Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Системы бизнес-анализа пробиваются к управленцам

эксперты Владимир Глухов генеральный директор компании «Система. Бизнес. Автоматизация» Дмитрий Кареньков руководитель отдела сервиса компании «ИТ Энерго-Консалт» Владимир Кишик директор по ИТ сети

В большинстве компаний всю информацию старше двух лет просто стирают. А в сети магазинов «СуперСтрой» электронные записи по продажам хранят десять лет и с помощью системы бизнес-анализа превращают в один из самых эффективных инструментов управления. В будущем такие программы будут у каждой компании, применяющей ERP-систему.

эксперты
Владимир Глухов
генеральный директор компании «Система. Бизнес. Автоматизация»
Дмитрий Кареньков
руководитель отдела сервиса компании «ИТ Энерго-Консалт»
Владимир Кишик
директор по ИТ сети магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал»
Дмитрий Мазеин
менеджер по развитию бизнеса компании Columbus IT в Уральском регионе
Сергей Осадчиков
генеральный директор регионального представительства корпорации «Галактика»

Для чего компаниям нужна система бизнес-анализа (BI1)
Что сдерживает интерес управленцев к BI
Чем можно заменить BI

Компания «Система. Бизнес.­ Автоматизация» к бизнес-аналитике присматривается ­давно. Года три назад фирма попыталась продвинуть на рынке решение американской компании Teradata2. Менеджеры получили задание, организация запустила небольшую рекламную кампанию, но рынок был к призывам равнодушен и никак на эту инициативу не отреагировал. Система оказалась слишком дорогой и сложной даже для крупных местных ритейлеров. «Да, мы ошиблись с этой системой, рынок к ней был не готов», — признает Владимир Глухов, генеральный директор компании. В этом году «Система. Бизнес. Автоматизация» делает второй заход: на сей раз клиентам предлагают систему собственной разработки. Несколько предприятий уже заинтересовались новой программой, но г-н Глухов не торопится устанавливать своим менеджерам план продаж продукта.

Компании почувствовали потребность в аналитике

Несколько лет назад компания Business Objects исследовала в США и Великобритании процесс принятия решений в разных фирмах. 88% менеджеров в 3/4 случаев опираются только на свои ощущения, а не на факты. 93% руководителей принимают решения в условиях недостатка времени, при этом 62% из них не получают необходимой информации в элект­ронном виде.

Казалось бы, процесс автоматизации бизнеса должен снять эту проблему. Большая часть тех систем, о которых так много пишет деловая пресса, заняты управлением в конкретном бизнес-процессе. CRM следит за качеством взаимоотношений с клиентами, ERP помогает спланировать производство, наладить управленческий учет и т. д. Но когда дело доходит до принятия ключевых решений, топ-менеджер остается один на один с десятками электронных таблиц, докладных записок, отчетов и графиков, на обработку которых уходят дни и недели. Именно на автоматизацию этого кусочка деятельности фирм и направлены системы Business Intelligence (BI), или бизнес-аналитика.

«Трест СКМ» (сеть магазинов «Супер­Строй» и «СтройАрсенал») использует промышленное решение для бизнес-анализа от компании Cognos3 с 2003 г. — это один из первых подобных проектов не только в Екатеринбурге, но и на Урале. «Внедрение этой системы было для нас осознанной необходимостью, — утверждает Владимир Кишик, ИТ-директор компании. — Более того, я уверен, что мы должны были по­ставить ее еще раньше». Первые попытки автоматизировать бизнес-анализ в «Тресте СКМ» были сделаны еще в конце 90-х гг., предприятие даже создало под эту задачу собственную систему, но она не справлялась с потоком данных. Появление промышленной системы BI принесло организации еще несколько ощутимых результатов: полный отчет по итогам месяца появляется 2 числа следующего, система дает возможность анализировать сезонность продаж по статистике, накопленной за семь-десять лет, в итоге сокращаются товарные остатки, ускоряется оборот. «Например, до 2001 г. в компании не было еще категорийного менеджмента . Отдел закупок и отдел продаж действовали практически независимо друг от друга. В какой-то момент руководители поняли, что просто нет информации о том, что сейчас творится в компании. Сегодня наша система бизнес-анализа позволяет любому менеджеру за минуту получить все данные, — рассказывает г-н Кишик. — У нас около 30 магазинов в трех федеральных округах, и то, что мы за секунды можем посмотреть любые сведения о продажах за последние семь лет, кажется нам хорошим результатом внедрения».

