Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Рынок ТЦ Екатеринбурга бьет рекорды

Екатеринбург превратился в ТРЦ: 32 современных торговых центра на семь районов, и каждый год в городе открывают несколько новых. Останавливаться девелоперы не намерены.

Но тиражируя одни и те же форматы, они поднимают градус конкуренции. И не за горами – вал реконцепций.

В 2012 г. Екатеринбург показал рекорд по вводу торговой недвижимости. По данным УПН, рынок пополнился на 131,5 тыс. кв. м. – рост составил 13%. При этом все четыре введенных в 2012 г. торговых центра («Радуга-парк», «Аида», «Ботаника Молл» и ЭкоМолл «Гранат») открылись во втором полугодии. Директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин обращает внимание, что набирали обороты и другие форматы, отчасти конкурирующие с ТЦ – открылись продовольственные гипермаркеты «Магнит» и «О’кей», гипермаркет DIY Leroy Merlin. В результате Екатеринбург держится на втором месте в России по числу квадратных метров торговых площадей на 1 тыс. жителей – обгоняет обе столицы, но пока уступает Краснодару.

Перегретое равновесие

Эксперты не отрицают, что рынок перегрет. Зампред комитета по товарному рынку мэрии Наталья Фирстова: «Порог насыщения наблюдается уже давно. Мы говорили об этом инвесторам. Что нужно дважды продумывать строительство или уже остановиться - срок окупаемости новых ТРЦ все время удлиняется». Глава УК RED Алексей Клименко уточняет: насыщение рынка уже наступило, но развитие торговой недвижимости продолжится. «Правда, темпы снизятся», - полагает он. Так или иначе, в 2013 г. в городе введут еще шесть торговых объектов. Самые крупные - четвертая очередь ТРЦ «Гринвич» и заслуженный долгострой - ТЦ «Призма».

Андрей Бриль, полпред Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области, уверен: торговым центрам еще строиться и строиться: «Места для новых, качественных ТЦ очень много. Многих операторов рынка в городе нет. Все вместе показывает, что ТРЦ есть, куда развиваться». Алексей Караваев, председатель правления Совета управляющих компаний Екатеринбурга, определяет – рынок достиг равновесия. Подтверждений два: динамика арендных ставок и доля вакантных площадей в ТЦ. «Вакантно в среднем 2-3% площадей. Этот процент не меняется уже три года. Арендные ставки растут пропорционально инфляции, а конъюнктурного роста нет уже давно. Вывести рынок из этого равновесия может только единоразовый ввод качественных площадей – на уровне 20-30% от сегодняшнего объема. Но все новые проекты находятся в разной степени готовности. И одновременно на рынок не поступят», - убежден г-н Караваев. По словам Александра Засухина, торговой недвижимости слишком много не бывает. «Рынок – это не сосуд, который может переполниться. У него нет дна», - философствует эксперт. И добавляет: объекты с оригинальной и более конкурентоспособной концепцией будут востребованы всегда.

В прошлом году на непрерывно растущий сегмент ТРЦ обратили внимание областные власти – точнее, минфин. В ноябре губернатор Евгений Куйвашев с подачи министра Галины Кулаченко раскритиковал руководство торговых центров: «Большинство ТЦ не платят в областную казну налог на прибыль. Формируют убытки для налогообложения и при этом пользуются льготой по налогу на имущество». Тогда минфин выяснил: за 2010-2012 гг. пять центров - ТРЦ «КомсоМОЛЛ», «Европа», «Гринвич», «Алатырь» и «Успенский» - перечислили в бюджет суммарно 10,5 млн руб. налога на прибыль.

Г-жа Кулаченко на закрытом заседании правительства рассказывала: многие ТЦ идут на хитрость – учредителями делают оффшорные компании, а в штате своих УК официально регистрируют всего десяток сотрудников. «Такая структура бизнеса позволяет получать сверхдоходы, вывозить их за рубеж и практически не участвовать в формировании бюджетов», - констатировала министр. И пригрозила ТЦ города повальными проверками ФНС и прокуратуры. В области срочно создали рабочую группу – чтобы «выработать комплекс мер для расширения налоговой базы за счет повышения адекватности налоговых поступлений в консолидированный бюджет области полученной ТРЦ выручки».

