Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Сергей Бельский: Российский рынок для РУСАЛА — основной

У алюминия как легкого, прочного и не подверженного коррозии материала есть злейший конкурент— пластик. В новых автомобилях процент содержания пластика несколько выше, чем алюминия, а «Боинг» вывод

Позиции объединенной компании РУСАЛ, лидера российской алюминиевой отрасли, на мировом рынке вполне устойчивы: она увеличивает экспорт и, как и до кризиса, остается крупнейшим производителем с долей около 10%. Но руководство РУСАЛа считает, что у компании есть большие возможности по расширению сбыта внутри страны. Сергей Бельский, директор ОК РУСАЛ по сбыту в России и СНГ, рассказал «ДК», что мешает отечественным потребителям получать отечественный же алюминий.

У алюминия как легкого, прочного и не подверженного коррозии материала есть злейший конкурент— пластик. В новых автомобилях процент содержания пластика несколько выше, чем алюминия, а «Боинг» выводит на рынок «Дримлайнер», у которого большая часть конструкции крыла и фюзеляжа изготовлена из пластмассовых композитов. Но сфера применения алюминия постоянно расширяется— строительство, фасадные и интерьерные системы, упаковка, а поэтому забвение на ближайшие десятилетия ему точно не грозит.

У России огромный потенциал спроса на алюминий
Среднестатистический житель России и СНГ существенно отстает от своего западного собрата по количеству потребляемых килограммов алюминия, неважно, в какой его ипостаси— в виде пивных ли банок, упаковок или деталей фюзеляжа авиалайнеров. Поэтому в России и СНГ перспективы производителей алюминия гораздо лучше, чем на Западе,— пока мы будем догонять среднеевропейский уровень потребления.
Как кризис отразился на потреблении и производстве алюминия в России?
— 2009 г. был одним из наиболее сложных в истории мировой экономики. Для отраслей, потребляющих алюминий в России и СНГ, кризис конца 2008-2009гг. был неожиданным и самым болезненным. Спад потребления алюминия в России в 2009 г. достиг 40%. Это говорит о наибольшей уязвимости отечественной экономики в сравнении с большинством других экономик мира. При этом в 2000-хгг. российский рост потребления алюминия составлял около 10% в год, т. е. один из самых значительных экономических взлетов в мире. Этот рост был вызван качественной модернизацией отечественных отраслей— потребителей алюминия. Даже в 2008 г., когда экономики мира показали спад продаж (-3% в Европе, -10% в США) либо незначительный рост (+2% в Азии), у России было 8%-е увеличение сбыта алюминия.
А сейчас?
— Рынок восстанавливается. Несмотря на глубокий спад в 2008-2009гг., темпы роста потребления алюминия в России сейчас значительно опережают аналогичные показатели в Европе, Азии и США. Мы считаем, что если не будет новых экономических потрясений, то увеличение продаж алюминия в России в 2010 г. составит 37% в сравнении с кризисным 2009-м. Можно говорить о практически полном восстановлении отечественных отраслей, которым нужен алюминий. А в 2011 г., по нашим прогнозам, рост составит около 39%. Фактически темп экономического роста России, который был задан еще в 2000 г., восстановится. Это говорит об огромном потенциале внутреннего спроса на алюминий.
Правильно ли я понял, что ваш основной сбыт— здесь?
— Рынки России и СНГ для нас самые важные. РУСАЛ прежде всего российская компания, основные наши производящие мощности расположены здесь. Для нас ответственность за бесперебойное и перво­очередное снабжение потребителей России и СНГ— вопрос политический. Но эти рынки для нас и самые выгодные, так как более 70% отечественного потребления алюминия приходится на алюминиевые сплавы, т. е. продукцию глубокой переработки, а следовательно, продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Потребителей алюминия тянет к импорту
2008 г. РУСАЛ закончил с чистым убытком в $5,9 млрд, а 2009-й— с прибылью в $821 млн. Олег Дерипаска, генеральный директор РУСАЛа, заявил о реструктуризации долга компании в $16,6 млрд более чем с 70 банками и о завершении подготовки к IPO, прошедшей в Гонконге в январе 2010 г.
Тенденции, о которых вы рассказали, для РУСАЛа вполне благоприятные
— Я не случайно добавил: если не будет новых экономических потрясений. Экономика России и стран СНГ по-прежнему уязвима. Для меня очевидно, что мировой кризис еще не преодолен. Ситуация вокруг Греции и евро тому пример. Все надеются, что острая фаза мирового кризиса пройдена в 2009 г. и мир ждет постепенное восстановление после стагнации. Но мы должны понять причины спада 2009 г., ведь у кризисов, как известно, есть своя цикличность.
Хорошо, я по-другому спрошу: в чем вы видите угрозы для вашей отрасли?
— Главная проблема в том, что в России значительные объемы мощностей недозагружены. По оценке наших специалистов, перерабатывающие мощности отечественных алюминиевых заводов задействованы не более чем на 45% от проектных. А ведь это производства, построенные либо модернизированные в основном в 2000-егг.
Наша алюминиевая отрасль экспортирует продукцию низких переделов, как правило, сырье для последующей переработки. Хотя надо сказать, что РУСАЛ вносит свой вклад в изменение ситуации— в 2010 г. мы намерены продать на экспорт сплавов, т. е. продукции глубокой переработки, в 2 раза больше, чем в 2009-м. Если это произойдет, мы установим исторический рекорд экспорта сплавов за всю историю компании.
Так это же отлично!
— Не спешите. Это не вся картина. Давайте посмотрим, что происходит на внутреннем рынке. Вот несколько цифр: доля импорта в Россию изделий, содержащих алюминий, в 2007 г. составила 18% от общего объема потребления. В 2008-м— уже 21%. В 2009 г. (в год кризиса, когда в России был 40%-й спад потребления алюминия!)— 23%.
Ключевая проблема нашей структуры потребления алюминия в том, что Россия год от года увеличивает долю импорта изделий, в составе которых есть алюминий. При этом, как я сказал, простаивает минимум 55% собственных мощностей по выпуску той же самой продукции. Вот и получается, что потребление внутри страны растет, а зарабатывают на этом зарубежные производители.
То есть отечественных производителей вытесняют с отечественного рынка?
— Именно! Наша экономика, и без того импортозависимая, становится еще более привязанной к зарубежным производителям. Что получается? Курс рубля неустойчив. Он зависит от корзины мировых валют и стоимости нефти. Если поднимется вторая волна кризиса (о такой возможности не надо забывать), мы попадем в крайне опасную ситуацию: национальной экономике придется принять на себя основной удар, будучи зажатой в «экспортно-импортные клещи». Без всякой второй волны, если не предпринять мер, доля импорта на российском рынке алюминийсодержащих изделий составит 24%! И это без учета импорта литья для автопрома. То есть без импорта алюминиевых блоков цилиндров, тормозных блоков и т. д.
