Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Сегодня риск в России стоит дешево как никогда». 6 причин, почему стоит начинать бизнес

«Я уже был долларовым миллионером и ездил на ВАЗ-2106. Потому что думал: что лучше — купить дорогое авто-мечту или вложить деньги в бизнес? И всегда выбирал последнее».

Тюменец Ильдар Хусаинов десять лет назад основал в родном городе риелторскую компанию и не планировал ничего масштабного. Однако сегодня его проект вырос в сеть, которая работает в 80 городах России и зарубежья, ломает сложившиеся на местных рынках устои — порой через громкие конфликты с компаниями-аборигенами — и продолжает развитие. О том, почему стоит начинать бизнес именно сейчас — несмотря на весь скепсис, как масштабировать свои проекты, и почему смелость сегодня ценнее ума и таланта — на DK.RU. 

Ильдар Хусаинов, основатель компании «Этажи»:

— Сейчас много говорят о том, что бизнесом в России заниматься невыгодно и просто страшно. А я убежден в обратном. Именно сейчас в стране сложился целый комплекс предпосылок, которые, напротив, делают предпринимательство очень перспективным и потенциально успешным занятием. Сегодня ситуация уникальная, и нужно этим пользоваться. 

Почему сейчас самое время 

Я много путешествую по миру, бывает, приезжаю в новую для себя страну и вижу: все сферы бизнеса уже заняты. Потому что рыночная экономика там существует сотни лет. В России же масса свободных ниш, где можно создать успешное предприятие. Кроме того, на мой взгляд, с точки зрения налогов работать на себя выгоднее, чем в найме. На сегодня предпринимательский труд с позиции налогов стоит дешевле, и логично предположить, что государство как бы намекает: ребята, занимайтесь лучше бизнесом — там более эффективная система организации труда, и система налогообложения существует по-другому. 

Кроме того, в стране растет запрос на эффективность, потому что все больше громоздких государственных систем ее теряют. Многие, находясь внутри госструктур, говорят: «Это беспредел! Если бы это был мой бизнес, я бы такого не допустил!». Так почему бы самим не пытаться что-то сделать? Ведь неорганизованность в крупных структурах будет только нарастать, а запрос на нормальную организацию труда есть — чтобы люди во время работы понимали, зачем они это делают. А не просто сидели в офисе ради каких-то абстрактных бизнес-процессов, у которых в конечном итоге и смысла-то порой не бывает.    

Больше скажу: кто бы что ни говорил про кризис, но на самом деле динамика в последние два года неплохая — прошлый год был очень удачным для страны. Показатели кредитования растут просто рекордно: если в Европе и Америке увеличение на 10% считается чудом, у нас 30-40% в год — и это нормально! И этот рынок кто-то будет обрабатывать, обеспечивать!

Но новые игроки не выходят на рынки, потому что боятся, что у них ничего не получится. А зря. Сегодня риск в России стоит дешево как никогда — я в этом убежден. Ведь если предложения мало, цена всегда начинает расти. А когда никто не готов брать на себя риск, его возьмет тот, кто будет быстрее всех. И именно он начнет получать хороший доход. 

К тому же конкуренция снизилась, вы сами видите, что творится в разных сферах в плане сервиса. А все потому, что новые предприниматели не начинают бизнес, не креативят, не создают иные подходы в работе. Хотя и надо-то — начать с малого, попробовать. Когда я только основал компанию, то и предположить не мог, что она вырастет в сеть из 80 городов в России и за ее пределами. Просто было желание делать маленькие шаги — эффективно. Ведь даже деньги сегодня уже не так важны — ситуация поменялась. Если раньше средств действительно не было, сейчас — пожалуйста, только никто не хочет их брать, потому что не чувствует уверенности. Налицо кризис идей и решительности. 

Бывает такое время в жизни, когда не нужно быть умным и талантливым — достаточно просто быть смелым, и решиться, наконец.

Я знаю по собственному опыту: иногда начинаешь что-то новое и сомневаешься, стоит ли. На душе в этот момент очень скверно, и нужно ответить себе: «Да!». Как показывают исследования, многие, кто начинал дело с хорошими бизнес-идеями в последние два-три года, не прогорели — процент успеха очень высок. Уровень предпринимателей подрос, кто бы что ни говорил, наша страна серьезно развивается, и новое поколение, которое сейчас входит в жизнь, — 25 лет и старше — очень сильное и способно на многое. 

