Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Рынок потерял 20% игроков. На Урале пересчитали живые и мертвые рекламные агентства

В Екатеринбурге и области насчитали меньше ста игроков рекламного рынка — с прошлого года закрылось практически каждое пятое агентство. Что будет дальше, и чего ждать заказчикам. ПРОГНОЗ DK.RU.

Уральский филиал Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) составил новый реестр рекламных компаний Екатеринбурга и Свердловской области. Документ доступен для просмотра и скачивания по ссылке.

Напомним, масштабная перепись участников городского рекламного рынка впервые была проведена в прошлом году, а в этот раз в него вошли меньше ста агентств. Общее количество участников рынка с прошлого года сократилось чуть более, чем на 20%: в 2018 г. в списке было 107 компаний, в 2019-м — уже всего 85. Сокращение произошло за счет того, что закрылись как небольшие компании, так и агентства,  работавшие на рынке более десяти лет.  Но основной костяк остался неизменным. Кроме того, в реестре появились и новые имена, но процент открытых за прошлый год компаний совсем незначительный.  

По словам директора уральского отделения Ассоциации коммуникационных агентств России Алексея Парфуна, заметное сокращение числа участников рынка — это закономерное следствие снижения совокупного объема рекламных бюджетов в офлайн сегменте: за 2018 г. этот показатель сократился на 7%, за первое полугодие 2019 г. — еще на 10%, и составил 896 млн руб. Однако в целом для рынка эта тенденция, скорее, положительная: он достиг того этапа развития, когда количество переходит в качество. 

Я бы назвал сегодняшнюю ситуацию на рынке не сокращением, а укрупнением. И это очень хороший тренд, который говорит о качественном росте индустрии. На рынке сегодня большой спрос на компетенции высокого уровня. Именно поэтому небольшие агентства без четкой специализации закрываются. Крупные же игроки и небольшие агентства, которые профессионально работают в определенной нише, чувствуют себя вполне уверенно. 

По словам участников рынка, оттока игроков они особенно не почувствовали. Как говорит Екатерина Маркова, директор рекламного агентства 19/84, костяк сильных рекламных агентств в количественном отношении достаточно постоянен, стабилен и чувствует себя более чем уверенно. 

Очевидно, реестр упорядочил существующие компании, а закрылись, скорее всего, совсем небольшие фирмы. Это нормальный процесс. Вход на агентский рынок финансово не такой сложный, здесь не нужны дикие инвестиции, и digital сейчас, что называется, «на волне». Появляется немало молодых компаний, большинство из которых не доживают и до трех лет, — считает г-жа Маркова.

Антон Шульц, СЕО WTF!? Agentstvo, добавляет: сегодня есть общая тенденция снижения всех рекламных бюджетов, кроме digital. Запросов на ивенты и оффлайн становится все меньше и меньше:

В целом, сокращение численности рекламных агентств говорит о том, что рынок умнеет, и мелкие агентства, которые печатали листовки или работали с одним клиентом, теперь не востребованы. В конечном итоге это приведет к качественной чистке рынка. Агентств станет меньше, но уровень оказания услуг будет выше, конкуренция вырастет, а коллаборации и партнерства станут более актуальны.

Директор клиентского сервиса AG Deltaplan Анна Громова говорит, что сегодня клиентской рынок стал еще более профессиональным и требует высоких компетенций от рекламных агентств, в том числе завязанных на высоко квалифицированном и высоко оплачиваемом персонале. Небольшим агентствам трудно выживать в такой ситуации, так как требования к ним становятся жестче с каждым днем. Помимо этого основные клиенты живут в логике больших отсрочек платежей, а это, в свою очередь, могут себе позволить только финансово устойчивые игроки рынка. Владимир Жолобов, директор Z&G.Branding, отмечает: в основном уходят молодые агентства в возрасте до 3-5 лет, которые так и не смогли закрепиться на рынке, найти своего клиента и каналы привлечения:

При этом новые агентства сейчас открывают люди, которые долгое время поработали в сфере рекламы, digital и медиа, наработали опыт и клиентов. На мой взгляд, шансов занять достойную позицию на рынке больше у тех, кто выбрал узкую специализацию по услуге (копирайтинг, smm, брендинг, indoor и пр.) или по отрасли (промышленный маркетинг, FMCG-маркетинг, ювелирный маркетинг, медицинский маркетинг и т.д.).

По словам Марины Макридиной, исполнительного директора Be Brand Event, сокращение количества участников ивент-рынка Уральского региона началось еще в период кризиса-2015, когда многие заказчики заморозили свои маркетинговые и HR бюджеты. Эта волна вытеснила с рынка ивент-агентства, которые работали по инерции на старых крупных контрактах и не вкладывались в собственное развитие, необходимое для захвата или хотя бы удержания своих позиций на рынке. Лидирующие позиции заняли агентства, которые вовремя сделали ставку на внедрение новых технологий, развитие продукта и команды, выстраивание бизнес-процессов. Тренд на развитие — не только собственного бизнеса, но и рынка — только усиливается на ивент-рынке, считает эксперт. Сейчас на пике успеха агентства, которым удается создавать уникальный для клиента продукт. Уникальность может быть в технологии, в содержании или сервисе. Глава медийного агентства AMG, руководитель комитета по исследованиям АКАР Урал Сергей Балакирев резюмирует: рекламный бизнес — это лакмус рынка. Он один из первых чувствует на себе любые изменения конъюнктуры. Ожидаемо, что в текущих экономических реалиях условий для роста рынка, особенно регионального, просто нет. 

Например, в некоторых продуктовых категориях, количество региональных рекламодателей с 2015 г. сократилось на 80%. Другой тренд — это рост требований к компетенциям РА. Подход, при котором агентство занимается просто техническим переразмещением рекламы, уже мало актуален. Рекламодатели начинают рассматривать агентства как центры компетенций или очень глубоко в конкретном вопросе или максимально широко во всех вопросах от баинга до создания маркетинговой стратегии. А это неизбежно влечет за собой появление сильных профессиональных команд, конкурировать с которыми «любителям» становиться сложно. Правило Паретто, как мы видим, актуально и в этом случае: 80% рынка приходится на 20% агентств, — отмечает эксперт.

И добавляет: реестр агентств Екатеринбурга станет первой ступенью к дальнейшему исследованию регионального рынка. В комитете по исследованиям АКАР Урал сейчас ведется работа над пилотной моделью экосистемы рекламного рынка Екатеринбурга — это будет уже не просто перечень всех компаний, работающих в индустрии, а подробное распределение игроков по сегментам: рекламные агентства полного цикла, селлеры, ивент-агентства, digital-компании, маркетинговые агентства, творческие коммуникации (креатив, брендинг, дизайн). В дальнейшем, возможно, еще появятся сегменты рекламно-производственных компаний, продакшн-студии, рекламно-сувенирные компании.

Ранее DK.RU писал, что Екатеринбург держится на четвертом месте в стране по объему рекламных бюджетов, но рынок сжимается с каждым годом. Так, за первое полугодие 2019 г. он упал на 10%. Эксперты поясняли: федералы забирают все, что видят.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.