Неужели алюминия в Россию сейчас импортируется больше, чем до кризиса?
— Максимальные объемы импорта алюминиевых изделий в РФ были в 2008 г.— 236,6 тыс. т. В 2009-м произошел спад на 31%. Но тут важно понимать, что это было обусловлено экономическим кризисом и низким спросом на внутреннем рынке. Причем сокращение объемов у отечественных производителей в 2009 г. было еще больше, и импорт в период кризиса продолжал вытеснять российские компании с нашего рынка (напомню, доля импорта в практически докризисном 2008 г. — 21%, а в 2009-м— 23%). Наш прогноз: в 2010 г. объем импорта алюминийсодержащих изделий вырастет до 230 тыс. т, т. е. до уровня 2008 г. Именно столько продукции в пересчете на алюминий не произведут российские заводы. Валюта, потраченная на импорт, будет продолжать работать на развитие зарубежных производителей, в то время как половина российских мощностей будет простаивать.
А для вас что это означает?
— 230 тыс. т алюминия, произведенного РУСАЛом внутри России, будут вынужденно проданы на экспорт с гораздо худшим соотношением «сырье— продукция с добавленной стоимостью» в сравнении с внутренним рынком.
Пошлины выше— профиля больше
Руководители РУСАЛа вполне убедительно доказывают необходимость протекционистских мер для российского рынка. Судя по действиям властей, эти аргументы кажутся убедительными и в Кремле.
Давайте попытаемся разобраться в причинах роста доли импорта. Может быть, у российских производителей худшее качество?
— Нет, конечно. Напомню, основные действующие (в том числе простаивающие) мощности в России были модернизированы либо построены в 2000-хгг. То есть они в среднем даже более современные, чем у зарубежных конкурентов! Дисциплина и культура производства у российских переработчиков алюминия, по нашему мнению, в целом не уступает западным стандартам. Примеры: успешная работа в России предприятий Alcoa— СМЗ и БКМПО, а также не менее успешная конкуренция с ними чисто российских предприятий— КУМЗ, КрАМЗ, СМК. Таких примеров можно привести множество. Мы признаем: наше слабое звено— конструкторская база. Но эта проблема не может играть решающей роли в противостоянии отечественных и иностранных производителей.
Может, дело в разнице стоимости алюминиевого сырья для отечественных производителей и их зарубежных конкурентов?
— Не согласен. Премия РУСАЛа на тонну алю­миния А7 на так называемых «воротах потребителя»— от $0 до $85 (премия варьируется в зависимости от удаленности потребителя от завода РУСАЛа и соответственно от стоимости железнодорожного транспорта). Действующие средние премии на тот же алюминий А7 «на воротах» европейских заводов составляют около $175, это как минимум на $90 выше стоимости алюминиевого сырья для российских производителей. Премии РУСАЛа на цилиндрические слитки 6063 «на воротах» российских экструзионных предприятий— от $205 до $294. Премии «на воротах» европейских экструзионных заводов на те же слитки— $370-385, или как минимум на $70 выше стоимости для российских производителей. То есть по всем законам рынка российские производители алюминиевых изделий, пользуясь своей географической близостью к заводам-поставщикам и будучи надежно защищены антимонопольными органами, должны были бы выигрывать конкуренцию с зарубежными компаниями. Но мы почему-то видим обратную картину.
И почему же?
— Я бы выделил четыре причины. Во-пер­вых, это недостаточная защита отечественных производителей и слабый контроль за исполнением национального законодательства. Все еще существуют схемы серого импорта, схемы обхода законов. Например, есть постановление правительства РФ № 166 о локализации производства автокомпонентов на территории России. Что делают западные автопроизводители, обходя это постановление? Поддерживают «необходимый» уровень локализации в РФ, поручая импорт автокомпонентов своим российским поставщикам. Доля прямого импорта автокомпонентов распределяется между автопроизводителем и его поставщиками.
Вторая причина роста импорта— стоимость кредитования в РФ. Ставки непомерно высоки: 11-14% годовых в сравнении с 3% для западных производителей. И это несмотря на долгосрочные контракты, «градообразующие статусы» производителей и т. д. Третья причина— падение основных мировых валют и укрепление рубля. В долгосрочной перспективе импорт в РФ становится более привлекательным. Ну и наконец, ассортимент и качество отечественной продукции. Не все покупатели могут найти в России то, что им необходимо.
Сакраментальный российский вопрос: что делать?
— Во-первых, стимулировать внутреннее потребление. Рост ростом, но оно по-прежнему находится на сравнительно низком уровне. Во-вторых, ориентировать отечественные заводы, производящие продукцию глубокой переработки, в том числе из алюминия, на потребление внутри России и СНГ. Производители готовой продукции, их поставщики (в том числе РУСАЛ, но не только) и государственные регулирующие органы должны координировать свои действия.
В чем суть этих действий?
— Я предлагаю принять законодательные меры, ограничивающие импорт и поддерживающие экспорт полуфабрикатов с содержанием алюминия. Позитивный пример таких мер— создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. С января в рамках единого таможенного тарифа для Союза таможенная пошлина на ввоз алюминиевых профилей установлена в размере не менее 4 евро за кг. Уже сейчас импорт профилей замещается отечественной продукцией.
Введение ограничительных пошлин не просто обеспечит дополнительные бюджетные поступления. При импорте полуфабрикатов и изделий из алюминия налоги и таможенные платежи, по мнению экспертов, составляют до 33% от таможенной стоимости. А по данным Минфина России, номинальная налоговая нагрузка в РФ в 2007 г. была 35% ВВП. То есть загрузка собственных предприятий не только дает новые рабочие места, уменьшает зависимость от импорта, но и обеспечивает значительно большие налоговые отчисления в бюджет по сравнению с импортом.
Вторая группа мер, которые я предлагаю,— внести в законодательство изменения, повышающие доли товаров российского происхождения для государственных (муниципальных) нужд, а также закупок компаний с госучастием и госкорпораций.
Вы уже просчитали эффект от этих мер?
— В случае если со второй половины 2010 г. эти нововведения заработают, к концу года отечественные производители смогут не только запустить собственные простаивающие мощности, но и увеличить свою долю на российском рынке до 88%. Это значение, по нашему мнению, достаточное для сохранения конкуренции как по качеству, так и по ценам.

