Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Сет Годин: «Никому из нас не нужен свободный рынок, мы хотим идеального порядка»

Монополизацию и регулирование принято осуждать. Но почему, если все мы на самом деле хотим порядка и стандартизации: пойти в магазин и быть уверенным, что там будут привычные продукты?

Сет Годин, знаменитый маркетолог, рассуждает в своем блоге о парадоксах интернет-экономики. Он не уверен, что нашему миру нужен свободный рынок.

— Свободные рынки не так распространены, как нам кажется. В киосках с едой на стадионе продается только то, что велит продавать владелец лицензии. Это тоже выбор, но выбор простой: соглашайся или уходи.

Сама идея свободного рынка осложняется чисто географическими причинами: в каждой конкретной точке пространства может существовать только один бизнес. Пятая авеню в Нью-Йорке выглядит эпицентром коммерции, но, поскольку аренду нужно заключать надолго и нужны огромные свободные денежные потоки, свободы выбора на самом деле немного.

Свободный рынок — мощный механизм решения проблем, но гарантировать его работу в долгосрочной перспективе сложно.

Проблему географии устраняет интернет. Shopify может прекрасно поддерживать хоть миллион, хоть миллиард виртуальных магазинов — они не занимают места вообще. Когда интернет был молод, рынок идей был открыт для каждого, кто мог выйти в интернет из библиотеки.

Читайте также: Сет Годин: любой продукт требует конкуренции, любая конкуренция съедает все силы и время

Но также интернет поощряет сетевые эффекты, а они ведут к монополизации. Google на самом деле не нужен свободный рынок идей (они терпеть не могут блоги) — им нужен рынок, где они играют роль домовладельца. Facebook дал слово массе людей, у которых прежде не было доступа к трибуне, но алгоритмы компании и ее концентрация на кликах привели к массовому возмущению, потому что люди, получившие доступ к трибуне, разъедают основы нашей культуры. Это доказывает, что публика не всегда хочет свободный рынок, скорее ей хочется рынок удобный, предсказуемый и безопасный.

Так возникает, например, Lyft, где от «рынка» одно только название, потому что водители не могут сами назначать цены или генерировать какие-либо инновации.

В целом наша культура постепенно перешла от совершенно свободного рынка (базар под открытым небом в  монгольских степях) к рынку, где взаимодействие все больше огораживается заборами монополий и регулирования.

Мы во многом выиграли в плане надежности и управления побочными эффектами, но заметно потеряли в плане гибкости и скорости.

Большая часть тех, кто оплакивает потерю свободного рынка, на самом деле совсем не хочет жить в мире, где есть только свободный рынок. Но в тоже время очень важно бороться с рыночной властью отдельных крупных игроков, добиваясь эффективных решений.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.