Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Ставка на совместное пользование». Карантин и кризис повысят спрос на коворкинги

«Пока пандемия — удар по бизнес-модели коворкингов. Но в дальнейшем такой формат офисов позволит предпринимателям экономить, и тогда спрос на рабочие места рванет вверх»

Губернатор Евгений Куйвашев ввел в Свердловской области режим повышенной готовности к эпидемии. До 12 апреля запрещены массовые мероприятия с числом участников более 50 человек, вводятся ограничения на посещения ТРЦ и кинотеатров, закрываются общественные пространства — музеи, театры, филармонии, цирк. О закрытии сообщил Ельцин Центр, в котором расположены офисы компаний, а также находятся коворкинги «Точка Кипения» и «Ельцин Центр».

Студентов переводят на дистанционное обучение, а компаниям рекомендуют обеспечить удаленный режим для работников. На этот формат уже перешли Уральский банк реконструкции и развития, банк «Точка», торговая компания «Сима-Ленд», сотовые операторы МТС, Мегафон, IT-компания Яндекс.

Почему в нынешней ситуации в выгоде останутся бизнесы, которые перевели свои офисы в коворкинги, рассуждает Антон Утехин, СЕО сети коворкингов NAMES.

— По данным Битрикс 24,  87% компаний не готовы приостанавливать работу, если вирус продолжит распространяться. Не закрываются пока и совместные рабочие пространства. Для них остановка работы — серьезный удар по бизнес-модели. Даже в условиях вирусной эпидемии коворкинги гибко перестраивают свою работу. Большинство вводит меры профилактики, препятсвющие распространению вируса. Они уже много раз описаны Роспотребнадзором, и об этом просто говорит здравый смысл. В нашем коворкинге в Екатеринбурге мы уже сделали следующее:

  • установили при входе и на кухне дезинфекторы;
  • пополнили аптечки медицинскими средствами;
  • ввели дополнительные уборки и обработку всех зон — от гардеробных до скайп-румов;
  • запретили мероприятия в конференц-зале численностью более 10 человек;
  • а еще ввели такой приятный бонус для наших арендаторов — витаминный перекус: всем на завтрак выдаем свежие цитрусы, в которых, как известно, много витамина С.

Не все так ограждают от возможного распространения болезни своих сотрудников. Исследование, проведенное порталом HeadHunter, говорит, что 35% организаций решило вообще не предпринимать никаких мер по предотвращению эпидемии. Компании вместо того, чтобы продумать меры предосторожности, просто отправляют сотрудников работать из дома.

Наверное, их можно понять: в первую очередь, это забота о своих сотрудниках. Во время эпидемии важно сократить число социальных контактов, чтобы не допустить распространения вируса. Вторичным плюсом является сокращение издержек на поддержание офиса. Если говорить о мерах безопасности внутри офисного пространства, то понятно, что дополнительные меры защиты требуют дополнительных расходов. Тут же можно не тратиться, уменьшить переменные издержки — снизится потребление электроэнергии, клининг будет не так часто. По данным того же Битрикс 24, в России 42% работодателей из-за коронавируса готовы полностью перевести своих сотрудников на дистанционную работу. Еще 28% работодателей могут в случае необходимости перевести на удаленку до 50% сотрудников.

Некоторые и вовсе готовы отказаться от офисов: так компания не будет тратить деньги на содержание рабочего места, что в условиях кризиса, например, может позволить сохранить зарплату сотрудникам. Работник, в свою очередь, экономит за счет отсутствия ежедневных затрат на транспорт и еду.

Однако при переходе на удаленную работу люди часто теряют деловой темп, впадая в крайности: или работают всё время или же, наоборот, теряют производительность, перенося всю работу в чаты и не выполняя основных рабочих задач. Если до этого не было опыта удаленной работы, человеку понадобится время, чтобы перестроиться и адаптироваться к новым реалиям. Вместо привычной рутины офиса наваливаются домашние дела, общение с семьей и питомцами. Все это по началу мешает собраться. Зато в дальнейшем сотрудник становится более сконцентрированным на своих рабочих задачах, так как его не отвлекают коллеги, нет соблазна сходить попить кофе с коллегой.

В компании появляются новые функции и процессы: необходимо обеспечить «удаленщика» эффективной системой для работы, например: чатами по рабочим вопросам, таск-менеджерами, средствами видеосвязи и стандартами ведения встреч в режиме онлайн. Все это с непривычки кажется непонятным и неудобным, но при правильной организации работать в режиме «онлайн» можно без потери эффективности.

Но решить вопрос можно иначе. Оптимизировать затраты компании и при этом не потерять в производительности можно, если — даже временно — отказаться от офиса в пользу коворкинга. Аренда рабочего места в гибком пространстве сокращает и капитальные (ремонт и обустройство офиса при переезде), и переменные затраты: покупка расходников, коммунальные услуги, интернет и клининг. Все эти опции входят в арендную плату за рабочее место. В зависимости от числа сотрудников в компании за месяц может быть сэкономлено достаточно средств, которые помогут продержаться в сложный период. Мы, например, запустили дополнительную акцию: тем, кого отправили домой, могут поработать в NAMES неделю бесплатно.

Снижение курса рубля вместе с результатами распространения вируса COVID-19 больно ударило по предпринимательству. Компании ожидают затяжного кризиса, потому что никто не знает, как надолго с нами вирус, что произойдет с нефтью и с курсом доллара. По мнению Sequoia Capital, падение деловой активности в такой ситуации ожидаемо и часть компаний теперь рискуют не выполнить показатели в первом квартале. В это время только наличие финансовой подушки может помочь выжить компании. Поэтому даже незначительные на первый взгляд результаты оптимизации в длительной перспективе могут оказаться решающими.

 Во время кризиса все бизнесы одинаково подвержены убыткам. Мировая глобализация глубоко проникла в нашу жизнь: все фирмы так или иначе зависят друг от друга. Зачастую в кризис работает принцип домино: падение одной кости неминуемо затрагивает остальные. 

Коворкинги в данном случае более мобильны: они дают возможность гибко перестраивать свой бизнес под необходимую конфигурацию. В кризис играет большую роль количество свободных средств, которые можно потратить на поддержание своего дела на плаву. Гибкая аренда позволяет сберечь средства. Особенно в текущей ситуации коворкинги подойдут тем, кто планировал переезд или строительство нового офиса в ближайшей перспективе — 3-6 месяцев.

Важно помнить, что любой кризис — это возможность отказаться от лишнего и сосредоточиться на главном. В рынке офисных и гибких рабочих пространств центральным звеном всегда будут арендаторы — вне зависимости от кризиса или эпидемиологической обстановки. Во время высокой неопределенности коворкинги и классические бизнес-центры будут особенно заинтересованы в сохранении своих текущих арендаторов, и для того, чтобы их сохранить — нужно будет поменяться.

От этих изменений выиграют все: коворкинги, за счет своей гибкости, начнут предлагать более высокий уровень сервиса и в большей степени решать задачи своих резидентов, а офисы и классические бизнес-центры будут стремиться к этому уровню, чувствуя конкуренцию со стороны. Арендаторы же будут пользоваться этой новой реальностью. Надо только ее дождаться.

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.