Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Спасибо» вместо премии и должности». Почему в компаниях РФ почти не внедряют инновации

В России нет проблем с идеями: сотрудники компаний постоянно изобретают способы улучшить производство. Но оставляют их при себе. Оригинальные методики оказываются не нужны ни коллегам, ни руководству.

Российские компании внедряют в свое производство инновации не слишком активно. И дело не в том, что нет технологий  разработчиков. Просто у сотрудников компаний часто нет стимула добиваться реализации их идей. К такому выводу пришли социологи НИУ ВШЭ.

Путь от идеи до воплощения

Исследования показали, что лишь 15-25% компаний страны регулярно внедряют инновации на своих производствах. В то же время речь о нехватке идей не идет.

Более трети сотрудников компаний хотя бы раз за прошедший год предлагали оригинальную идею, показал опрос более 600 специалистов и руководителей среднего и нижнего звена из девяти иностранных и восьми российских компаний Москвы, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону.

Проблемы возникают на этапе внедрения инноваций. Особенно мало мотивации воплощать задуманное в жизнь у работников российских компаний. Оказалось, что при одинаковом уровне креативности, сотрудники российских и зарубежных компаний по-разному понимают свою ответственность за внедрение инноваций.

Специалисты отечественных предприятий считают, что основным драйвером прогресса должны быть руководители, а не рядовые сотрудники. В зарубежных компаниях иное видение, там в продвижении новых идей могут участвовать все.

В том, что локомотивом прогресса должно быть начальство, убеждены 33% занятых в российских компаниях и только 19% соттрудников в компаниях с преобладанием иностранного капитала.

Почему же в российских компаниях работники настолько безынициативны?

Читайте также: «Тебя копируют? Значит, ты впереди!» Русскую закрепку компании MOISEIKIN признали в Китае

Предложения или прожекты?

Продвинуть свои идеи пытаются примерно равные доли работников отечественных (78%) и иностранных (80%) компаний. Но в реализации предложений российские компании сильно проигрывают зарубежным.

Среди всех инноваторов (тех, чьи идеи прижились) о совершенствовании технологий в собственной работе говорили 59% сотрудников отечественных компаний и 69% иностранных. Об апгрейде работы подразделения — 48% первых и 68% вторых. А соотношение в производстве нового товара (услуги) — 28% и 39%.

Сильнее всего контраст в реализации идей по улучшению обучения и переподготовки. Об их воплощении говорили лишь 21% работников российских организаций и более половины — 54% — сотрудника иностранных фирм.

Эти цифры подтверждают гипотезу о «более высокой результативности индивидуального инновационного поведения работников компаний с преобладанием зарубежного капитала», поясняют социологи.

Неопределенное вознаграждение

Оказалось, что компании с иностранным участием больше готовы к поддержке интрапренерства — внутрифирменного предпринимательства, которое помогает повысить эффективность использования внутренних ресурсов компании и в конечном итоге повышает экономическую результативность бизнеса. Речь идет как о материальных стимулах — премиях, бонусах, повышении зарплаты, так и о карьерных — продвижении по службе, расширении полномочий.

В российских компаниях с этим куда сложнее, что, конечно, снижает мотивацию сотрудников. Из тех, кто выступал с успешными инициативами, материальное вознаграждение получили лишь 9% (в зарубежных — 19%), продвинулись по служебной лестнице только 5% (по сравнению с 11% в иностранных).

В компаниях России больше принята неформальная благодарность руководства — инноваторов, по их словам, «стали больше ценить». Такой неопределенный бонус, как «спасибо» назвали 45% авторов новых идей в российских организациях, по сравнению с 29% инноваторов в иностранных.

Путь демократии

Реализации инноваций в иностранных компаниях способствует демократический режим управления, отмечают эксперты. В обсуждении и принятии решений участвуют все сотрудники. Распространенный в отечественных компаниях автократический режим («все решения принимает сам руководитель, фактически без какого-либо обсуждения») негативно сказывается на реализации инноваций работников.

Респондентов спросили, почему они не выдвигали новых идей. 66% «молчунов», работающих в российских фирмах, ответили, что у них не принято выступать с инициативами. «Все равно начальство сделает по-своему», «никто меня не спрашивал», «у нас в компании это никак не поощряется», пояснили люди.

Также пробуксовка инноваций объясняется тем, что в зарубежных компаниях новые идеи связаны с решением конкретных задач (это «фокусированные инициативы»), а в российских они более абстрактны. Иногда оригинальные предложения выдвигаются лишь для того, чтобы заслужить одобрение начальства.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.