно собрать инвестиции — и все. Не получился проект — и не получился». Что мешает российским предпринимателям покорить Америку.

С копией российских продуктов бессмысленно выходить на рынок США —  подобных проектов в Штатах полно, говорит Екатерина Дорожкина, управляющий партнер инвестиционного фонда Starta Ventures и Starta Accelerator. «Основатели могут приехать, сильно обжечься, потратить много денег и уехать обратно», — предостерегает она. Проекты российских основателей, как правило, сильны с технологической и продуктовой точки зрения, но их основатели (фаундеры) понимают американский рынок хуже местных предпринимателей, поэтому зачастую сталкиваются с проблемой продаж. Другие трудности — визовые вопросы и недостаточное понимание американской культуры общения с инвесторами — Екатерина Дорожкина раскрыла в интервью DK.RU.

 

Справка:

Starta Ventures — это два венчурных фонда ранних стадий, криптофонд и Starta Accelerator, а также коворкинг в Нью Йорке. Управляющие партнеры: Алексей Гирин, Екатерина Дорожкина, Серж Мильман, Сергей Васильев. 

Фонд инвестирует в технологические проекты ранней стадии, основанные предпринимателями из Восточной Европы, в том числе из России, Украины, Беларуси и Прибалтики, куда перебрались многие российские и белорусские фаундеры.

Starta Accelerator — флагманский проект Starta. Акселератор помогает предпринимателям адаптировать проекты и найти точки роста на американском и глобальном рынке. Акселератор инвестирует в компании $130 тыс. за 7% капитала (непосредственно деньгами — $20 тыс.), а их фаундеры проходят 3,5-месячную обучающую программу. Всего через программу Starta Accelerator прошли более 70 проектов. Часть из них получили последующие (follow-on) инвестиции от венчурного фонда Starta Ventures и его LP. Объявлен седьмой набор в акселератор (batch 7).

Акселератор финансируется через специальную инвестиционную компанию. Инвесторы акселератора — венчурный фонд Starta, партнеры Starta, ИТ-предприниматели, в числе которых основатель Qiwi Сергей Солонин, основатель UniSender Евгений Медведников, и компания CrossCoin, которая провела в прошлом году ICO. Целью ICO были инвестиции в Starta Accelerator.

В числе инвесторов венчурного фонда Starta только частные лица, среди которых есть известные бизнес-ангелы Богдан Яровой и Сергей Дашков.

 

Какие вопросы можно назвать самыми болезненными для фаундеров из России и стран СНГ, когда они едут в Америку?

— Сейчас на рынок США выходит меньше российских предпринимателей, чем раньше: с приходом к власти Дональда Трампа стало очень много визовых проблем, с которыми они сами не справляются. Конечно, трудности были и до этого: как правило, у технарей из России не самое обычное образование (Есть формальный непубличный список специальностей и обстоятельств, по которым консул на месте не может решить, можно ли выдавать визу. Обычно такое происходит, если образование связано с биохимией, с биологией, с некоторыми инженерными дисциплинами — прим. ред.), и часто их отправляли на вторую проверку для получения визы.

Но сейчас предпринимателям иногда физически некуда пойти на собеседование — даже в Москве получить визу в США практически невозможно. Поэтому за американской визой приходиться ездить в Европу, Казахстан и другие страны.

Раньше в решении визовых вопросов помогало российско-американское торгпредство, а сейчас мы как акселератор нашли нью-йоркского конгрессмена, который готовит для предпринимателей сопроводительное письмо. Это письмо отправляют в посольство, и оно помогает оперативно получить разрешение на въезд.

К тому же раньше предприниматели могли открыть счет в американском банке дистанционно, не выезжая из России. Сейчас это сделать труднее: банки закрутили гайки и могут закрыть счет без объяснения причин за один день, и дел с вами иметь не будут.  

