Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
79,72
93,56

Сергей Макшанов: Не утираю проигравшим сопли

Работает с Coca-Cola HBC Eurasia, Wrigley, Nestle, ГК «РУЯН», концерном «Эмпилс», Русской Содовой Компанией, холдингом «МАК-ДАК». На Урале постоянный партнер «Центр Бизнес-Образования» (ЦБО). Рек

Работает с Coca-Cola HBC Eurasia, Wrigley, Nestle, ГК «РУЯН», концерном «Эмпилс», Русской Содовой Компанией, холдингом «МАК-ДАК». На Урале постоянный партнер «Центр Бизнес-Образования» (ЦБО).
Рекомендует относиться к бизнесу практично, не пытаясь спасать то, что уже идет на дно. А если тянуть лямку и жалеть вложенных в дело времени и сил, то в кризис непременно раззоритесь.
 
Сергей Макшанов, управляющий ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»
 

Я сидел за одним столом с человеком, который очень много потерял. Мы тогда говорили с ним о том, где баланс между эффективным управлением и доверием к сотрудникам. Он рассказал, что его подчиненный увел из компании девять миллионов рублей. Рассказал справочно – просто пришлось к слову. Не жаловался, не сетовал. В моем кругу это вообще не принято. Потери, которые ты несешь, ошибаясь, – табу среди моих друзей. Мы можем сказать, мол, такая ситуация, я попал, думаю делать то и то. Все, проехали. Каждый грызет свою морковку и понимает, что эта морковка только его и обвинять ему, кроме себя, больше некого.

Случайных вещей нет. Ни одной. Даже если тебя кирпич в темечко тюкнул – думай, где ты ходишь. Человек открыл дело, он взял на себя ответственность за него, он его развивает и точно знает, что рискует, войдя в мир бизнеса и действуя в нем. Например, он видит, что октябрь на 30 процентов хуже сентября, а ноябрь – на 50, а в декабре разрыв еще больше и уже нечем платить зарплату. Что ему можно сказать? «Ничего, ты такой же красивый, глаз от тебя не оторвать». Или: «Ты все равно молодец – потерял только миллиард. А Петька вообще разорился».

Разговоры о том, что жизнь не кончилась, – это вытирание соплей. По-честному нужно спросить: «А чего ты поперся туда, где с тобой могла произойти такая история?» Если обанкротили, отозвали лицензию, значит, ты чего-то не учел, упустил, поздно начал действовать. Чтобы была виновата судьба-злодейка или хроническое невезение – таких ситуаций я не припомню. Если ты покупаешь на десять миллионов, а продаешь на тридцать – очевидно же, что это не навсегда и скоро кончится.

Был такой остроумный эксперимент, участникам которого предлагалось сто раз сделать прогноз выпадения сторазрядного числа на датчике случайных чисел. Те, кто даже в открытые двери войти не может, ссылались на теорию вероятности и особенно не напрягались. Успешные же оказались продуктивнее на 43 процента, потому что видели гораздо больше вариантов расположения цифр. За этим результатом точно что-то стоит. А именно мозги, креативность и воля. Взять нашего давнего партнера – группу компаний «РУЯН», которая развивает бренд «Экспедиция». Только «Экспедиция» перешагнула барьер, включив в интерьер полярный вертолет и в качестве люксового предложения подавая гостям гречневую кашу с тушенкой.

Я думаю, есть еще одно, что отличает эффективных предпринимателей. Они признают внешнюю причинность изменений. А чтобы поймать причины, нужно во внешнюю среду ходить. Например, есть у тебя склад в Нижнем Тагиле, ты туда периодически ездишь. А не так, что сидишь и мнишь себя владельцем склада, а там еще два месяца назад все украли.

Тимур Горяев сказал: «Результат не врет». Есть у тебя бизнес – должно быть и рыночное обоснование стратегии, которая приведет к результату. Больше ничего не имеет значения: ни то, что ты создал предприятие с нуля, ни то, сколько ночей ты в нем провел и сколько сил в него вложил, – все это неважно. Нулевые счета, отсутствие товара, нечем платить зарплату – бизнес надо закрывать. Но зачастую бизнесмены начинают дергаться туда-сюда, думать, как почувствовать то, что я должен почувствовать, закрыть компанию или еще побороться. Метался, расшиб голову о стену и устал. Да просто ситуация изменилась, и упорство твое и героизм не нужны.

Люди ценят то, что тяжело дается. Я вложился в бизнес – я его ценю, и мне трудно признать, что он уже умер. Положить на что-то жизнь – очень легко, но это ничего не стоит. Перестали люди носить валенки – нужно уходить в другое направление. Внешняя среда всегда подскажет, где деньги. В 2006 году был бешеный всплеск рынка рингтонов – возник «миллион» компаний. Понятно же, что сейчас рингтоны в тренде и все сходят по ним с ума, но завтра люди остынут, и ты сядешь. Многие рванули на этот рынок, но часть точно понимала, что год мы там посидим и спрыгнем. А были те, кто рассчитывал, что популярность рингтонов – на веки вечные.

Спрос умер – можно закрываться. Мало в бизнесе ситуаций, которые невозможно спрогнозировать. Если ты строишь гостиницу в центре города, тут есть за что побороться. А если у тебя компания, торгующая рингтонами, и уже третий месяц никто не обращается – закрой ее.

Государство виновато, детство тяжелое, подоконники скользкие – это отговорки. Все знали, что в 2007 году начнется рецессия в США. Все знали, что Китай, готовясь к Олимпиаде и сокращая экспорт металла, рано или поздно снова вышвырнет его обратно на мировой рынок и обвалит его. Вместо того чтобы гнать объемы, руководителю стоило задуматься.

Проблема в высокомерном отношении к информации. Люди считают, что они все знают, все понимают, и, даже получая сверхзначимую информацию для своих компаний, не используют ее. Хотя порой информация может вдвое увеличить эффективность предприятия. Первой волной кризиса в России сбило самых неэффективных, вторая волна добьет высокомерных. И государство здесь ни при чем. На месте государства я бы сейчас вообще не трогал налоги, а наконец-то начал хранить правила игры: любые изменения – только отмены, новых барьеров и порядков не вводить. Скорее бы снизил в три раза тарифы естественных монополистов, а их штатное расписание сократил бы раз в восемьдесят. А налоги оставил бы прежними, чтобы публично не признавать то, что наши предприниматели настолько ленивы, что не способны наращивать эффективность.

 

 
Самое читаемое
  • Акватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабряАкватермальный курорт «Baden Land» в Екатеринбурге откроют 25 декабря
  • «Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье«Ни о чем не жалею»: Алексей Орлов — о новых районах, метро, киосках и счастье
  • Антон Баков построит никелевый завод в Свердловской областиАнтон Баков построит никелевый завод в Свердловской области
  • Как уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынкиКак уральский бьюти-ритейлер пережил все кризисы и вышел на международные рынки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.