Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Создатель Википедии Джимми Уэйлс: «Меня называли «худшим кошмаром Гугла»

«Мне говорили: «А вдруг Microsoft тебя купит?». Я сказал: «Вряд ли, Википедия — ужасный бизнес. Поэтому мы и не боимся конкуренции». Как из «дурацкой идеи» родился популярнейший в мире сайт.

Джимми Уэйлс, основатель Википедии, на открытой лекции в Москве рассказал о блестящих идеях, которые заканчивались провалами и о «глупой затее», которая подарила миру один из самых популярных сайтов. Главные тезисы выступления записал «Русбейс».

«Блестящие» бизнес-идеи Джимми Уэйлса

Заказ еды онлайн

— В начале своей карьеры я работал в Чикаго и торговал опционами. Мне очень нравился интернет, я был технарем, и у меня появилась блестящая бизнес-идея. Я видел, что обеды на работе проходят очень неэффективно. Люди пользуются факсом, чтобы заказать еду, звонят, кого-то посылают. Я подумал, что доставка из ресторанов – классный бизнес. Можно запустить его онлайн.

Это была моя самая первая неудача. Когда я в 1997 году сказал, что в будущем еду можно будет покупать в интернете, владельцы ресторанов посмотрели на меня, как на марсианина. Они говорили: «В интернете? Ты что, сдурел?» Я очень рано пришел к ним с этой идеей.

Поисковик с платной рекламой

— Другая история. Я создал поисковик «Три обезьяны». Над поисковой строкой было написано: «Введите то, что ищете, и обезьянки это найдут!» Как это могло не сработать?! Идеальная фраза! Я считал себя гением брендинга. 

На самом деле все было очень глупо, поисковик потерпел крах. Хорошая идея состояла в том, что там была реклама за каждый клик и два способа оплаты: либо ты действительно платишь деньги за рекламу, либо можешь отправлять нам трафик и зарабатывать на этом какие-то кредиты. Такой маленький поисковик: у нас будет трафик, деньги, реклама, думали мы. Звучало все достаточно хорошо. Результат — конечно же, провал. Китайские спамеры заполонили мой сайт за три месяца. Я получал очень много писем от людей, которые требовали оплаты, на китайском. Они не понимали, что я им отвечал. Сайт пришлось закрыть.

Онлайн-энциклопедия, написанная экспертами

— Еще одна блестящая бизнес-идея — бесплатная энциклопедия для каждого. Что-то знакомое, да? Но идея заключалась в том, что она будет написана экспертами. Я хотел нанять аспирантов по философии, чтобы они писали статьи. Результат? Полный провал.

Я потратил $250 тысяч на первые 12 статей. Я шучу, что они все еще лежат на моем прикроватном столике и скоро будут стоить гигантских денег. На самом деле я просто не понимал сообщество и не знал, как работать с информацией. Идея бесплатной энциклопедии для всех звучала хорошо, но я не знал, что с ней делать, как это организовать, не знал ничего про вики. История затягивалась, я понимал, что за мной висит куча косяков и надо это дело сворачивать

Википедия: дурацкая затея

— И тогда у меня появилась дурацкая идея: открытая и бесплатная энциклопедия для всех. Я решил открыть сайт и позволить каждому редактировать его. Никакой рекламы, никакого бизнес-плана. И какой был результат? Успех! 

Википедия имела колоссальный успех. Это пятый сайт по популярности во всем мире. Википедия навсегда изменила подход к знаниям. И оказалось, что всем нравится собираться вместе и делиться информацией, писать качественные статьи для других людей.

— Я предприниматель, я пытаюсь всегда придумать что-то новое. И у меня была идея поисковика, который бы работал, как Google – Wiki Search. Мы хотели сделать прозрачный и открытый поисковик, публиковать всю информацию, весь трафик и позволить людям также редактировать всю информацию.

Было много публикаций об этом проекте. Журнал Fast Company назвал меня «худшим кошмаром Гугла». Моя мама купила 10 журналов и раздала своим подругам. Но в результате — провал. Проект пришлось свернуть из-за экономического кризиса. На самом деле я был доволен ранними успехами этого проекта. Но потом мы подошли к моменту, когда потребовалось еще $10 млн, чтобы перейти на следующий уровень. Но в 2008 году банки потерпели крах, поэтому деньги брать было неоткуда, пришлось проект законсервировать.

— Из истории Википедии можно извлечь много уроков. Но главный из них — сотрудничать не только можно, но и необходимо. Я понял, что люди хотят работать хорошо и доверять друг другу.  Сейчас идея коллаборации кажется очевидной, но до сих пор многим владельцам бизнеса непонятно, что надо вдохновлять людей на сотрудничество.

— Я — прирожденный оптимист, поэтому уверен, что все будет хорошо. Единственное: Википедия зависит от пожертвований. Мы не живем благодаря Google, Amazon и другим крупным компаниям. Мы существуем на маленькие пожертвования. Сложнее будет, когда люди начнут говорить «ой, я лучше у Алексы спрошу или наберу в Google». Даже сейчас уже начали происходить эти изменения.

Люди раньше говорили: «А вдруг Microsoft тебя купит?» Я сказал: «Да вряд ли это произойдет, потому что Википедия — ужасный бизнес. Кто вообще захочет с ним связываться? Мы все раздаем бесплатно, копируйте, что хотите, нам без разницы». Так что мы не боимся конкуренции.

Теги: цитаты, бизнес, технологии

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.