Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Скандал с пассажиром United Airlines: причины и последствия громкого PR-провала

Как силой выволочь пассажира с рейса, потерять в капитализации и вызвать всеобщую ненависть. Американская авиакомпания пыталась посадить своих сотрудников в переполненный самолет, но сильно пожалела.

Инцидент на борту самолета United Airlines стал одним из самых громких скандалов последнего времени. 9 апреля авиакомпания решила снять четырех пассажиров со своего рейса 3411 из Чикаго в Луисвилл, чтобы посадить на их место своих сотрудников, писала «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России). Рейс был переполнен (т.н. овербукинг), и сначала перевозчик предложил добровольцам $400, ваучер на отель и билет на следующий день, но никто не согласился. Затем сумма компенсации выросла до $800, но желающих по-прежнему не нашлось. Тогда авиакомпания решила выбрать четырех человек случайным образом. 
 
Пара человек покинули самолет добровольно, но один пассажир, 69-летний доктор Дэвид Дао, китаец по происхождению, отказался выходить из салона, потому что он должен был попасть к своим пациентам. Сотрудники службы безопасности применили силу, в результате чего мужчина ударился головой, потерял сознание, и его выволокли из самолета. Пассажиры рейса записали инцидент на видео, которое разлетелось по интернету и СМИ.
 
 
United Airlines сначала отреагировала очень сдержанно. Генеральный директор авиакомпании Оскар Муньос (Oscar Munoz) извинился за «необходимость перераспределить» пассажиров и сообщил, что сотрудникам пришлось вызвать представителей правоохранительных органов, чтобы вывести пассажира, отказавшегося уходить «добровольно». Он назвал ситуацию неприятным событием и пообещал провести внутреннее расследование и связаться с пассажиром. Но имя пострадавшего он не назвал и не извинился перед ним. 
 
Позднее он назвал инцидент «поистине ужасным событием». «Я разделяю ваше возмущение, гнев и разочарование и приношу глубочайшие извинения за случившиеся», — сказал г-н Муньос, извинившись перед всеми пассажирами рейса. «Ни с кем не следует обращаться таким образом», — подчеркнул он. Глава United Airlines пообещал пересмотреть политику перемещения персонала, правила действий на переполненных рейсах, сотрудничество с аэропортами и местными правоохранительными органами. 
 
Из-за скандала авиакомпания и ее руководитель столкнулись с растущим давлением по всему миру, пишет Reuters. Юрист доктора Дао заявил, что ему оказывают помощь в чикагской клинике. Расследование инцидента инициировал также Департамент транспорта США, а губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи (Chris Christie) призвал ввести новые правила, чтобы ограничить практику овербукинга. 
 
Видео того, как доктора выволакивают из самолета, стало вирусным: его посмотрели более 480 млн пользователей китайской соцсети Weibo, аналога Twitter. Онлайн-петиция с призывом отправить Оскара Муньоса в отставку собрала уже почти 22 тыс. пользователей. United Airlines занимает 20% всех пассажирских авиаперевозок между США и Китаем, и летает в большее число китайских городов, чем любая другая американская авиакомпания. Доктор Дао же, прежде чем его вывели из самолета, не раз сказал, что его дискриминируют из-за китайского происхождения. 
 
Скандал обрушил капитализацию United Airlines примерно на $1 млрд, хотя потом она частично отыграла падение. Проданы были более 16 млн акций авиакомпании. Сейчас ее эффективность вызывает беспокойство инвесторов. В США некоторые пользователи соцсетей призывают бойкотировать перевозчика.  
 
 
13 апреля авиакомпания решила вернуть деньги всем пассажирам рейса 3411, пишет USA Today. 
 
 

Как можно было избежать проблемы

 
Ошибка авиакомпании и гендиректора в том, что они не сразу уделили внимание вопросу применения силы к пассажиру, пишет в колонке на vc.ru программный директор компании по организации бизнес-мероприятий InterForum Дмитрий Степанов. 
 
Во-первых, авиакомпания сразу должна была предложить больше денег, отмечает он. Во-вторых, United Airlines среагировала недостаточно оперативно, и первоначальные заявления вызвали новую волну критики. К тому же в комментарии не было ответа на вопрос, может ли служба безопасности снимать с рейса людей, применяя силу без необходимости. Реагировать надо было быстрее и по существу, не отправляя СМИ за комментариями к правоохранительным органам.
 
Еще один негативный момент — скрытые последствия для корпоративной культуры. Реакция авиакомпании показала сотрудникам, что комфорт пассажиров вторичен, а главное — выполнять указания руководства, и тогда вас прикроют. Из такой ситуации поможет выйти только увольнение всех сотрудников, причастных к инциденту, и даже топ-менеджеров, считает г-н Степанов.
 
Пострадавшему пассажиру стоило предложить компенсацию в обмен на совместное заявление об отсутствии претензий. Наконец, можно опубликовать памятку о причинах и процедуре снятия пассажиров с рейса.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.