Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Скованные одной цепью - 04.07.1996

В июле и августе выставочно-ярмарочная жизнь в Екатеринбурге замирает. Но конец сезона оказался довольно бурным: перед летними «вакациями» выставочное общество «Уральская ярмарка» разразилось насто

о евроазиатской цепочке и не только о ней

В июле и августе выставочно-ярмарочная жизнь в Екатеринбурге замирает. Но конец сезона оказался довольно бурным: перед летними «вакациями» выставочное общество «Уральская ярмарка» разразилось настоящим каскадом выставок — три за один месяц. Пожалуй, самой удачной получилась последняя, проходившая с 25 по 28 июня. В эти дни в КОСК «Россия» выставлялись одновременно два блока, один со строительным: Урал-строй, Урал-архитектура, Урал-деревообработка и др., другой с гастрономическим уклоном: Урал-продукты, Винокурни России...

Такое странное объединение вызвано желанием фирмы подстраховаться, т. к. расходы по предыдущему блоку выставок «Урал-компьютер», «Урал-безопасность» и др. не окупились. Однако и строительный, и гастрономический блоки собрали такое количество участников (общее число экспонентов — 270), что их вполне хватило бы на две полноценные выставки.

Можно утверждать, что «Уральской ярмарке» — зарегистрирована летом 1995 г., первая выставка прошла в феврале 1996 г. — все же удалось закрепиться на нашем рынке. Хотя это оказалось не так просто. Дело в том, что эта фирма входит в ассоциацию «Евроазиатские выставки». Этот союз фирм-организаторов промышленных выставок и торговых ярмарок из разных регионов России (на сегодняшний день их 14, и еще одна «дочерняя» фирма открыта в Израиле) был создан усилиями ВО «Сибирская ярмарка», со штаб-квартирой в Новосибирске. Сам факт появления «Уральской ярмарки» был воспринят екатеринбургскими выставочными фирмами как экспансия. Однако в Екатеринбурге проходит не так много выставок (в прошлом году состоялось всего два десятка), чтобы фирмам приходилось всерьез «сражаться» за место под солнцем, да и времена сверхприбылей в выставочном бизнесе давно миновали. По словам ген. директора «Евроазиатских выставок» Сергея Якушина, семь лет назад рентабельность выставок «Сибирской ярмарки» достигала 150%, сейчас она составляет 13-14%, а у «Уральской ярмарки» даже меньше — около 10%.

«Уральская ярмарка» предлагает несколько видов выставочных мест. Стоимость самого дешевого, без оборудования — $40/м2 (на улице) и $130-135 — в помещении. Цена открытого стенда в помещении $400 (2м2, стол и два стула). Стандартные стенды по 4,8 и 16 м2 (каждый в четырех вариантах) стоят от $800 до $4500.

Главная идея евроазиатской выставочной цепочки — «провезти» выставку через всю страну и дать ее участникам возможность быстро сделать панорамный обзор рынка и получить информацию о спросе на свою продукцию в главных экономических регионах. Поэтому «Уральская ярмарка» собирает большое количество иногородних участников.

Сергей Якушев, ген. директор ассоциации «Евроазиатские выставки» (главный офис в Новосибирске), приехал в Екатеринбург по случаю закрытия зимне-весеннего выставочного сезона «Уральской ярмарки». Сезон для нее явно удался.

Не окупился только предпоследний блок — «Урал-компьютер», «Урал-офис»... «ДК» воспользовался случаем оценить местный выставочный бизнес глазами «постороннего».

Г-на Якушева заботит замкнутость местного выставочного бизне-са на себя. Такой вывод он сделал из отношения местных выставочных фирм к цепочной идее «Евроазиатских выставок». Первоначально был проект «Транссибэкспо». Суть его заключалась в попытке объединить усилия уже действующих местных выставочных фирм в городах Урала и Сибири.

— К сожалению, — говорит г-н Якушев, — выставочные фирмы нас не поддержали. Мы поняли, что объединять усилия существующих выставочных фирм нет никакого смысла. В этом бизнесе еще не накоплен первоначальный капитал и бытует весьма вульгарное представление о том, что такое конкуренция. Она понимается только как работа локтями и только как «держать и не пущать». Выставочный бизнес в провинции начинался с единичных выставочных фирм. Естественно, их поддерживала администрация (больше было некого) и по официальным каналам, и частным интересом отдельных чиновников. Спустя 2-3 года у этих фирм возникла иллюзия, что они безраздельные владельцы этого «своего» рыночного поля, на которое чужим вход запрещен. Впрочем, запрет не относится к иностранцам: у них деньги, обещания — их любят, с ними сотрудничают. Кстати, иностранные «коршуны» применяют в России тот же самый «цепочный метод», что и мы. Что же касается взаимодействия российских организаторов выставок, то вряд ли найдутся примеры, когда хотя бы две выставочные фирмы объединились на каком-то событии.

Вот эту ошибку и исправляют «Евроазиатские выставки». За год в рамках ассоциации проводится до 250 выставок по 45 отраслевым направлениям. С нами сейчас работают Красноярская ярмарка, фирмы С-Петербурга, Белоруссии, Торгово-промышленные палаты Алма-Аты, Владивостока. У нас больше 10 партнеров, которые не входят в ассоциацию. Формы сотрудничества самые разные: предоставление на бартерной основе выставочных площадей и оборудования, агентские услуги (оплачиваются из расчета 40% от прибыли).

