Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Сочи может оттянуть бизнес-туристов из Екатеринбурга

Конгресс-отели города привыкли к конкуренции и ситуацию на рынке считают предсказуемой. Единственное, что тревожит, — растущая популярность Сочи: столица Олимпиады может оттянуть бизнес-туристов.

В конце 2013 г. городские власти утвердили для Екатеринбурга новый стратегический проект: уральский мегаполис должен стать международным конгресс-центром. По расчетам, к 2020 г. в городе будет проходить 700 мероприятий ежегодно, число их участников превысит 120 тыс., при этом каждый шестой будет иностранцем. Сити-менеджер Александр Якоб пообещал: власти займутся развитием материально-технической базы конгрессной деятельности — предполагается открыть более 50 площадок. Параллельно в городе готовят кадры для рынка конгрессных услуг.

Екатеринбург и прежде набирал обороты по числу деловых мероприятий — начиная с 2009 г., когда гостиничный бизнес стал бурно развиваться, несмотря на кризис. Толчком стали саммиты ШОС и БРИК — к ним в городе построили десять новых отелей, включая Hyatt Regency Ekaterinburg. С тех пор в Екатеринбурге проводилось все больше деловых форумов, саммитов и конгрессов: 360 в 2011 г., 382 — в 2012 г. В прошлом году их число превысило 500. Количество посетителей также выросло — со 105 тыс. в 2012 г. до 155 тыс. человек. В этом году в Екатеринбурге запланировано 540 мероприятий.

Космические требования

Эксперты констатируют: конгресс-программы — это самый логичный путь для развития бизнеса екатеринбургских отелей. По данным консалтинговой компании «Урал-Гермес», основу турпотока Екатеринбурга формирует деловой туризм — около 70% гостей города приезжают с бизнес-целями. А познавательный и рекреационный туризм — не развиты. Поэтому большинство отелей города располагает конгресс-площадками:

«Конференц-залы есть практически в каждой гостинице — это хорошее подспорье, так и номера проще заполнить», — комментирует Сергей Дерендяев, эксперт гостиничного рынка.

Гендиректор турхолдинга «Визит Урал-Сибирь» Оксана Трофимова-Ниденталь уточняет: большинство отелей города способны принять мероприятия численностью до ста человек. Но на 100% гостиничные конгресс-площадки заполняются не круглый год.

«Пик — июль, когда в Екатеринбурге проходит выставка-форум ИННОПРОМ. В этот период конгресс-площадки загружены полностью. Но постепенно картина меняется: в декабре 2013 г. мы столкнулись с июльской ситуацией: самые известные отели были заполнены, и провести двухдневную конференцию на 700 человек было практически негде. Причина в том, что удлинение делового сезона наложилось на новогодние корпоративные мероприятия», — поясняет г-жа Трофимова-Ниденталь.

Отельеры признают: последние несколько лет работать им приходится в условиях жесткой конкуренции. Но, подчеркивает Марина Пичугина, директор УК USTA (объединяет гостиницы «Гранд-Авеню Отель», «Екатеринбург-Центральный», «Премьер-Отель», «УралОтель», «Московская Горка», «Атлантик», «Сити-отель»), в борьбе участвует лишь несколько участников. Так, почти треть конгрессных площадок города сосредоточена как раз в отелях USTA. Также среди лидеров — angelo Аэропорт-Отель, WTC Ekaterinburg, «Гранд Холл», «Зеленая Роща» и отель «Онегин». Ольга Кадникова, руководитель отдела продаж корпоративных мероприятий angelo Аэропорт-Отель, подтверждает:

«Можно сказать, что есть устойчивый пул лидеров, между которыми и распределяются мероприятия в Екатеринбурге».

Поэтому ситуация для конгресс-отелей довольно стабильна, — даже несмотря на открытие новых гостиниц с возможностью проведения бизнес-мероприятий.

«Конкуренция, конечно, растет, но не в сегменте больших конференц-площадок. В последние два-три года я вообще не могу припомнить ни одного нового серьезного игрока. Отели открываются не каждый день, а масштабные конгресс-гостиницы — и не каждый год. А ввод новых площадок анонсируется заранее — есть возможность подготовиться», — комментирует г-жа Пичугина.