Вообще большинство людей очень талантливы, но живут в своей оболочке, за которую не могут выйти. Внутри каждого есть дикий, просто огромный потенциал. Жизнь — справедливая штука, каждому дается ого-го сколько, просто кто-то это использует, а кто-то — нет.

Зачем масштабировать бизнес 

Идея масштабировать бизнес мне пришла не сразу, но со временем я стал понимать: мир становится очень глобализованным, и если ты не будешь становиться большим, то рано или поздно тебя съедят. Так было принято решение попробовать выйти за пределы Тюмени. Меня сразу все осудили: семья, знакомые. Сказали, это очень плохая идея, нет вообще ни одного удачного примера масштабирования агентства недвижимости, этот бизнес во всем мире масштабируется плохо, успокойся, и так все хорошо. Но когда все так говорят, это верный сигнал: нужно как минимум попробовать и посмотреть, что получится.  

Я понимал: крупный бизнес невозможно построить без сильной команды, а талантливых людей привлекают большие задачи.

Если у вас на работе нет драйва, настроение у коллектива садится, нужно дать людям вызовы — без них жить неинтересно. После того как я объявил о нашей новой большой цели, то сразу почувствовал изменения в команде: сотрудников это зарядило, они стали работать эффективнее, и мы иначе начали развиваться. В какой-то момент мы взглянули на наш бизнес не как на компанию в одном регионе, а как на систему, которая может работать в совершенно другом масштабе. А это и другие подходы, другая эффективность, и эту энергию не передать словами!    

Конечно, в первое время может что-то не получиться, но поверьте на слово: все придет. Главное — вывести себя в эту точку, просто попробовать эффективно поработать хотя бы на два города — это меняет подход, саму систему.

У нас первый опыт масштабирования был неудачным: мы истратили порядка 15 млн руб. — почти все, что у нас было, и провалились. Я месяц от месяца смотрел финансовые результаты и видел: они отрицательные, динамики нет. По своей наивности я думал, что при масштабировании все можно делать самому — сейчас стыдно вспоминать.

Конечно, надо было сразу растить команду для новых офисов, но тогда я этого не знал. Не понимал, что если вы ведете бизнес в одном городе, это еще не система — вы просто можете быть талантливым харизматом. А если заходите в другие города, и система может работать без вас — вы управленец. Это высшая оценка.

В общем, в тот момент нужно было решать: либо мы остаемся, либо уходим. Я долго тянул, в результате сам поехал в тот город, попробовал там все наладить вручную. И только через год все получилось. Но за это время наша система стала в три раза сильнее!  

Многим кажется невозможным построить самоорганизованную сильную большую компанию, но это не так. Не верьте, когда говорят, что масштабными системами сложно управлять — наоборот, они клондайк для эффективности и постоянного развития! Главный плюс — распределение постоянных издержек. Одно дело, когда ИТ-команда из 100 человек работает на один город, и другое — когда на сотню. Кроме того, всем нужны федеральные партнеры, и когда у твоего бизнеса есть эффект масштаба, ты начинаешь за счет этого обеспечивать прочность своей системы.  

Еще один огромный плюс от масштабирования — постоянный тонус. В велоспорте есть такое понятие «зачет по последнему». Какие бы сильные, ловкие и быстрые ни были лидеры, а время засчитывается по последнему финишировавшему.

Так вот у нас в компании, чем больше мы становились, тем сильнее делало все офисы наше самое слабое звено.

Например, в каком-то одном городе присутствия дела шли откровенно плохо — при благополучном развитии во всех остальных. И команде приходилось постоянно думать и  анализировать, что не так в слабом филиале, как это исправить — вместо того чтобы спокойно почивать на лаврах. А в итоге усиливались и подразделения в городах, где ситуация и так была неплохой. Так что прокачка слабого звена придает драйв — только ради этого стоит масштабироваться.   

С чего начать

Что нужно сделать, чтобы попробовать двинуться дальше со своим бизнесом. Самое сложное — первый шаг. Помню, когда мне было 11 лет, я отдыхал в пионерском лагере на море. Вода была холодная, градусов 8, но утром все отряды собрали на берегу и сказали: «Кто хочет купаться — вперед». Руку поднял только я, больше никто из 200 человек. Разбежался и нырнул. В первые пару мгновений было плохо-плохо-плохо, зато потом стало чудесно. И все мне завидовали, стоя на берегу. Здесь то же самое: собрали волю в кулак, разбежались и прыгнули! Все там хорошо, главное — не бояться. 

