Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Старая» интернет-торговля выдыхается»: как яндекс-фетишизм губит онлайн-магазины

Что приводит к стагнации уральские интернет-магазины, и в каких сегментах рынка еще можно ожидать взрывного роста онлайн-коммерции? ИНТЕРВЬЮ Якова Гринемаера, владельца «Шнайдер Консалт», для DK.RU.

Руководители компаний ошибочно считают интернет-магазины чем-то вроде еще одного рекламного канала и отдают его «на откуп» рекламистам. Организация процесса интернет-торговли — это бизнес-проект, вы создаете полноценную розничную точку продаж, а не доску объявлений. Вы же не поставите во главе супермаркета менеджера по рекламе! У него просто не хватит компетенций. Так почему же менеджеры по рекламе отвечают за точно такие же онлайн-супермаркеты? Яков Гринемаер, экс-директор сети BLIZKO.ru и собственник группы компаний «Шнайдер Консалт», специально для DK.RU поделился своим мнением о причинах неудач многих интернет-магазинов. 
 
Вы согласны с мнением, что интернет-торговля «уже не та»? Что рынок вырос и достиг некоторой зрелости?
 
— На любой мало-мальски крупной региональной конференции можно встретить десятки, если не сотни предпринимателей, которые пришли прознать азы интернет-торговли. Они это воспринимают как новинку, но в Екатеринбурге интернет-торговля  давно уже рутинный рабочий процесс, а не инновация. Более того, если смотреть в целом, то может возникнуть ощущение, что эта сфера уже потихоньку выдыхается. У меня нет данных именно по Екатеринбургу, но если говорить «в среднем по больнице», то по отчетам Data Insight в 2014 году рост рынка электронной торговли составил +35% (+17% с поправкой на инфляцию), а в 2015 году уже всего +17% (+3% с поправкой на инфляцию). Что говорит о замедлении роста.
 
Конечно, в реальности ситуация разная как по регионам, так и по сегментам. Вот, например, мы развиваем в разных регионах несколько торговых интернет-проектов в тематике строительно-отделочных материалов. Самый крупный — Екатеринбург и область, самый небольшой — Новокузнецк. И видим очень разную ситуацию по этим регионам. В Екатеринбурге стройматериальная тема неплохо прокачана, идет серьезная битва за покупателя, есть крупные федеральные и локальные игроки. А в том же Новокузнецке или Томске — все гораздо скромнее. Не сказать что пустыня, но такая реденькая лесостепь. Сильных игроков не много, федералов и на горизонте не видать. Те игроки, кто есть, не очень сильно напрягаются. Такое отношение к интернет-торговле в этих краях  небольшая реклама к основному магазину. Для нас это дико немного. Мы там порой как пионеры на диком западе.
 
А если по сегментам пройтись. Есть в Екатеринбурге какие-то сферы, где еще можно ожидать роста?
 
— Невооруженным взглядом видно, что в той же электронике и бытовой технике явное насыщение. Почти все крупные федеральные торговые сети успешно освоили интернет-канал продаж. Даже Техносила, через покупку е96.ru. Закрепились федеральные интернет-магазины, вроде Ситилинка. Неэффективные закрылись или сильно ужались  тот же Сотмаркет, Е5 из федералов. В разговорах руководители местных интернет-магазинов электронники сетуют на низкую рентабельность и жесткий прессинг со стороны федералов. В 2014 году практически половина покупателей ноутбуков, телефонов и прочей массовой техники, так или иначе, покупали в интернет-магазинах. Данных за весь 2015 год развернутых пока не видел, но не удивлюсь, если по итогам года в этих сегментах будет падение продаж.

А есть сегменты, где в онлайне покупают единицы процентов покупателей этих товаров, а рынки сами по себе гигантские по своим объемам.

Это и продукты питания, и медицинские товары, и даже товары для ремонта и строительства в широком смысле. На этих рынках еще все впереди. Там еще «не проснулись» ни покупатели, ни продавцы. Но в будущем там мы ждем серьезный рост.
 
Почему не надо рваться в ТОП, и что не так с Яндексом?
 
— История с продвижением «в ТОП10 Яндекса» уже стала профессиональной байкой. Как оно часто бывает. Приходит бизнесмен к специалистам по сайтам и продвижению. Заказывает красивый сайт. Заказывает продвижение «в ТОП10 Яндекса». Дело это не быстрое, 6-12 месяцев. И не всегда с гарантией. Ведь продвижение в Яндексе  это как ухаживание за девушкой. Вроде все понятно, что и как нужно делать. Но, душа девушки (читай «алгоритм Яндекса») — потемки. Может и не случиться длительных отношений. А человек ждет. Продаж пока нет. Но это связывается с тем, что пока «не в ТОПе».
 