Но, признают участники рынка, расслабляться им не дают бизнес-центры, располагающие конгрессными возможностями, — их натиск в последние годы усилился. В 2012-2013 гг. в городе открылось несколько таких объектов — в частности БЦ Summit, «Президент» и др.

«Прогресс не стоит на месте, и новые площадки оборудованы по последнему слову техники», — говорят представители отеля «Визави».

Впрочем, бизнес-центры уступают в другом: организаторам мероприятий, как правило, приходится привлекать дополнительных подрядчиков (кейтеринговые службы, поставщиков оборудования, обслуживающий персонал). В отеле же можно и пожить, и поесть, и провести мероприятие.

«Серьезного давления и конкуренции со стороны БЦ мы не ощущаем», — говорит г-жа Кадникова.

Участники рынка конгресс-услуг в Екатеринбурге делят его на сегменты. Международные мероприятия, как правило, проходят в сетевых отелях иностранных брендов, а городские, региональные и российские — в основном в местных гостиницах.

«Нас устраивает такое деление рынка», — заявляет Марина Пичугина.

Оксана Трофимова-Ниденталь не согласна: несетевые отели тоже пользуются спросом для проведения крупных, в том числе международных мероприятий:

«И часто они превосходят иностранные по набору услуг, сервису и отношению к клиентам».

Елена Колесникова, руководитель проектов WTC Ekaterinburg, подтверждает:

«Нам интересны мероприятия с участием крупного международного бизнеса, и большинство организаторов у нас — крупные федеральные выставочные операторы. Сейчас, например, намечен совместный проект с КНР — в рамках сотрудничества с Уральской торгово-промышленной палатой».

Независимо от статуса организатора, требования к площадкам предъявляют схожие: площадь залов и их вместимость, наличие больших окон, звукоизоляция и вентиляция, кондиционирование, современное проекционное оборудование и допуслуги — возможность организовать питание для участников и разместить иногородних гостей. А также — удобная логистика внутри здания, вместительная парковка, стильный интерьер и удачное расположение отеля. Г-жа Трофимова-Ниденталь:

«Есть и новая тенденция: заказчики хотят, чтобы площадка была способна трансформироваться — предложить варианты для встречи 10, 60, 100, 350 и 500 человек, зачастую одновременно. И чтобы при этом выглядела необычно, неформально: уютно, как гостиная, или, наоборот, футуристично — как космическая станция. Это нужно заказчикам, чтобы создать более эффективную атмосферу для общения, заменить формат лекции на формат клуба по интересам».

При этом эксперты расходятся во мнении — принципиальна ли центральная локация гостиницы. Как говорит Сергей Дерендяев, нахождение в центре города в принципе важно — есть ли у отеля конгресс-площадки или нет:

«Человек ведь не будет круглые сутки сидеть в номере — важно, чтобы в пешей доступности были рестораны, культурные объекты, достопримечательности». А Оксана Трофимова-Ниденталь поясняет: расположение площадки зависит от задач мероприятия: «Многие конференции вообще проводят исключительно за городом. Часто у организаторов двойная задача: не только собрать аудиторию, но и удержать ее в течение нужного времени, собрать всех на утро второго дня. А центральные отели выбирают, чтобы сэкономить расходы на доставку гостей. Или когда состав участников иногородний — люди, впервые приехавшие в Екатеринбург, смогут познакомиться с городом, прогуляться».

Олимпийская угроза

Чтобы не выпасть из обоймы и не потерять клиентов, конгресс-площадкам нужно регулярно обновлять оснащение залов. Ольга Кадникова:

«Важно постоянно проводить мониторинг, общаться с заказчиками, быть в курсе их потребностей. И потом с техническим и ИТ-отделами проводить апгрейд систем в своих залах». Марина Пичугина конкретизирует: площадка требует максимального технического обновления каждые два-три года. Интерьер стоит освежать раз в пятилетку. «Новые технологии и современный дизайн развиваются, конечно, быстрее. Но более частое обновление экономически нецелесообразно», — комментирует г-жа Пичугина.

