Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Сегодня какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить: закон важнее денег»

«В российском бизнесе есть глобальные проблемы, но они не в сфере государственного регулирования и не в сфере налогового контроля. Проблема есть в эффективности людей».

Проблема мотивации или вдохновения рано или поздно возникает у любого собственника бизнеса. Где найти силы на новый проект, как выйти из управленческого тупика? Основатель сети кофеен Black& White Михаил Тихомиров рассказывал, что любому руководителю для эффективной работы важно ответить на вопрос: «Что является главным конкурентным преимуществом компании?». В его понимании ключевым для развития бизнеса являются ценности, которые транслируют сотрудники. Если команда настроена на достижение целей и работает эффективно, то собственнику достаточно не мешать.

Частая ошибка руководителей, которую допускает большинство из тех, кто хочет повысить эффективность, — «бежать впереди паровоза», об этом говорил владелец Fast Event School, Event and Wedding agency «Черноморец» Михаил Черноморец.  Он добавлял, что собственнику важно уходить от рутины, делегировать обязанности и не пытаться исправлять ошибки менеджеров — все это только отнимает силы.

Директор «НИПИ Горного дела» Владимир Никашин уверен, что проблема эффективной работы первого лица компании — ключевая для российского бизнеса. Есть несколько способов для ее решения.  

Владимир Никашин, директор «НИПИ Горного дела» (г. Пермь):

— Сегодня, какой бы бизнес вы ни вели, надо помнить, что закон важнее денег. Все уже давно обелились, и очевидно, что вопрос времени, когда весь бизнес будет белый и пушистый. Тот, кто покрупнее, уже 100% стали «белыми», те, кто поменьше, еще не успели, думают. Но тренд всем понятен. Оптимизация налогов — это не то, к чему стоит стремиться и где стоит искать выгоду. Выйдет себе дороже. 

В нынешних условиях стало отчасти легче работать. Налоги, например, стали одинаковы для всех. Раньше кто-то платил налоги, кто-то нет, так что себестоимость товаров была разная, сегодня государство ставит весь бизнес в безвыходную ситуацию равенства. Конечно, это не всем нравится, особенно не нравится тем, кто раньше ничего не платил.

В итоге бизнес поделился на тех, кто кричит, что все плохо, и тех, кто молчит, что все хорошо. Есть популярная фраза, что в России сложно вести бизнес, что его душат — на мой взгляд, это алиби для бездельников. 

У нас в российском бизнесе есть глобальные проблемы, но они не в сфере государственного регулирования и не в сфере налогового контроля. Проблема есть в эффективности людей, в том, что у нас нет культуры построения бизнеса.

Вопрос эффективности первых лиц компании — базовый для любого бизнеса. Потому что от эффективности руководителя, на мой субъективный взгляд, зависит рост прибыльности бизнеса.  Рано или поздно любой управленец и бизнесмен хочет понять, как повысить прибыльность, как заработать бабло, которое почему-то еще лежит на чужих счетах. Есть вещи, которые позволяют повысить эффективность управления. Они кажутся очень простыми, но дьявол всегда кроется в мелочах.

Первое — нужно всегда повышать уровень профессиональных знаний. Очевидно? Почти. Управленец должен знать все оттенки своего бизнеса, а в идеале — все оттенки бизнеса клиента. Удовлетворить потребности клиента невозможно, если вы не знаете потребности его бизнеса. Когда вы приходите на переговоры, то нужно четко знать, какой КРI у человека, который сидит перед вами. 

Второе — вести аутентичный стиль жизни. Иногда очень важно оставаться одному, потому что большинство инсайтов приходит в момент, когда ты находишься один, и, скорее всего, на природе. В этот момент голова отключается и приходят спонтанные мысли.

Я лет 10 назад смеялся, когда друзья и партнеры мне советовали: «Володя, начни готовить и тогда начнешь принимать взвешенные решения». При чем здесь кухня и бизнес? Связь неочевидна. Тем не менее, сегодня 90% решений я принимаю, кода я один готовлю еду на природе. Потому что ничего не отвлекает, можно спокойно поразмышлять.

На эффективность сильно влияет окружающее пространство. Если человек работает в грязном сыром подвале, вряд ли он способен мыслить ясно.

Точно так же мыслить четко и структурированно не может человек, у которого бардак на столе, дома, в машине, да и вообще в жизни. Каждый ведь знает чувство удовлетворения после того как наведешь порядок в комнате или гараже. Это чувство, когда ты долго-долго откладывал дело, потому что боялся подойти к этой груде бумаг, а потом взял и все вычистил. Этот момент удовольствия повышает нашу эффективность.

Есть такая идея, что главное в бизнесе — это команда, что если создать эффективный коллектив, то босс может расслабиться. Бизнес, который работает исключительно на эффективной команде, — это сказки.

Я не верю в то, что моя команда без меня может двигаться с такой же скоростью, как со мной. Это очень красивая идея, и я хотел бы, чтобы люди могли работать, а я отдыхать, но на нашем уральском черноземе я ни разу не видел, чтобы кто-то отошел от бизнеса, и этот бизнес через некоторое время не «уехал».

И у меня есть аргумент, почему автономная работа команды — это нехорошо. Если твоя команда способна делать бизнес, на кой ляд ей руководитель? Команда сидит, смотрит отчетность и видит, что они по году должны боссу принести 100 млн руб. А зачем? Он же в офисе не бывает. Здорово, если можно было бы сколотить крутую команду, запустить бизнес, кинуть ключи от офиса и сказать: «Я на Бали, деньги переводить на этот счет». Суперидея. Так что какая бы эффективная у вас ни была команда, вы должны быть еще лучше.

Следующее, что снижает нашу эффективность — доказательство правоты. Сколько времени и нервов мы зачастую тратим, чтобы кому-то что-то доказать! Все по-разному: кто-то до последнего стоит на своем, кто-то чуть раньше соглашается на компромисс. Каждый раз, когда вы хотите кого-то в чем-то убедить, просто подумайте: «А оно вам надо?». Может быть, лучше дипломатично согласиться? Дипломатия повышает нашу эффективность и еще защищает от ненужного стресса. 

Еще одна важная вещь для руководителя — окружение. Избитая фраза «Хочешь быть орлом, летай с орлами» — работает. Когда вы находитесь в обществе предпринимателей, они являются постоянной провокацией для роста. Дело в  том, что в офисе сотрудники смотрят на собственника бизнеса с придыханием, так что есть высокая вероятность поверить в то, что ты крут и опасен. 

Так что прежде чем думать, кто виноват в том, что бизнес не приносит прибыль или не очень эффективен, ответьте себе на ряд простых вопросов:

  • Кто принял решение открыть этот бизнес?
  • Почему именно этот бизнес?
  • Кто разработал стратегию?
  • Кто нанял людей, которые работают или не работают в компании?

Если гипотеза верна и причиной всего является собственник компании, то просто нужно начать работать над собой. 

Колонка написана на основании выступления Владимира Никашина на Global Business Forum в Екатеринбурге. Автор текста: Екатерина Тарханова/DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.