Схожая ситуация заставила задуматься о BI и торговую сеть «Монетка». Там уже работала единая учетная система, которая аккумулировала всю информацию о работе сети, но выдать отчет по огромному массиву данных о продажах тысяч товарных позиций в сотне магазинов она была не в состоянии. После появления BI создание сложного отчета стало занимать несколько минут. Причем менеджерам доступна любая степень детализации.

Активно интересуются системами BI энергетики и металлурги. По словам ­Дмитрия Каренькова, руководителя отдела сервиса компании «ИТ Энерго-Консалт», представителей крупных промышленных холдингов в системах BI в первую очередь привлекает возможность объединить данные из разных программ. Г-н Кареньков: «Такие предприятия обладают огромными информационными ресурсами, построенными на разных платформах, с разными форматами данных. В итоге на получение управленческой информации уходит иногда месяц. Например, у некоторых энергетиков отчетность по заявкам, чтобы провести закупки на следующий год, собирается до трех месяцев. Поэтому BI — наиболее эффективный инструмент объединения данных из разнородных систем».

Эксперты «ДК» отмечают, что с усилением конкуренции на рынках, повышением скорости бизнеса спрос на BI будет только расти: сейчас многие компании завершили автоматизацию своих операционных процессов и готовы продвигаться в сторону систем аналитики.

Системы BI конкурируют с ERP

Компания «Система. Бизнес. Автоматизация» не единственная, ставившая эксперименты с программами класса BI. «Около пяти лет назад корпорация «Галактика» предлагала сделанный на заказ продукт — Информационную систему руководителя (ИСР). Система дорогая, сложная и штучная. Большим спросом не пользовалась, хотя функционал там был интересный. Но в те времена только очень обеспеченные организации могли позволить себе эксклюзивные решения. Понимая потенциал рынка решений для бизнес-анализа, многие разработчики занялись этой проблемой, в том числе и наши», — рассказывает Сергей ­Осадчиков, генеральный директор регионального представительст­ва корпорации «Галактика».

Сейчас на рынке доступно несколько продуктов класса BI. Во-первых, существуют специализированные системы CPM (corporate performance management — управление корпоративной эффективностью), которые включают в себя бизнес-анализ. Во-вторых, часть функционала содержится в самих ERP-системах. «Граница между ERP и BI не очень четкая, — говорит ДМИТРИЙ ­МАЗЕИН, менеджер по развитию бизнеса компании Columbus IT в Уральском регионе. — Учетные системы постепенно вбирают в себя функционал по бизнес-аналитике, в них появляются инструменты обработки и построения отчетов, хотя все равно они менее развиты, чем в специализированных продуктах. Иногда нецелесообразно загружать систему, занятую управлением операционной деятельностью компании, построением сложных отчетов — это может отразиться на ее производительности. Поэтому спрос на отдельные системы бизнес-анализа только растет».

Ведущие поставщики ERP предлагают бизнес-аналитику как в составе своих систем, так и в качестве самостоятельных продуктов. Подобные предложения есть у SAP, «Галактики», Oracle. Кроме того, активно работают на рынке поставщики специализированных BI-систем. Например, компания Columbus IT готова внедрять Cognos. И наконец, часть инструментов можно создать самостоятельно. Специалисты отмечают, что даже собственным программистам под силу сделать систему со средствами OLAP для конкретного предприятия и она вполне сможет взять на себя часть функционала BI.