Также важно ответственно относиться к деньгам. Я уже был долларовым миллионером и ездил на ВАЗ-2106. Потому что думал: «Что лучше: купить дорогое авто-мечту или вложить деньги в бизнес?». И всегда выбирал последнее.

И всем советую: если у вас первая эйфория от результата, через месяц вы ее не вспомните, чем бы вы себя ни тешили и что бы ни купили. Вам это не принесет счастья. Радость будет только от развития бизнеса, вашей системы. Это высшая ценность, к ней всегда надо стремиться. Так что я очень сбалансированно веду финансовую политику, мы никогда не открываем ничего в кредит, развиваемся только за свой счет — я уверен, это правильно. Пусть я буду поприжимистее, чем стану пускать пыль в глаза. Один раз мы рискнули и взяли кредит на недвижимость — брали в 2015 году 140 млн руб. под 11%, а потом в один момент нас извещают: ставка теперь не 11%, а 17%. Я подумал: нет проблем, но больше я с вами не связываюсь. 

Руководитель бизнеса, собственник должен одновременно быть представителем заказчиков. Если первое лицо компании так понимает свою задачу: «Мы находимся в бизнесе, чтобы представлять интересы клиента и делать хороший продукт для него», мир меняется. Мы очень сильно трансформировали риелторский бизнес, но главное, что нам удалось — это сфокусироваться вокруг уникального торгового предложения. Я четко понимал: если это все не масштабировать, на моем месте будет кто-то другой. В западных странах предприниматель, создавший что-то интересное, сразу начинает работать не только в своем городе, у нас же никто не пытается масштабировать бизнес. И через некоторое время он умирает, вовремя не перейдя на другой уровень.  

Еще нам очень помог франчайзинг. Помню, в 2011 г. я был на стажировке в США, пришел в мировое агентство недвижимости, спрашиваю, сколько у вас офисов. Мне отвечают: «Шесть тысяч». Я такой: «Что?!». Мне в ответ: «А что такого?». Я посмотрел, как в компании выстроены процессы, вижу — а они слабые! Мы на тот момент работали в трех городах, но организовывали работу лучше. Но они смогли занять прочное положение на рынке и спокойно масштабируются, рассказывают о своей франчайзинговой модели. Я подумал: надо и нам попробовать. И не пожалел. 

В результате у нас все получилось, мы стали дальше развиваться и расти. Это интересная работа, и она идет по сей день. И чем больше таких компаний будет в стране, тем сильнее станет экономика. Я бы очень хотел, чтобы каждый человек, кто чувствует в себе потенциал, хотя бы попробовал создать и масштабировать свой бизнес. Я уверен: все получится.

Я был на стажировках в ведущих компаниях мира и видел: эти гигантские бизнесы строят обычные люди, просто они что-то делают. Себя я тоже не считаю каким-то особенным и талантливым, просто немного смелым.

Я сам девять лет работал в одном городе, мы никому не мешали, а сейчас создал сильную систему управления, команду, которая работает с огромной энергией, и она окупается. Успех — это самый сильный мотиватор, и большинство людей к нему готовы, надо его просто вкусить. 

Какой совет я бы дал сам себе, оглядываясь назад: когда у вас в чем-то возникают сомнения, надо послушать себя, глубокий внутренний голос — он и даст ориентир, а не окружающие. Не надо ни на кого смотреть! Если будешь кого-то копировать, ничего не получишь. Я стараюсь всегда работать в противофазе: если у нас в стране всего 3% предпринимателей, значит, что-то там точно есть — надо просто попробовать. Все возможно, поверьте на слово. Попробуйте перепрыгнуть пропасть между мечтой и реальным действием. Кто это сделает, будет впереди.   

Материал написан на основе выступления на бизнес-конференции АМОКОНФ-2019 в Екатеринбурге; Автор текста: Екатерина Стихина

>>> Читайте также колонку главы банка «Точка» Бориса Дьяконова — о том, как защитить свой бизнес от конкурентов-имитаторов, воровства идей и технологий. И рецепт Ксении Собчак — как стать брендом и заработать на самопиаре.

 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.