Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Следы обысков в «Уральских авиалиниях» ведут в Чехию

Десять дней назад бойцы СОБРа в масках ворвались в офис «Уральских авиалиний». В акции также участвовало и около 20 представителей Кольцовской таможни. Войдя в серверную, они начали копировать фина

Официальная причина обыска, проведенного в офисе «Уральских авиалиний» («УА») 8 октября, — контрабанда запчастей для самолетов. Но есть еще версии. По одной из них авиакомпания стала слишком часто выигрывать суды у таможенников. По другой — это следствие конфликта гендиректора компании Сергея Скуратова с давним партнером по бизнесу.

Десять дней назад бойцы СОБРа в масках ворвались в офис «Уральских авиалиний». В акции также участвовало и около 20 представителей Кольцовской таможни. Войдя в серверную, они начали копировать финансовую документацию. Сергей Скуратов, генеральный директор компании, находился в отъезде, и регулировать ситуацию пришлось его сыну и коммерческому директору «Уральских авиалиний» Кириллу Скуратову. По горячим следам он заявил, что никаких предварительных запросов на предоставление той или иной информации руководство авиа­компании не получало и случившееся стало для него совершенной неожиданностью. «Это рейдерский захват и сведение счетов», — предположил он.
Уральское таможенное управление (УТУ) озвучило свою версию случившегося: «Обыски проводятся в рамках уголовного дела, возбужденного 17 марта 2010 г. по ч. 1 ст. 188 УК РФ («Контрабанда»)». При этом таможенники особо подчеркнули, что их действия законны и правомерны, равно как и присутствие бойцов в масках.
Обстоятельства уголовного дела, на которое ссылается УТУ, таковы: таможенные службы подозревают авиаперевозчика во ввозе контрабандных запчастей, в частности блока метеорадара стоимостью 3 млн руб. для самолета Airbus А321. Однако так и осталось за кадром, почему обыски начались спустя полгода с момента возбуждения дела и почему нужные документы не были заблаговременно затребованы. «Мы были готовы добровольно предоставить всю документацию», — подчеркнул Кирилл Скуратов.
Это не первое столкновение интересов перевозчика и Кольцовской таможни. Уже около года стороны регулярно встречаются в арбитражных судах: авиакомпанию подозревают в том, что она не доплатила 10,8 млн руб. за ввоз трех Airbus А320. Причем семь рассмотрений (включая апелляционные инстанции) завершились в пользу «Уральских авиалиний».
Как рассказали в УТУ, процедура ввоза самолета довольно сложна: в таможенную стоимость включается не только «железо», но и цена топлива, допоборудование, покраска, услуги по страхованию. В том, что таможенники находят какие-то несоответствия в декларациях, нет ничего нового. Но если раньше такие дела с легкостью решались в пользу таможенных служб, то сейчас, с изменением законодательства, стали выигрывать перевозчики. «Вы только представьте — за год одна компания выигрывает у таможни семь дел! Причем суммы не маленькие — например, благодаря выигранным делам «УА» смогут экономить по 85 млн руб. в год. Понятно, что эта ситуация совершенно не устраивает некоторых таможенных руководителей», — объяснил «ДК» один из представителей регионального управления. По его мнению, именно это недовольство могло стать причиной обысков в «Уральских авиалиниях».
Впрочем, ситуация могла бы не выйти за рамки арбитражных споров, если бы не конфликт гендиректора авиакомпании с Андреем Заякиным*, его партнером по бизнесу, — утверждает крупный корпоративный клиент «УА», пожелавший остаться неназванным. По его словам, Сергея Скуратова и Андрея Заякина* связывали давние отношения. Одно время г-н Заякин числился начальником отдела службы грузоперевозок авиакомпании и ее представителем в Европе. Предположительно он курировал авиарейсы из Москвы в европейские города и из Калининграда в Мюнхен. Но основная деятельность Андрея Заякина*, как считает источник «ДК», — посредничество в перевозке грузов на борту пассажирских лайнеров «Уральских авиалиний». «Чтобы договориться о перевозке того или иного груза, неважно — из Китая или Европы, нужно было обращаться в некую компанию, зарегистрированную в Чехии. Как я понимаю, она оптом выкупала грузовые мощности «Уральских авиалиний», а потом предлагала грузоперевозки конечным клиентам, — рассказывает собеседник «ДК». — Ее-то, по всей видимости, и контролировал г-н Заякин». В какой-то момент европейский партнер, вероятно, начал вести свою игру, которая не устроила «УА». Оценив вероятность разрыва бизнес-отношений, Андрей Заякин*, имеющий связи в силовых структурах, предположительно мог инициировать акцию устрашения авиаперевозчика. «Во всяком случае активные поиски «контрабандного метеорадара» начались именно в момент обострения конфликта», — предполагает источник «ДК».
Что касается версии о рейдерском захвате, озвученной представителями «Уральских авиалиний» в день обысков, то она вряд ли может быть основной. В недавнем интервью «ДК» Сергей Скуратов особенно подчеркнул неуязвимость своего бизнеса для внешних захватчиков: «У нас перекрестная структура собственности. Фантастическая структура! Благодаря ей мы и сохранили авиакомпанию в годы перестройки. Мы просто сконцентрировали достаточно большой пакет акций в руках дочерней структуры». Напомним, 74,4% акций ОАО «Уральские авиалинии» принадлежит ООО «Крылья Урала», которым, в свою очередь, на 100% владеет авиакомпания.
Эксперты считают, что особенных потерь помимо, конечно, репутационных авиакомпания понести не должна. Текущая деятельность перевозчика не пострадала, а вопрос правомерности обысков взял под личный контроль Максим Гришаев, глава региональной транспортной прокуратуры. Его вердикт станет известен в ближайшее время.
Накануне сдачи журнала руководители «Уральских авиалиний» были недоступны для комментариев. На вопрос, работает ли в компании г-н Заякин, Татьяна Вацек, руководитель PR-службы, ответила: «Он у нас и не работал никогда, он был нашим контрагентом».

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.