Политические разногласия не важны для американских инвесторов, если они видят хорошую возможность вложить деньги. Инвестиции проще привлечь, если у проекта есть четкая юридическая структура, конкретный основатель, а сам бизнес прозрачен.

Но к российским фаундерам иногда возникают репутационные вопросы. Были случаи, когда они пробежались по верхам в Силиконовой долине, собрали деньги, а потом впали в «звездную болезнь». Американская бизнес-культура немного другая, и российским предпринимателям надо понять базовые отношения с инвесторами.

Нередко нашим фаундерам кажется, что в Штатах денег куры не клюют, можно собрать инвестиции — и все: не получился проект — и не получился. Они не понимают, что отношения инвесторов и фаундеров строятся на долгосрочной основе, что американские предприниматели из кожи вон лезут, чтобы вернуть деньги, что они все равно могут обратиться к инвестору за поддержкой, даже если не взлетит текущий проект. Хорошие истории так быстро не создаются. 

Проекты из России конкурентоспособны с технологической точки зрения?

— Очень конкурентоспособны. И часто наши проекты сильнее местных при равной оценке. Например, при оценке в $2 млн американский стартап имел бы только презентацию, звездную команду и базовые наработки. В российском, в который мы бы вложились, были бы уже не только «звезды» в команде, но и разработчики, экспертиза, MVP (Minimum viable product, минимальный жизнеспособный продукт, готовый для тестирования на целевой аудитории), первые продажи и первые клиенты. Преимущества российских проектов очень заметны с точки зрения продукта и технологии. Но продажи, конечно, хромают.

Мы фокусируемся не на миллиардных стартапах, «единорогах», а на выращивании проектов, которые получают предложения о поглощении от конкурентов — ради сильной технологии, команды, разработки.

Сейчас во многих проектах есть местные советники (эдвайзеры) и сооснователи (кофаундеры). Я всегда советую предпринимателям из России и стран СНГ сразу искать здесь в США местные кадры. Когда в команде есть человек, который задает много неудобных вопросов и выводит российского фаундера из зоны комфорта, из ощущения, что он якобы все знает и что у него продукт лучший, это очень сильно помогает и меняет подход к построению бизнеса.

«Российские стартаперы часто считают своего клиента отбросом общества. А в США он — бог» 1

Екатерина Дорожкина и Серж Мильман. Фото: Starta Ventures

Какие проекты сейчас можно выделить как самые яркие и перспективные?

Самый успешный — дрон-такси Hoversurf: у основателей уже готов прототип, опробованный на человеке, и они получили заказ от дубайской полиции. Они привезли этот дрон в Штаты и в этом году участвовали в космическом шоу на открытии New York fashion week. Дрон заметили и долго о нем говорили, это произвело приятный фурор.

Других примеров много, но они разного характера, потому что наш портфель в акселераторе не имеет определенного фокуса. Можно вспомнить проект Cindicator — сервис для аналитиков, основанный на точности прогнозов, которые делает толпа.  

Когда мы отбираем проекты, то делаем ставку на основателей. Продукт может поменяться тысячу раз, и если ребята знают, как его делать, то для нас это не вопрос.

Например, сначала основатель Cindicator Михаил Брусов думал применить технологию в маркетинге и рекламе, но позднее он встретился с нашим ментором в программе, который дал ему почитать книгу советника канадского премьер-министра Дена Гарднера — о точности предсказаний толпы. Согласно этой теории, коллективные прогнозы оказываются одними из самых точных.

Тогда мы начали задумываться, почему бы не применить эту технологию в финтех-сфере. Переделали весь проект, и это приняло форму новой компании — Cindicator. Фаундеры собрали $15 млн, сейчас капитализация их проекта превышает $150 млн. Они сделали финансово очень сильный продукт, который может использоваться в любом трейдинге.

Такие истории говорят о силе основателей, которые смогли пройти через огромное количество стресса и адаптации. Негативный фидбэк про начальный продукт не сломил фаундера Cindicator, и он смог построить компанию. Cindicator был в первом наборе, когда мы только начинали акселератор и сами были стартапом.