Однако Свердловское УФНС проверило торговые центры города по горячим следам и нарушений не выявило. Как говорит Алексей Мальцев, гендиректор компании R.Management (оказывает услуги техэксплуатации ТРЦ «КомсоМОЛЛ»), рынок эту историю даже не заметил – инвесторы не отказались от новых проектов, центры продолжили работать в обычном режиме: «Это была чисто политическая акция. Причем разовая. Участники рынка давно об этом забыли».

Сейчас собственники ТРЦ решают другие проблемы. Если по количеству торговых центров город близок к пресыщению, то качественно многие из них не соответствуют современным требованиям. «Около половины торговых центров Екатеринбурга морально и технически устарели. У них три пути: быстро терять в доходах либо перепрофилироваться, проводить реконцепцию. Или уходить с рынка», - считает г-н Засухин. По данным горадминистрации, в 2013 г. в Екатеринбурге начнется реконцепция в четырех объектах: ТЦ «Гермес-Плаза» (сдан в 2005 г.), мебельных ТЦ «На Московской горке» (работает с 1995 г.) и «Галерея-11» (с 1999 г.) и ТРЦ «Екатерининский» (на рынке с 2002 г.). «Это правильное решение, - комментирует г-н Бриль. – Но, к сожалению, собственники начинают задумываться о реконцепции, только когда доходы ощутимо падают».

Как уточняет Наталья Фирстова, в ТЦ «Гермес-Плаза» добавится этаж – там разместится ресторан и офисы. ТЦ «На Московской горке» собирается построить вторую очередь, разместить там продовольственный гипермаркет. Эксперты напоминают: после кризиса этот торговый центр уже провел реконцепцию, превратившись в специализированный ТЦ, торгующий кухонной мебелью (последний из непрофильных арендаторов, гипермаркет «М.видео», освободил площадку прошлым летом). ТЦ «Галерея 11» будет достраиваться.

В «Екатерининском» реконцепция будет полной: Mallino Development Group недавно начала работы. Обновленный объект переименуют в «Глобус» и откроют в третьем квартале 2014 г. К этому моменту компания намерена построить вторую очередь и реконструировать старое здание. Общая площадь «Глобуса» в итоге составит 158 тыс. кв. и обгонит ТРЦ «Мега» (127 тыс. квадратов) и «Гринвич» (155 тыс. кв. м.). В концепции ТРЦ заложены продуктовый гипермаркет, супермаркеты электроники и бытовой техники, спортивных и детских товаров и др. Внутри ТРЦ Mallino намерена также построить океанариум и дельфинарий, рядом - парк развлечений площадью 8 тыс. кв. м. с аттракционами, садами камней и цветов, искусственными водоемами. Это второй проект реконцепции торговой недвижимости Mallino в Екатеринбурге: в 2011 г. компания открыла обновленный ТЦ «КИТ» - его площадь увеличили на 4 тыс. кв. м.

Главный по району

Как говорят эксперты, роль развлечений в концепции ТЦ будет подтягиваться до западных стандартов - в торговых центрах Европы и США увеселениям отдается много больше пространства. «На первом этапе развития рынка все центры были только торговыми, потому что срок их окупаемости был около пяти лет, а развлекательных услуг – уже 7-8 лет. Естественно, что быстрее окупалось, то и развивалось. Сейчас же сроки окупаемости этих двух направлений сравнялись», - поясняет г-н Засухин. Алексей Караваев уточняет: развлечений покупателям в Екатеринбурге все еще мало. Но строить развлекательные центры рискованно – велики затраты.

Правда, для крупных девелоперов стоимость – не проблема. Как рассказывал «ДК» президент ГК «Кортрос» Вениамин Голубицкий, такой ТРЦ компания планирует построить в Академическом. «В 2013 г. мы определимся с проектом большого районного ТРЦ. Хотим привести туда бренды, которых нет в Екатеринбурге. И развлекательная составляющая будет интересная: совершенно точно там должен быть бассейн, большой фитнес-центр, кинотеатр». Пока же компания приступает к строительству малого ТЦ – на 20-30 тыс. кв. м. Еще один крупный ТРЦ намерена строить компания ARCHITECTORgroup (известна проектами клубного дома Rodina, ТЦ Moda и Architector, ночного клуба Gold и др.). Открыть Gagarin Mall девелопер обещает в конце 2014 г. - на Уралмаше, рядом со станцией метро «Проспект Космонавтов». В здании поместятся свыше 300 магазинов, а поразвлечься можно будет в многозальном кинотеатре, семейном центре и в планетарии – единственном в Екатеринбурге.