 

 

Сергей Бельский
Руководитель дирекции по сбыту в России и странах СНГ ОК РУСАЛ. Родился в Москве в 1967 г.
Образование: 1991 г.— Московский института стали и сплавов (факультет металлургии цветных металлов, специальность— «инженер-металлург»); 1992 г.— Московский институт международного бизнеса при Министерстве внешних экономических связей и торговли РФ; 2003 г.— Лондонская школа бизнеса.
Карьера: 1991-1996гг.— трейдер компании «Разноимпорт»; с 1996 г.— руководитель направления в Trans World Group; 1999-2000гг.— руководитель отдела экспорта компании «Сибирский алюминий»; 2000-2007гг.— руководитель департамента сбыта РУСАЛа в России и странах СНГ.

 

 

РУСАЛ начал отдавать миллиардные долги
$5,9 млрд
чистый убыток ОК РУСАЛ в 2008 г.
$0,821 млрд
чистая прибыль РУСАЛа в 2009 г.
$16,6 млрд
объем долга РУСАЛа 70 банкам, реструктурированный в 2009 г.
37%
рост продаж алюминия в 2010 г.

Источник: РУСАЛ, данные «ДК».

 

Самое читаемое
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
  • Впервые за 2,5 года курс доллара опустился ниже 77 руб.: что это значитВпервые за 2,5 года курс доллара опустился ниже 77 руб.: что это значит
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.