Тогда не все инвесторы верили в финтех — многие отказались вкладывать деньги, потому что посчитали технологию нереальной. Но некоторых из этих инвесторов я встретила в Нью-Йорке в начале этого года. Они сказали, что вложились в интересный проект, и много на этом заработали. Я улыбаюсь и говорю: «Наверное забыли, но это наш портфельный проект, в который вы отказались инвестировать полтора года назад». Их округлившиеся глаза надо было видеть.

В прошлом году был бум интереса к криптовалютам и связанным с ними проектам, а в этом году, по ощущениям, он значительно спал.

— Интерес к крипте не спал, но это хайповая тема, которой мы никогда не придерживались. В этом наборе у нас есть блокчейн-проекты: мы верим в технологию блокчейна и ее будущее. Поэтому стали партнерами отдельного криптофонда, и интересные криптопроекты направляем туда.

При отборе криптовалютных проектов для инвестирования применяются те же венчурные способы: анализ команды и MVP. Но если у инвесторов нет базового понимания, как оценивать такие проекты, то они обжигаются. На каждый набор у нас подается более 400 заявок, поэтому мы уже кожей чуем, где цифры «бьются», где нечистоплотные фаундеры и проект — фейк.

За последний год было очень много скандалов, связанных с репутацией предпринимателей. Нередко они сильно влияли на их бизнес. Какие можно дать рекомендации, чтобы избежать таких случаев?

— Думаю, не бывает хорошего или плохого пиара. Конечно, есть черный пиар, но это отдельная тема. Даже негатив можно научиться использовать себе свою пользу. Приведу пример: стартап-акселератор Y Сombinator по ошибке разослал письма представителям 15 тысяч проектов о том, что они приняты в онлайн-школу. Но позднее Y Сombinator написал: извините, вышла ошибка, вы не приняты. И второе письмо как раз вызвало большой всплеск негатива и отчасти подорвало репутацию Y Сombinator.

В таких случаях стоит подсчитать: сколько стоит онлайн-курс? Почти ничего — есть только определенные издержки. Можно ли дать доступ к курсу всем 15 тысячам? Да, Y Combinator так и поступил. Или всех «послать» и расстроить людей? В таких случаях нужно уметь осознать ошибку и быстро понять, как с ней жить. Например, все-таки дать доступ к курсу всем в данном случае означает разворот ситуации себе на пользу. Если дать людям такой выбор, они становятся более лояльными и пойдут вам навстречу, при том, что могут даже не воспользоваться предложением. У них не останется негативного послевкусия «взяли и послали».

Есть хороший пример с нашей портфельной компанией HealBe — проект по производству наручных часов с подсчетом калорий. Ее основатели собрали деньги на запуск с помощью краудфандинговой кампании, долго делали первую версию продукта и выпустили ее. Но в проекте было много багов и это привело к негативу со стороны потребителей.

На тот момент, российские фаундеры просто не знали, как работать с таким потоком негатива. Вместо того чтобы публично сказать: «Простите, профакапили», признать ошибку и сказать, что они ищут решение и им нужно время, они ушли в себя и отмалчивались.

Мы говорили основателям, что надо не прятаться, а работать с такими ситуациями. Сейчас дела у HealBe пошли намного бодрее: они выпустили вторую версию продукта, которая получила хорошие отзывы от экспертов индустрии, получили предложение о поглощении.

Стоит добавить: нужно ценить «клиентский» подход, customer service. Зачастую у российских фаундеров его нет, они не ценят своего клиента и считают его отбросом общества. В Америке наоборот, клиент — это бог. Даже многие инвесторы смотрят, какие отзывы о компании пишут ее клиенты.

«Российские стартаперы часто считают своего клиента отбросом общества. А в США он — бог» 2
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.