С другой стороны, достаточно сделать ставку на специализацию – открыть нишевый центр, например, спортивный или детский. Однако это не панацея, убежден Алексей Караваев: «Собрать арендаторов по ассортиментному принципу возможно в небольшом локальном ТЦ - до 5 тыс. кв. м. А для более крупных объектов это очень сложная задача. Специализация - вещь тонкая. Операторы будут конкурировать в лоб. А это может загубить всю идею». А вот районные ТЦ могут быть успешными независимо от размера. Как говорит Алексей Клименко, это нишевый продукт, у которого всегда будет своя аудитория: «Перспективы у этого формата в Екатеринбурге есть. Как минимум два-три района испытывают дефицит торговых центров».

О планах строить районный ТЦ объявил ритейлер Павел Алянич (ТС «А-Продукт», «Атлант»). По его словам, он уже присмотрел участок в центре города, чтобы возвести на нем объект на 20 тыс. кв. м. Г-н Алянич рассказывал: чтобы освободить площадку, где было восемь двухэтажных домов и музыкальная школа, он потратил восемь лет. Себестоимость квадратного метра получилась около 150 тыс. руб. «Очень дорого, - признает бизнесмен, - но торговые площади в таком оживленном месте будут давать хорошую прибыль».

Принципиально новым форматом торговой недвижимости, который может появиться в Екатеринбурге в ближайшие годы, может стать аутлет-центр. По словам президента GVA Sawyer Веры Сецкой, уральским мегаполисом уже давно интересуется оператор Fashion House – в 2011 г. компания объявила о планах построить аутлет на северо-восточной кольцевой дороге Екатеринбурга. В конце 2012 г. оператор перешел от слов к делу и подписал соглашение с компанией «Аутлет-центр Екатеринбург» - проект станет первым франчайзинговым аутлетом в портфеле компании. По планам, зона охвата составит 2,4 млн жителей в пределах 90 минут езды на автомобиле (арендопригодная площадь - 18 тыс. кв. м, всего 105 магазинов). Открытие запланировано на 2014 г.

Г-жа Сецкая прогнозирует: центр от Fashion House не будет уникальным. «В Екатеринбурге мы подбирали площадки под аутлеты и по просьбе других операторов. Интерес к городу большой. Но вопрос в инвестициях. Так как оператор у аутлета будет иностранный, вложения нужны в том числе и зарубежные. А иностранные инвесторы сейчас в российские регионы не идут. Чтобы этот формат появился в Екатеринбурге, нужно в первую очередь решить эту проблему», - резюмирует Вера Сецкая.

Как торговые центры заняли город

1995 г.

Бизнесмен Сергей Красовский с тремя партнерами превратил здание трикотажной фабрики-банкрота в первый в Екатеринбурге ТЦ – «Универбыт». Название центр получил в наследство от фабрики. В 2000 г. ТЦ сменил позиционирование и отказался от масс-маркета, фудкорта и развлечений. Сегодня это пятиэтажный fashion-центр, где работает 70 магазинов.

1996 г.

Девелопер «Олипс» начал проектирование ТЦ «Дирижабль». Центр открылся спустя пять лет, в 2001 г., в новом для Екатеринбурга формате «торгового города» - с «улицами» (торговыми линиями), «бульварами» (места отдыха) и «площадями» (места для презентаций и рекламных мероприятий). В 2007 г. собственники ТЦ впервые заговорили о реконцепции – предполагалось построить вторую очередь и обновить первую. Но в 2010 г. «Олипс» продал участок, на котором собирался возвести вторую очередь, и о дальнейших планах ничего не известно.

1997 г.

Леонид Базеров с компаньонами открыл на месте сгоревшего драмтеатра (памятника архитектуры) ТЦ «Успенский». Два года спустя - обменял свой «Кадиллак» на часть акций партнеров и стал единственным владельцем ТЦ. Снес половину из 7 тыс. кв. м, доставшихся ему в наследство, и выстроил торговый центр на 25 тыс. кв. м. Привел в Екатеринбург бренды Terranova, CALLIOPE,  S.Oliver и ОVIESSE. В конце 2011 г. консолидировал в своих руках 100% ТЦ, выкупив 16-процентную долю у областных властей за 263 млн руб. В прошлом году отошел от оперативного управления и переехал в Швейцарию.