И вот заветное время подошло, вот сайт достиг цели по прописанному в контракте списку запросов. А продаж так и нет. Или они совсем не те, которые ожидали. Почему нет продаж? Причин может быть много: покупательская аудитория маленькая, предложение не интересно, запросы не целевые, маркетинг не продуман, продавцы не умеют продавать по телефону, да мало ли что еще. А самое важное и дорогое — время — потеряно. И практически через год только начинается работа над «бизнесом». Или не начинается, потому что собственнику надоедает, и проект сворачивается.
 
Ну тем, кто занимается продвижением, выгодно говорить, что не они виноваты в неудаче.
 
— Тут дело в том, что ставить во главу угла. Предпринимателю нужны не клики и переходы, а сделки и прибыль.

Гораздо важнее «ТОПа Яндекса» быстрая проверка бизнес-гипотез.

Что товар ваш востребован. Что маркетинг цепляет покупателей. Что продавцы не теряют клиентов. Есть много способов проверить это быстро. А уже убедившись в работоспособности бизнес-модели и применяемых подходов можно делать долгосрочные инвестиции в продвижение в поисковых системах.
 
Было много разговоров про серьезное влияние китайских интернет-магазинов на рынок. Китайцы сильно портят кровь местному рынку? 
 
— В тех сегментах, с которыми я работаю, их влияние особо не ощущается. Общаясь с коллегами, работавшими с Китаем, слышу много переживаний том, что AliExpress сильно подкосил, люди стали заказывать напрямую, без посредников. Но, у нас, пока все спокойно. Основные поставщики наших партнеров имеют производство в России.
 
В чем владельцы интернет-магазинов ошибаются чаще всего?
 
— Самая серьезная ошибка, на мой взгляд, — сложившееся отношение к запуску интернет-магазина. При открытии очередного оффлайнового магазина, руководитель сети, как правило, берет вопрос на личный контроль. И по уши погружается в процесс. Кто будет директором нового магазина? Какое помещение выбрать? Местоположение? Планировка? Транспортная доступность и парковкой? Наличие конкурентов поблизости? Какой ремонт и дизайн сделать в помещении? Какое выставочное оборудование и его размещение? Какие товары и как будут представлены? Какая реклама будет в зале? Какие цены будут в новом магазине? Сколько и какого уровня должны быть продавцы? И много еще другого. Ведь это очень важно. От этого во многом зависит, взлетит магазин или нет. И в эти вопросы вкладываются и время, и деньги.
 
А в случае с интернет-магазином кажется, что это штука более простая.

Создается сайт, напихиваются как попало товары, и отдаются все на ведение рекламщику. Без руководителя проекта, ответственного за продажи. Без выделенных продавцов для обработки входящих. Много без чего нужного. И не «взлетает».

Говоря откровенно, это не столько вина, сколько беда руководителей бизнеса. Они ведь на каждом углу слышат предложения о создании «волшебных горшочков», которые будут «варить кашу» сами по себе, без вашего участия. Слышат о волшебных сервисах, которые «приведут много покупателей, только установи на сайт». Поэтому бизнес начинает волей-неволей верить, что это возможно. А об обратном мало кто говорит, ведь об ошибках рассказывать неприятно, а о находках — не принято.
 
А как же интересные технологические решения, которые привлекают аудиторию? Есть ведь такие?
 
— Интернет-магазин штука действительно высокотехнологичная. И порой возникает соблазн сместить фокус внимания с простых, земных, обыденных вещей, таких как маркетинг и продажи на создание «волшебной палочки». В немалой степени этому способствует и рынок конечно, массово предлагая «волшебные таблетки»роста продаж.
 
А на самом деле, даже простецкий с точки зрения дизайна и технологичности интернет-магазин, но с продуманным маркетингом, способен приносить хороший поток покупателей. Этим, я думаю, отчасти обуславливается неплохая эффективность сайтов, созданных на торговых площадках вроде «Пульса Цен».
 
Я думаю, руководителям успешных оффлайн-бизнесов при создании и развитии интернет-магазинов просто надо делать все так же, как они делали в обычной жизни: нанимать правильных людей, ставить финансовые цели, инвестировать, вникать в желания покупателя, отстраиваться от конкурентов. То есть строить обычный бизнес. И тогда будет толк.

Справка DK.RU:

 
Группа компаний «Шнайдер Консалт» занимается созданием и развитием интернет-магазинов товаров для дома, строительства и ремонта. Основана в 2014 году. В группу компаний входит маркетинговое агентство и 8 интернет-магазинов в 7 городах России. Наряду с развитием собственных и франшизных проектов «Шнайдер Консалт» оказывает консультационную и маркетинговую поддержку компаниям в сфере электронной торговли.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.