Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Слезь с лошади — она сдохла». Если бизнес падает и шансов мало, нужно выйти без долгов

Павел Ефремов: «Главная задача предпринимателя — не свалиться в долговую яму. От нее может не спасти даже личное банкротство. Если шансов на спасение мало, нужно закрыть дело, как бы ни было жаль».

Павел Ефремов, заместитель председателя правления Банка «Нейва»:

— Кризис 2020 г. отличается от всех, что мы пережили в предыдущие десятилетия. Потому что он имеет не только и не столько финансовую природу. С финансами в России и в мире все в целом хорошо. Доллар и евро подорожали из-за ослабления цена на нефть, но не так резко, как это было в 2014 году. К тому же уже происходит откат на фоне все-таки заключенной странами — участниками ОПЕК сделки по сокращению добычи нефти. Но коронавирус и связанный с ним карантин тормозят многие производственные и потребительские процессы.  

Если карантинные меры не будут затяжными, мы выйдем из кризиса без серьезных потерь, так как есть резервные фонды и более-менее налажено импортозамещение.

Однако в бизнесе нужно всегда ориентироваться на самый негативный сценарий, который случится, если карантин затянется надолго. Тогда проблемы будут нарастать, как снежный ком.

Вот пример — уже сегодня многие компании из сегмента малого бизнеса (торговля, общепит, кафе и пр.) стали практически банкротами, так как у них нет резервных фондов для оплаты месяца, а то и двух-трех месяцев простоя, а также возможности привлекать кредиты по ставке 0% (почему — скажу чуть позже). Соответственно, сотрудники этих компаний остаются без денег.

Не секрет, что у нашего населения сегодня крайне высокая закредитованность — но теперь многие люди не смогут оплачивать кредиты, банки получат просрочку в миллиардных размерах, перестанут кредитовать и перекредитовывать бизнес, а это спровоцирует новую волну банкротств. Спрос на все упадет, и пострадают те отрасли, которые сейчас вроде бы не задеты кризисом: от производителей одежды до застройщиков и предприятий оптовой торговли. А там недалеко и до сырьевиков.

Неизвестно, кто в итоге останется на плаву. Другими словами, всех нас может ждать глобальный кризис производства и потребления. 

О поддержке банками бизнеса  

В условиях кризиса общество накладывает на банки явно завышенные социальные ожидания. Людям кажется, что у банков есть неиссякаемые финансовые ресурсы, а потому в сложной ситуации они обязаны давать деньги всем, кто попросит, причем бесплатно. Конечно же, это не так. Банк — коммерческая структура, которая зарабатывает, управляя чужими деньгами, тогда как доля его собственных средств невелика. Поэтому рассчитывать на то, что банки завтра начнут раздавать невозвратные кредиты — наивно. Ни один банк не может позволить себе такого ни за свой счет, ни тем более за счет клиентов, перед которыми у него есть финансовые обязательства. 

Безусловно, банки поддерживают своих корпоративных клиентов всеми возможными способами. Продолжают выдавать кредиты, формируют льготные программы обслуживания, готовы обсуждать с компаниями, работа которых оказалась нарушена из-за кризиса, индивидуальные условия и риски. 

О финансовых антикризисных мерах

Кредитные каникулы, введенные государством — не панацея от кризиса. В ней содержится много ограничений. Во-первых, их срок составляет всего полгода. Во-вторых, рассчитывать на них может бизнес из ограниченного количества наиболее пострадавших отраслей (туризм, логистика, транспорт и другие). В-третьих, размер кредита ограничен. Так, ИП могут получить сумму только до 300 тысяч рублей. К тому же компания должна иметь документально подтверждённое падение доходов от 30% — банк обязан это проверить по базам ФНС и ПФР. 

Кредит под 0% годовых — тоже антикризисная мера, которую бизнесу следует использовать крайне осторожно. Нужно очень четко осознавать: любой кредит, даже очень дешевый, рано или поздно придется возвращать. Поэтому перед обращением в банк нужно очень грамотно оценить все источники доходов компании, как настоящих, так и будущих. Если их недостаточно и закрыть кредит будет нечем — обращаться в банк не стоит, какой бы заманчивой ни была ставка. 

Кредит поможет решить локальную проблему (например, выдать зарплату сотрудникам), но в последствии создаст значительно большие финансовые трудности. 

Об уроках кризиса

Сегодня каждому бизнесу нужно крайне серьезно оценить дальнейшие перспективы и не паниковать. Как надолго все затянется, не знает никто, и в этой ситуации главная задача предпринимателя — не свалиться в долговую яму. В трейдинге существует термин «стоп-лосс» — он означает, что настало время фиксировать убытки и перестать ждать роста актива, так как он может упасть еще больше, а убытки — вырасти.

В обычной жизни аналогичный смысл содержит выражение «Слезь с лошади — она уже сдохла». Если бизнес падает и мало шансов на его спасение, нужно выйти из него, не наделав долгов. От них может не спасти даже личное банкротство (помните о принципе субсидиарной ответственности контролирующего лица — она числится за человеком вплоть до ее погашения, даже если он признан банкротом как физлицо!). Нужно закрыть дело, как бы ни было жаль потраченного времени и усилий. В таком случае, не обремененный долгами предприниматель рано или поздно сможет начать все заново! 

Как я уже говорил, нынешний кризис довольно самобытен, а значит он породит немало оригинальных бизнес-кейсов. Это будут истории как крупного успеха, так и провала. Пока есть три главных тренда — снижение потребительского спроса из-за сокращения доходов, изменение модели потребления (меньше тратим, больше копим на чёрный день), и девальвация рубля (цены на нефть нестабильны и скорее всего будут дальнейшие сюрпризы с курсом отечественной валюты).

Исходя из этих факторов, бизнесу нужно задуматься об удешевлении своих продуктов и сервисов, а также возможности перевода продаж в онлайн, чтобы подстроиться под новое потребительское поведение. Пока в этом плане наиболее серьезные изменения бизнес-модели ждет сектор общепита. Также стоит обратить внимание на экспорт продуктов и услуг — ослабление рубля даёт хороший шанс выйти на зарубежные рынки с интересными ценовыми предложениями; главное — обеспечить необходимое для этих рынков качество и дождаться восстановления спроса после пандемии и всех ограничений по карантину.

Колонка написана по итогам Евразийской недели бизнеса — 2020

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.