Предложение в городе уже сформировалось, а спроса еще нет. Правда, по отчетам исследовательской компании IDC4, российский рынок BI только в 2005 г. вырос на 48,3% и его объем приблизился к отметке в $45 млн. Дмитрий Мазеин утверждает: по опыту его компании, спрос на BI удваивается ежегодно, а на проектные команды по внедрению систем бизнес-анализа стоит очередь. Тем более что BI-проекты обходятся дешевле ERP. Как отмечает г-н Мазеин, в среднем лицензии на BI обходятся в полтора раза дешевле, чем на ERP. «Необходимо учитывать, что в таких проектах требуется меньшее количество автоматизированных рабочих мест, не надо менять и перестраивать текущие бизнес-процессы, переучивать рядовых сотрудников. По­этому само внедрение проходит легче для заказчика», — поясняет он.

Хотя ценовой фактор в этом случае не главный: заказчик должен дорасти до BI, у него уже должны быть накоплены данные для анализа — утверждают ИT-специалисты. Постепенно таких компаний становится больше. Дмитрий Кареньков: «Мы наконец начали чувствовать спрос. В прошлом году наша компания инвестировала в обучение трех сотрудников по BI. Если раньше нам в основном приходилось предлагать свои услуги, то теперь клиенты уже сами интересуются и мы готовимся подписать первые контракты». Примерно такая же ситуация наблюдается в «Галактике». По словам Сергея Осадчикова, спрос нельзя назвать массовым: «В бизнес-среде говорят: да, это интересно, давайте посмотрим, как система будет работать. Но заказчики еще не готовы покупать». У компаний, которые уже могут внедрять промышленные решения по бизнес-анализу, есть свои наработки, и им сложно от них отказаться. «На мой взгляд, рынок резко вырастет, когда появятся новые типовые технологии внедрения BI-систем», — резюмирует г-н Осадчиков. А вот Владимир Глухов более осторожен в оценках. По его мнению, трудно ждать резкого взлета рынка там, где сложные управленческие системы сравнивают по цене с пиратской 1С. «Конкуренция пока еще не та, чтобы компания по-настоящему сильно нуждалась в системах бизнес-анализа, но ситуация меняется. Мы потратили на разработку своей системы онлайн-анализа примерно $10 тыс. и готовы подождать, пока рынок созреет», — заявляет г-н Глухов.

 

1 Business Intelligence (BI) — класс программных продуктов, включающих инструменты для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые могут помочь пользователям преодолеть массив данных, чтобы синтезировать из них значимую информацию.
2 Teradata — один из крупнейших мировых разработчиков в области корпоративных хранилищ данных, CRM и аналитических приложений.

3 Cognos — один из мировых лидеров в области разработки решений Business Intelligence. Полный пакет программ Cognos позволяет пользователям автоматизировать процессы бюджетирования и планирования, создания отчетов и проведения анализа, контроля стратегической миссии компании. Работает на рынке с 1969 г.

4 IDC — международная исследовательская компания, работает в области IT.

Категорийный менеджмент — технология управления ассортиментом, при которой каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица. Цели категорийного менеджмента — в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом.

детали
В каких случаях компании необходима система BI
Требуется анализ большого объема данных.
В бизнес-процессах задействовано несколько разнородных, взаимодополняющих и не связанных друг с другом систем, работающих с разными форматами данных.
Сложная территориально-распределенная структура холдингового типа.
Большие архивы данных, накопленные за годы работы.
Источник: «ИТ Энерго-Консалт».

Online Analytical Processing (OLAP) технология многомерной аналитической обработки данных. Позволяет провести срез сразу по нескольким параметрам и выявить закономерности, на основе которых дает возможность получить преимущество перед конкурентами в знании и во времени.

детали
Что BI дает компании
Единый источник досто­верной информации.
Повышение качества ­данных за счет структу­ризации.
Оперативный экономический и статистический анализ.
Улучшение и ускорение ­построения отчетов, рост презентабельности данных для анализа.
Воплощение концепции «одно окно» — топ-менеджер получает все данные из одной программы.
Разграничение доступа и защиты корпоративных данных.
Источник: «ИТ Энерго-Консалт».

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.