1998 г.

ТРЦ «КИТ»

Общая площадь: 27,8 тыс. кв. м.

2002 г.

ХК «Лидер» Николая Кретова открыла в Чкаловском районе ТРЦ «Екатерининский». Ставка собственника на развлечения сыграла – в короткое время центр стал точкой притяжения не только для жителей Химмаша и Ботаники, но и для других районов. Однако в 2009 г. г-н Кретов инициировал банкротство компании и отошел от управления ТРЦ. «Екатерининский» подхватила Mallino Development Group – структура бывшего председателя совета директоров концерна «Калина» Тимура Горяева. В Mallino г-н Горяев консолидировал объекты компании «КИТ-Кэпитал», которую он создал в 2004 г. вместе с Николаем Кретовым. 

2004 г.

В Екатеринбурге стартовало строительство ТРЦ «Призма». Застройщик обещал, что на торговых площадях центра разместятся продуктовый супермаркет, супермаркет электроники и бытовой техники, банки, аптека, торговая галерея, киноплекс, детский семейный развлекательный центр, фудкорт и кофейня. Возведение здания неоднократно останавливалось - из-за отсутствия документов на строительство, потом - из-за кризиса. Открытие ТРЦ намечалось на 2011 г., после – на 2012. Теперь ввода «Призмы», успевшей переименоваться в «Европейский», ждут в 2013 г.

2005 г.

ТРЦ «Парк хаус»

Общая площадь: 54 тыс. кв. м.

ТЦ «Гермес плаза»

Общая площадь: 16,4 тыс. кв. м.

2006 г.

Екатеринбург стал третьим российским городом (после Москвы, Химок и Казани), где открылся ТРЦ «Мега». На первых порах бизнесом управлял швед Майкл Нильссон, а  спустя четыре года руководителем ТРЦ стала Лилия Ненашева – начинавшая ассистентом по маркетингу. По статистике каждый месяц в центр приезжает 1,3 млн чел., из которых 95% - жители Екатеринбурга. Девять из десяти посетителей делают покупки. В перспективных планах «Меги» - расшириться за счет строительства отдельного здания для OBI.

2006 г.

ТРЦ «Карнавал»

Общая площадь: 75 тыс. кв. м.

2009 г.

Финская Stockmann Group объявила о планах открыть третий в России универмаг Stockmann в третьей очереди ТРЦ «Гринвич». Однако из-за кризиса сроки перенесли. Магазин открылся в 2011 г. и занял три этажа в «Гринвиче» (площадь 7,8 тыс. кв. м.). Финскому концерну универмаг в Екатеринбурге обошелся в 14 млн евро.

2009 г.

ТРЦ Алатырь

Общая площадь: 80 тыс. кв. м.

ТРЦ «Фан Фан»

Общая площадь: 32 тыс. кв. м.

ТиДЦ «Европа»

Общая площадь: 21 тыс. кв. м.

2010 г.

Общество «Малышева 73» продало торговый центр «Гринго» частным инвесторам Максиму Реутову и Евгению Кабанову, незадолго до этого купившим «Галерею Архитектор». Новые собственники сразу решили переделать «супермаркет для девочек» в ТЦ с европейскими и американскими брендами, слабо представленными в Екатеринбурге. Весной 2011 г. «Гринго» закрылся на реконструкцию – в первую очередь с его фасада исчезло украшение - спорная строительная «баба». Обновленный ТЦ получил имя «Мода».

2012 г.

Общество «Малышева 73» начало частичный снос универмага «Пассаж», чтобы увеличить площадь здания почти в 10 раз и превратить его в полноценный ТРЦ – по типу «Гринвича». На согласование реконструкции на всех уровнях ушло пять лет. Но общественность возмутилась, в городе прошла волна митингов за и против реконструкции, в дело вмешались областные власти. Снос «Пассажа» приостановили. В апреле 2012 г. региональный минкульт разрешил «Малышева 73» продолжать демонтаж здания.

2012 г.

ТЦ «Аида»

Общая площадь: 31 тыс. кв. м.

ТРЦ «Радуга парк»

Общая площадь: 113 162 кв. м.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.