Чтобы удержать прежних клиентов и привлечь новых, отелям также приходится гибко выстраивать ценовую политику — и стоимости номеров, и аренды конференц-залов. Как поясняют в отеле «Визави», ценообразование в основном зависит от ситуации на рынке в целом и от действий конкурентов. В случае с отелями иностранных брендов учитываются и стандарты международных сетей. Г-жа Кадникова:

«Поэтому мы не можем позволить себе демпинг и продажи только за счет низкой цены».

По словам Марины Пичугиной, для клиентов также важна стабильность ценовой политики отеля и его лояльность:

«В наших гостиницах стоимость аренды конференц-залов не поднимается уже на протяжении двух лет. Поэтому у нас очень большой процент возврата клиентов. Плюс мы пересмотрели состав и цену кофе-брейков — это тоже важно».

При этом эксперты признают: сейчас цена на размещение в гостиницах города достаточно высока даже по меркам Европы. Однако, как говорит г-жа Трофимова-Ниденталь, заказчик и отель всегда могут договориться:

«Все зависит от объема заказа, условий оплаты, истории отношений между площадкой и заказчиком и др. Найти приемлемое для обеих сторон решение удается, конечно, не всегда, но в 90% случаев. Партнеры, с которыми мы работаем, очень гибки и клиентоориентированны».

Эксперты прогнозируют: рынок конгресс-отелей в Екатеринбурге в ближайшие пару лет ждет рост, хоть и не такой бурный, как в 2009-2011 г. В частности, пермская УК BS Hospitality Management намерена в этом году открыть четырехзвездочный отель сети Hilton в центре Екатеринбурга — там также будут конференц-площадки. Правда, отельеры убеждены, что гостиница объемом в сто номеров не сможет повлиять на рынок. А совладелец «Грин Парк Отеля» Олег Жилин убежден: долго на рынке Hilton не продержится.

«Уровень отелей в Перми ужасающий — там лучшая гостиница сопоставима с екатеринбургским трехзвездником. У нас стандарты обслуживания очень высоки, BS Hospitality Management им соответствовать не сможет», — заявил «ДК» г-н Жилин.

При этом участники рынка не ждут, что 2014 г. станет для них легкой прогулкой. Г-жа Пичугина:

«Практически любые продажи услуг на рынке b2c завязаны на экономической и политической ситуации в стране и за ее пределами. В связи с последними геополитическими событиями мы ожидаем небольшой спад в продажах по конференц-услугам. Как только ситуация нормализуется, рынок начнет расти. Но, думаю, это случится не раньше осени».

Как говорит Сергей Дерендяев, отелям Екатеринбурга также может помешать активизация других городов-миллионников на ниве конгрессной деятельности. Если несколько лет назад главными региональными конгресс-городами считались Екатеринбург, Казань и Новосибирск, то теперь к ним добавились Ростов-на-Дону и Самара.

«Власти этих городов тоже взяли курс на превращение мегаполисов в конгресс-центры. Наша администрация начала эту работу слишком поздно», — полагает г-н Дерендяев.

И добавляет: самый серьезный конкурент для Екатеринбурга — Сочи, где к Олимпиаде было построено огромное количество гостиниц — в том числе с конгрессными площадками.

«Этот город получил прекрасный пиар во время Олимпиады — интерес к Сочи огромный. Климат там тоже не в пример лучше уральского. Думаю, Сочи в ближайшие годы оттянет часть бизнес-туристов из Екатеринбурга», — прогнозирует эксперт.

Однако Оксана Трофимова-Ниденталь настроена более оптимистично:

«Безусловно, конкуренты у Екатеринбурга очень серьезные: и Сочи, и Казань, и Краснодар, и обе столицы. Но наш город борется не за весь поток бизнес-мероприятий в России, а за его урало-сибирскую часть. Стоит беспокоиться, если рванут Новосибирск, Красноярск или Иркутск. Но пока мы здесь номер один».

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.