Идею выставочного экспорта раньше всех мэров осознал и поддержал Юрий Лужков. В муниципальной промышленности Москвы 500 заводов, склады забиты продукцией. В Москве за организацию выездных выставок в регионы взялась фирма «Росэкспо». Санкт-петербургский экспортер — «Балтийская ярмарка». У нас не было ни одной выставки в Минске, но посмотрите, на выставке в Екатеринбурге огромное количество белорусских фирм: второе место по представительности после Екатеринбурга. Кроме того, наша белорусская фирма, выполняя роль агента по Прибалтике, открыла последнюю выставку в Екатеринбурге для фирм Литвы и Латвии. До 50 выставок мы проводим за рубежом.

Одним словом, идея пробивает дорогу и постепенно формирует интерес местных властей. В конечном итоге, это коммерческие мероприятия, которые не тянут денег с местного бюджета, а напротив, пополняют его за счет отчислений налогов от продажи выставочной площади, оплаты автотранспортных услуг, охраны и т.д. Например, первый же из четырех проведенных в этом году выставочных блоков «Уральской ярмарки» дал Екатеринбургу около 200 млн. руб.

... В жизни «Уралэкспоцентра» — корифея выставочного дела в Екатеринбурге (работает с 1991 г) — никаких неожиданностей не было. Это, без сомнения, самая стабильная выставочная фирма в городе, деятельность которой уже расписана на два года вперед. Четыре выставки за полгода, по данным «Уралэкспоцентра», собрали в общей сложности 300 участников и 37,5 тыс. посетителей. Сумма, на которую в ходе работы выставок были заключены контракты, превышает $50 млн (за весь 1995 г. сумма заключенных контрактов составила $38,6 млн).

«Уралэкспоцентр» ориентируется на узкоспециализированные выставки. Причем наряду с вполне окупающей себя «Информатикой» фирма не отказывается и от убыточной, но очень важной для региона «Уралэкологии». Кстати, если никто из участников «Информатики» не был дотирован, то девяти экспонентам «Уралэкологии» счета оплатили Центр содействия предпринимательству и Комитет охраны природы. Тот же ЦСП заплатил и за пятерых участников выставки «Медицина».

У «Уралэкспоцентра» достаточно дифференцированный подход к оплате участия. Так, на «Фермере» для отечественных фирм-производителей стоимость выставочной площади на улице — $20/м2, а эскизный стенд на «Информатике» и «Медицине» стоил $245/м2.

Практически все выставки, проводимые «Уралэкспоцентром», имеют статус международных, цель — привлечь в регион иностранные фирмы и их столичных представителей.

Группа «Универсальные выставки» (АОЗТ «Уралквадро») работает по большей части с фирмами города и области. В этом году прошли две выставки: общее число участников — 295. Практически все мероприятия «Универсальных выставок» готовятся при поддержке разных структур: ЦСП, Американского центра предпринимательства, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Особенно это относится к «фирменной» выставке группы — «Урал-Конверсия-Наука-Бизнес» (делается совместно с УралНИТИ, «Универсальные выставки» отвечают за «Бизнес»), из 183 фирм более чем двадцати участие было оплачено. Расценки «Универсальных выставок» ближе к «уралэкспоцентровским», чем к ценам «Уральской ярмарки» — место без оборудования — $100-135/м2, стенд — $140-175, рабочее место 3м2 — $324.

До недавнего времени «Универсальные выставки», оправдывая свое название, не занимались выставками узкоспециализированными. Но сейчас решили попробовать себя в новой области. «Первой ласточкой» должна стать компьютерная выставка «КомСофтЕкатеринбург», которая пройдет 24-27 сентября в КОСК «Россия».

Успех выставки, очевидно, определяется не только числом собранных участников, но и тем, сколько неслучайных посетителей на нее придет. Поэтому «удачность» выставки в немалой степени зависит от рекламной кампании. Их основательно готовит «Уралэкспоцентр»: рекламная кампания начинается за несколько недель до выставки — газеты, телевидение, щиты на Плотинке. Это дает свои плоды — количество посетителей на всех выставках оказалось выше прогнозируемого. «Универсальные выставки» и «Уральская ярмарка» действуют с заметно меньшим напором. У последних всплеск активности начинается только за несколько дней до открытия.

Что касается собственно организации наших выставок — никаких принципиальных изменений не произойдет, пока в городе не построят экспоцентр. В Екатеринбурге фактически только две площадки, на которых можно проводить крупномасштабные выставки — павильон на ул. Громова, 145 (его постоянно арендует «Уралэкспоцентр») и КОСК «Россия», который делят между собой «Универсальные выставки» и «Уральская ярмарка». Единственное преимущество «Уралэкспоцентра» — фирме не приходится на каждую выставку завозить и вывозить оборудование, но павильон бывшей строительной выставки довольно далеко от центра и, как показала «Информатика-96», стал уже просто мал для «Уралэкспоцентра». «Универсальным выставкам» по-прежнему приходится перед каждым мероприятием собирать даже самое элементарное «оборудование» — столы и стулья по всему городу. «Уральская ярмарка» пользуется «гастролирующим» комплектом выставочного оборудования (но, к слову, очень качественного — стенды «Уральской ярмарки» действительно хорошо оформлены), которое «обслуживает» несколько фирм «Евроазиатских выставок».

Вторая беда наших выставочников, после отсутствия экспоцентра — состояние гостиниц. В Екатеринбурге — бывшем закрытом городе, гостиниц международного уровня просто нет. Наш гостиничный «сервис» отпугивает не только иностранных гостей, но и более закаленных российских участников. Кстати, по мнению того же г-на Якушева, только успешная деятельность всех выставочных фирм вместе взятых ускорит решение проблем.

Уралэкспоцентр 49-30-17, 49-30-27

Уральская ярмарка 58-32-46

Универсальные выставки 41-26-67

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.