Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Создатели i-Jet Media запустили старый-новый стартап Giftoman

Екатеринбургский стартап Giftoman, запущенный весной 2012 г., перезапустился в третьей версии. Бизнес-модель изменилась, концепция осталась прежней: заработать айтишники планируют на подарках.

О запуске Алексеем Костаревым стартапа Giftoman «ДК» писал в прошлом году — тогда сервис позиционировался как интернет-магазин подарочных сертификатов. С тех пор утекло много воды, а Giftoman успел поменять бизнес-модель. Причем, не единожды. Информация из первых уст — о перезапуске стартапа рассказал сам г-н Костарев.

Бизнес-модель, построенная на оформлении и выдаче подарочных сертификатов, которую изначально пропагандировал Алексей Костарев, себя не оправдала:

— Стартап рассчитывали монетизировать за счет неактивированных сертификатов. На Западе есть подобные сервисы, и зарабатывают они за счет того, что порядка 50% подарочных сертификатов остаются неиспользованными. Условно: человек получает в подарок сертификат на прыжок с парашютом, ему приятно внимание того, кто преподнес этот подарок, но прыгать с парашютом он не хочет. Мы рассчитывали увидеть ту же статистику, но не получилось. 100% наших сертификатов были обналичены. Мы стали, по сути, бесплатными курьерами.

К осени 2012 г. концепция изменилась. Вторую инкарнацию Giftoman г-н Костарев называет «оцифрованным сарафанным радио»:

— Сегодня мы видим подъем малого бизнеса — открываются новые магазины, заведения общепита, предлагаются новые услуги и сервисы. Главный драйвер развития таких компаний — приток новых клиентов. Поэтому мы посчитали, что сможем предложить малому бизнесу эффективный инструмент для их привлечения. Механизм был следующий: заведение, подключенное к программе Giftoman, выдавало каждому клиенту купон и предлагало передать его другу. Если друг приходил в заведение, пользовался услугой и предъявлял купон — подарок получали оба. Если друг не приходил — уж извините… Купоны выпускались под каждое конкретное заведение, данные о выдаче и использовании отправлялись в «облако», где подсчитывалась статистика. За несколько месяцев мы получили интересные цифры: порядка 15% выданных купонов были активированы, причем активация происходила в течение 3-4-х недель после выдачи. Нам казалось — это успех, надо развиваться дальше. Все бы хорошо, если бы не сопротивление сотрудников заведений. Для них купоны Giftoman были напрягом. Объяснять механику получения подарка за купон, во-первых, не у всех получалось. А во-вторых, это занимало много времени.

В конце 2012 г. Алексей Костарев решил вновь изменить бизнес-модель. Тестирование началось в декабре, а в апреле 2013 г. перезапуск состоялся официально. Сегодня Giftoman позиционируется как «программа удержания клиентов». «Бизнес-модель изменилась, но концепция осталась прежней: заработать мы планируем на подарках», — рассказывает он:

— Сегодняшний Giftoman — это инструмент для формирования регулярного потока постоянных клиентов. Стимул для возвращения — подарок. На мой взгляд, это эффективнее дисконтных скидок, а для малого бизнеса — возможность сэкономить. Обычно клиентов не заинтересовать скидкой менее 5%. Скидки в 7-10% более привлекательны. Но это значит, что при использовании стандартной дисконтной системы, расходы на удержание клиента (т.е. эти 5-7-10%) ударят по обороту бизнеса. Подарок — не такой затратный бонус, как скидка. По нашим подсчетам, расходы на подарок по карте Giftoman не превысят 2-3% от величины среднего чека. И здесь работает жизненная психология: когда нам что-то дарят, мы не склонны переводить это в деньги — подарок приятен сам по себе.

Кроме того, обычная дисконтная система выдаст клиенту скидку, даже если он совершает покупку всего один раз в год. Получил мгновенную выгоду — и забыл (проверьте свои кошельки, сколько в них скидочных карт, и сколько из них вы используете регулярно). Стимула возвращаться у потребителя нет. По карте Giftoman клиент получает подарки регулярно — при первом, третьем, десятом и т.д. посещении (при условии, конечно, что он воспользовался услугой). Вероятность, что такой клиент станет постоянным, — значительно выше.

Механика с точки зрения потребителя следующая: человек приходит в заведение, подключенное к программе Giftoman, и, оплачивая покупку или услугу, на кассе получает карту, которую сразу же активирует путем отправки SMS. Рядом с кассовым аппаратом участники программы ставят планшет с выходом в Интернет. После подтверждения регистрации (ответное SMS), клиент считывает с карты QR-код и получает первый подарок. Таким образом, для регистрации необходим лишь номер мобильного телефона, и никакие другие данные. По желанию, пользователь их может добавить в своем личном кабинете, который создается в системе Giftoman одновременно с SMS-регистрацией. В дальнейшем, можно отслеживать свои «бонусы», накапливать их и получать в удобное для себя время. Кроме того, подарки можно получать во всех заведениях, подключенных к Giftoman.

На сегодняшний день у Giftoman — 19 партнеров и 23 точки присутствия. Среди них, например, кафе Ping Pong и горнолыжный комплекс «Гора Пильная». С момента тестирования, по словам Алексея Костарева, активировано 4,7 тыс. карт, каждая в среднем использовалась четыре раза, — всего более 16 тыс. посещений. К середине лета он планирует привлечь и подключить к программе Giftoman не менее 100 партнеров.

Монетизация обновленного проекта строится на стоимости привлечения клиента. По словам г-на Костарева, в программе Giftoman цена обслуживания одного клиента составляет от 16 до 39 руб. в месяц. Таким образом, услуга Giftoman обойдется в среднем в 5 тыс. руб. ежемесячно. На рекламе проект зарабатывать пока не планирует.

Пока в личном кабинете пользователь может получить лишь статистику. В будущем в нем появится инструментарий соцсетей — возможность оставлять комменты, отмечать понравившиеся места «лайками», объединяться в группы вокруг брендов. Разрабатываются приложения и для мобильных гаджетов — на базе iOS и Android.

Алексей Костарев в Giftoman отвечает за развитие сервиса. «Стратегом» выступает Сергей Показаньев. Директором проекта является Дмитрий Шубин. Все трое ведут официальный блог проекта. Примечательно, что с коллегами по Giftoman Алексея Костарева объединяет участие в других бизнес-проектах: с г-ном Шубиным он в 2005 г. создал компанию i-Jet Media (разработка и дистрибуция онлайн-игр), а с г-ном Показаньевым — в 2011 г. венчурный фонд RedButton Capital (посевные инвестиции в ИТ-стартапы). Стартовый капитал Giftoman обеспечил грант Инфраструктурного хаба Свердловской области в размере 405 тыс. руб., в дальнейшем все расходы на себя взяли инициаторы проекта. Во сколько бизнесменам обошлись изменения стратегии Giftoman, г-н Костарев не назвал.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.