Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Розничная торговля взлетела, но скоро умрет»: как автомагазины Урала обманывают кризис

Почему уральские автомагазины расширяют «бесперспективные» направления торговли, и покорят ли рынок Екатеринбурга экономичные «гаражные» автомастерские. Тренды рынка в материале DK.RU

Резкое падение покупательной способности граждан стимулировало приток на уральский вторичный автомобильный рынок нового потока клиентов. Огромный парк машин жителей Екатеринбурга не может не обслуживаться, а в условиях экономии автовладельцы все чаще выбирают вместо покупки новой машины ремонт старой. При этом они становятся все более требовательными, что заставляет игроков рынка и профессиональные сайты развивать для этой аудитории новые сервисы.  
 
«Так как на нашем сайте размещается информация об автомобильных компаниях Екатеринбурга, прайсы и предложения, мы можем отслеживать тенденции по запросам покупателей. И в последние два года мы наблюдаем смену этих запросов. После провала автомобильного рынка и взлета ценника на новые машины, пользователь обратил внимание на обслуживание автомобилей и стал более требовательным в выборе компаний. Учитывая два этих фактора, интернет-сайты постоянно разрабатывают новинки и запускают уникальные сервисы, которые будут отвечать нынешним запросам посетителей. Таким образом, возрастает внимание к самому пользователю, его интересам и потребностям. Это не значит, что о клиентах теперь забыли. Например, в своих разработках мы учитываем сокращение бюджетов рекламодателей и нацеленность компаний на trade-маркетинг»,  комментирует Карина Савицкая, руководитель автомобильного портала pogazam.ru.
 
Однако тенденция перетекания клиентов из салонов новых автомобилей в автосервисы не означает, что кризиса на этом рынке нет. Напротив, игроки сталкиваются с необходимостью серьезно менять свои стратегии. 
 
«В 2008 году мы использовали стратегию увеличения товарных запасов по прежней цене. Сегодняшнее время намного тяжелее, так как кризис затяжной, и меры увеличения остатков не сработали. Сейчас мы развиваем розничное направление, открываем новые магазины. Но в будущем их ждет вымирание из-за снижения наценки на запчасти»,  отмечает Владимир Веремеенко, коммерческий директор сети монобрендовых автомагазинов: Рено Пежо, Луи Рено, Форд66, Франц, Фокус, Француз.
 
По мнению экспертов, лежащие на поверхности тренды обманчивы. То, что вроде бы развивается сейчас, для рынка  —  уже вчерашний день. К примеру, по прогнозам через 15-20 лет автомагазины как отдельный бизнес почти исчезнут, превратившись во внутренний отдел автосервисов, а приобрести запчасть возможно будет только при заказе соответствующих ремонтных работ.
 
Как отмечает Владимир Веремеенко, сейчас население России европизируется. В Европе автомагазинов нет, автомобилисты приходят в сервис, отдают машину и на выходе получают чек. То есть автосервисы не продают отдельно запчасти. Но чтобы придти к этому компании проходят через наращивание «временно популярных» форматов. 
 
«У нас другое отношение к ремонту автомобилей, многие любят сами поменять что-либо. Но с изменением менталитета магазины станут практически не нужны. В 2013 году до этого периода было около 10 лет, с наступлением кризиса все отодвинулось и дало время для развития розничных магазинов, минимум 3 года. Тогда мы решили развивать розницу, а свободные деньги вкладывать в монобрендовые автосервисы с отделами снабжения запчастями, чтобы вовремя переключиться с одного тренда на другой»,  — делится планами г-н Веремеенко. 
 
Изменения происходят и в ассортиментной политике: казалось бы наступает тотальный диктат эконом-сегмента. Если в хорошие периоды ставку делали на качество бренда, то теперь она смещается в сторону более дешевых вариантов. Это запчасти третьих стран: Португалия, Испания, Китай, Тайвань. Однако интересно, что такие траты следуют из стремления автомобилистов сэкономить. Дело в том, что сегодня период эксплуатации запчастей увеличился в 2 раза. Раньше он составлял 2-3 месяца, сейчас уже 3-6 месяцев. С заменой затягивают до такой степени, что времени на ожидание уже нет, приходится переплачивать. 
 
Общим местом всех экспертных оценок стала тенденция резкого сокращение складских площадей в этом сегменте торговли. 
 
 «У нас нет складов с запчастями, так как это затраты, от которых мы уходим. В наличии есть популярные, расходные материалы, остальное мы берем у партнеров по запросу клиента. Наши поставщики доставляют товар в период от трех часов, таким образом мы исключаем риски в закупках, не теряя в мобильности»— комментирует Олег Михайлов, коммерческий директор сети сервис маркетов «Римэкс». 
 
На этом фоне автомагазины выбрали довольно примечательную политику. Действительно, площади складов сокращаются, оставшиеся заполняются товаром эконом-класса. Однако продавать эконом-товары игроки рынка не спешат: пока покупатели берут то, что дороже, надо и продавать дороже. 
 
«Да, сейчас мы расширяем ассортимент в сторону более демократичных вариантов, в том числе российских производителей запчастей. Контракты с новыми поставщиками подписаны, но в ближайшее время вводить бюджетный ассортимент мы не собираемся. Пока на Урале люди интересуются проверенными брендами подороже и на своих автомобилях совсем экономить не начали, мы не чувствуем этой тенденции. Здесь возникает ценовая вилка — мы сейчас даем возможность приобрести дорогой товар, но предполагаем, что скоро придёт клиент с запросом на минимальный ценник и готовимся к этому», — уточняет г-н Михайлов. 
 
Если в плане розничной продажи цены должны пойти вслед за потребностями эконом-клиента, то в вопросе услуг автосервисов все наоборот. Какое-то время крупные компании смогут позволить себе долго не завышать ценник за счет объемов работы и необходимого оборудования в наличии. Для мелкого бизнеса этот период станет губительным, так как покупка и содержание качественного оборудования импортного производства стоит дорого. Поэтому пресловутых «гаражных» мастерских участники рынка совершенно не опасаются. 
 
«Статистика действительно говорит об увеличении количества гаражных автосервисов, но их владельцы окажутся в тупике  нынешний автопарк Екатеринбурга там просто не отремонтировать: слишком много качественных зарубежных моделей. Поэтому вряд ли такие сервисы разовьются», — резюмирует Олег Михайлов.
 
Авторы: Анна Сосновских, Попов Андрей. 
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.