Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Скоростные поезда разгонят из Тагила

В Нижнем Тагиле хотят построить железную мини-дорогу протяженностью 100 км — для испытаний скоростных поездов. Проект оценивают в 4,2 млрд руб. Партнерами назыают ЕВРАЗ, УВЗ и РЖД.

Официально проект называется «Международный испытательный центр подвижного состава с экспериментальным кольцом для скоростного транспорта». Создать его предложила Маргарита Кузовкова, директор индустриального парка «Демидовский». Речь идет о железнодорожной трассе протяженностью около 100 км, которую можно вписать между Нижним Тагилом, поселком Усть-Утка и деревней Баронской. По замыслу авторов трасса в форме вытянутой восьмерки будет состоять из прямолинейных участков, мостов, тоннелей и кривых различных радиусов, позволяющих тестировать работу электропоезда.

«Скоростные магистрали, которые собирается строить РЖД, — принципиально новый проект, — говорит г-жа Кузовкова. — Готовясь к нему, металлургические и машиностроительные заводы выпускают длинномерные рельсы и другие элементы железнодорожных путей. Но прежде чем открыть движение, нужно удостовериться, что элементы системы, собранные вместе, исправно работают. Сделать это можно только на специальном полигоне».

Единственный в России испытательный центр для железнодорожного состава, работающий с 1932 г., расположен в Щербинке (Подмосковье). Это три кольцевых пути протяженностью по 6 км, где можно запускать составы со скоростью 90 и 140 км/ч. Для поездов, способных разгоняться до 400 км/ч, нужна специальная трасса, которой сейчас нет. Экспериментальный поезд «Сокол», показавший на испытаниях скорость 236 км/ч, в 2001 г. проверяли на линии Санкт-Петербург — Москва. По мнению Маргариты Кузовковой, трассу, на которой будут обкатывать поезда для проектов РЖД «ВСМ-1» (Москва — Санкт-Петербург) и «ВСМ-2» (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург), можно вписать в ландшафт парка «Демидовский». Чистоту эксперимента обеспечат испытания в континентальном уральском климате.

Артемий Кызласов, генеральный директор УК «Титановая долина», считает идею перспективной: «В этом есть смысл, поскольку «Уральские локомотивы» будут производить подвижной состав для скоростных дорог, и его придется испытывать. При этом важно, чтобы сама трасса была выполнена более качественно, чем просто скоростная дорога. Думаю, строительство оживит регион. Обычно такие полигоны становятся центром притяжения для небольших предприятий — торгующих или оказывающих услуги. На месте организаторов я бы еще сделал смотровые площадки для желающих наблюдать за движением скоростного поезда».

По оценкам, испытательный центр обойдется в 4,2 млрд руб. Потенциальными резидентами проекта г-жа Кузовкова видит ЕВРАЗ, НПК «Уралвагонзавод» и РЖД. Понесенные затраты можно частично компенсировать, если брать на испытания не только российские, но и европейские скоростные составы, считает она. Эксперты на этот счет сомневаются — рационально ли везти в Нижний Тагил поезд из другой страны, если до сих пор иностранные производители успешно испытывали технику сами.

Доменные печи старого Демидовского завода (построен в 1725 г., закрыт в 1987 г.)

Замысел испытательного центра родился из проекта «Демидов-парк», который губернатор Евгений Куйвашев представлял на инвестфоруме в Сочи в 2012 г. Это попытка модернизировать старые цеха на территории Нижнетагильского городского округа.

Сутуночный цех — территория открыта для археологических раскопок

Помимо музея под открытым небом, где хотят собрать промышленное оборудование XVIII-XX вв., на площади в 7 тыс. кв. км разместится технопарк с действующими производствами и развлекательная зона.

Опоры рабочей площадки мартеновской печи

Опыты такого рода есть в европейских странах — Англии (музей Ironbridge в Телфорде), Германии (музей индустриального наследия земли Вестфалия), Португалии (музей-фабрика рыбных консервов) и других. Одним из дополнительных аттракционов можно сделать путешествие на узкоколейке (ее тоже придется восстанавливать).

Меднорудянский карьер на южном склоне горы Высокой

То, что осталось от узкоколейки 1895 г.

По расчетам, «Демидов-парк» обойдется в 6 млрд руб. Технические детали проекта Маргарита Кузовкова обсуждала еще с Александром Мишариным (тогда — губернатором региона) на выставке «ИННОПРОМ-2011». Тот обещал выделить из областного бюджета 300 млн руб. на экологическое восстановление территории, охрану музейных объектов и перестройку старого цеха в выставочный павильон. Однако, считают эксперты, получить из какого-либо источника все 6 млрд руб. вряд ли удастся.

То есть концепция «Демидов-парка», которую иностранные специалисты признали разумной, скорее всего, останется на бумаге. Юрий Курашов, начальник аналитического отдела УралНИИпроект: «Я сомневаюсь, что в казне найдутся деньги для запуска «Демидов-парка» как туристической зоны. Даже Верхотурье, которое раскручивают с 1995 г., долго не могли сдвинуть с места, пока к делу не подключилась РПЦ. Сейчас мы видим, что город развивается, причем это касается не только памятников, но и всей инфраструктуры. Но в отличие от Верхотурья в Нижнем Тагиле можно трудоустроить десятки тысяч человек».

Открытое хранилище с металлургическим оборудованием. На переднем плане — прокатный стан с Алапаевского завода

Согласившись с ним, руководство парка предложило инвесторам альтернативный вариант — испытательный центр скоростных поездов.

Мартеновский цех со всем технологическим оборудованием (1892 г.)

Литейный цех (1914 г.)
готовят к реставрации

По словам г-жи Кузовковой, возрождение депрессивного района — задача-максимум: «Около 25 заводов, работавших на территории Нижнетагильского округа, в одночасье просто умерли. Территория приходит в упадок, население деградирует. Единственный способ исправить ситуацию — построить испытательную магистраль".

Сейчас проект отправили в Москву. Говорят, в ближайшее время он попадет на стол г-ну Мишарину — и у истории будет продолжение.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.