Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Я уволил директора клуба одним днем. И не спал всю ночь: поступил несправедливо»

«Я уволил директора клуба одним днем. И не спал всю ночь: поступил несправедливо»
Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Я хороший менеджер, решения принимаю быстро, режу по-живому. Самое большое преступление — когда директор не вникает и не в теме». Правила бизнеса Алексея Романова, сеть фитнес-клубов Bright Fit.

Bright Fit — крупнейшая сеть фитнес-клубов в Екатеринбурге. В 2018 г. компания открыла точки в Тюмени, Красноярске, Каменске-Уральском и Нижнем Тагиле. Сейчас объединяет 14 клубов.

До создания Bright Fit Алексей Романов был генеральным директором Курганского мясокомбината, и управленческий опыт очень помог ему при открытии своего дела.

Я получал юридическое образование, а карьеру я начал с HR и думал, что никогда не стану собственником компании, потому что из эйчаров они обычно не получаются, — признается он. 

В рамках проекта ДелоБанка «Дело_Любовь» (истории тех, кто строит бизнес на любви к людям) г-н Романов рассказал, как создавал свое дело и какими правилами руководствуется в бизнесе.

Алексей Романов, основатель сети фитнес-клубов Bright Fit: 

— Все началось с мечты о собственном бизнесе. Хотелось сделать свою компанию на потребительском рынке, которая бы оказывала востребованные услуги, и в которой мне бы нравилось работать самому. И я видел, что на рынке есть растущая сфера фитнеса. 

Боюсь, сейчас многие бы сказали: «Как-то все по «классике» сделано!» Но, мне кажется, это единственный способ сделать что-то успешное. Будучи в отпуске, я написал бизнес-план, который предполагал целую группу проектов, и по части сети многое уже реализовалось.

Фитнес — это не спорт: ты не соревнуешься ни с кем, кроме себя. Я сам давно занимался фитнесом и понял: в клубах много пафоса, они дорогие, люди приходят туда редко, но гордятся самим статусом. Мне показалось, что тренажеры — это не главное для тех, кому важны пространство и эмоции, общение с друзьями, а не статус.

Первый клуб мы открыли в жилом доме, как бы говоря, что сами жильцы могут прийти туда в тапочках. Он обошелся в 14,5 млн руб. — хотя при строительстве я думал, что хватит 7 млн руб. То есть срок его окупаемости резко увеличился.

Угадать, сколько стоит фитнес-клуб, можно только раза с третьего.

Где я взял деньги на инвестиции? У меня было примерно 4 млн руб. Я взял в Сбербанке кредит, и вместо того чтобы построить дом, вложил деньги в акции самого банка — почти на самом дне кризиса в 2008 г. — и заработал на них. Остальные деньги занял под процент у друзей и знакомых. Если бы я взял партнеров, то пришлось бы распределять бизнес на несколько долей, к чему я еще не был готов.

Мне кажется, единственная компетенция, которая у меня есть, — подбирать правильных людей. Они уже потом все классно делают. В команду фитнес-клуба мы пригласили людей, без которых бы вообще ничего не получилось. Они его развивали, а я продолжал ездить в Курган и не уходил с работы еще два года. Когда клубов было уже три, я решил, что пора — они смогут обеспечить нас зарплатой. Первый клуб открылся в 2011 г., а с работы я ушел в 2014-м.

Какая концепция у Bright Fit сейчас? Сначала у нас была миссия — делать доступный, качественный фитнес, помогать людям достигать поставленных результатов, вести яркую жизнь: у нас много различных тусовок. Но сейчас концепция меняется: слово «доступное» уже не является актуальным. Я бы заменил его на «демократичный» — не только по ценам, но и по манере общения между сотрудниками и клиентами.  

Тренд простоты проявился во всех сферах жизни: сейчас людям не нужен дополнительный антураж. В наши клубы приходят и состоятельные люди, и студенты, и бабушки — и они чувствуют себя совершенно свободно. Есть спрос на простое общение, на сокращение дистанции.

Не люблю коучей. Но любой человек должен учиться, поэтому я учусь и изредка хожу на какие-то тренинги. Читаю книги, могу посмотреть интервью с кем-либо и чему-то научиться. Подхожу к этому так же, как миллиардер Уоррен Баффет: если инвестирую в знания, то «в звезды». Выбираю книги с отзывами и рекомендациями, иду на тренинги людей, у которых есть репутация и в которых я уверен. Был на офигенном тренинге «Контекст». Владимир Герасичев — один из лидеров в плане обучения личной эффективности.

Жесткого плана обучения сотрудников у нас нет. Есть представление, чего мы ждем от специалиста или руководителя, их оценка, аттестация, а чему учиться — они выбирают сами. Компания субсидирует им 50% обучения. 

Иногда я пишу своим руководителям письма, рекомендую прочитанные книги. Всего у нас 24 руководителя первого уровня — я уже с трудом держу с ними контакт. Мы периодически общаемся: есть общие собрания, тусовки, общий чат. Я сильно углублён в оперативное управление. Это очень утомляет, но у нас большие амбиции: хотим открывать новые клубы, делать новые направления. Все это заставляет вовлекаться и тратить свои знания и энергию. 

Задача генерального директора — постоянно улучшать компанию: у нас есть планы улучшений на год. Да, я могу на месяц оставить компанию, но тогда она не будет находиться под постоянным контролем, а я не могу себе такого позволить.

Очень не люблю выражение «личный бренд». Это невротическое отклонение. Жизнь, как мне кажется, заключается в том, чтобы быть счастливым, быть самим собой, а не предъявлять себя всем «посмотрите, какой я хороший». Все товарищи, которые занимаются личным брендом, через два-три года скажут: «Жизнь прожита зря».

Мне кажется, самое главное, над чем надо думать — это репутация. Если ты держишь слово, вовремя приходишь, выполняешь все обязательства, открыт к диалогу с сотрудниками, — это самое ценное, а никакой не «личный бренд».

Про мотивацию персонала. Мы доплачиваем тренерам за отработанные годы — заимствовали эту схему из советского опыта. Причем, если сотрудник работает больше пяти лет, то повышающий коэффициент составляет 15%. 

И это помогает. В начале я замечал, что у нас достаточно высокая текучка. Когда мы ввели повышающий коэффициент, многие подумали, что это ерунда. Но сейчас возник костяк сотрудников, которые долго работают в компании — мы это приветствуем, хотя такая мотивация обходится в миллионы рублей в год.

Специальной политики по созданию корпоративной культуры у нас нет. Есть определенные ценности, на мой взгляд, свойственные нашим руководителям. Мы их демонстрируем и точно также общаемся с сотрудниками.

Конечно, у нас тоже бывают косяки. Однажды мы победили в конкурсе, и я сказал ребятам: «Отметим победу все вместе». Написал в группе «ВКонтакте» для сотрудников. Но потом то ли координаторы, то ли фитнес-менеджеры что-то не так донесли и сказали: «Приходить должны только те, кто помогал голосовать». И пришли далеко не все. Сильно переживал по этому поводу: понимал, что часть сотрудников подумали, будто мы сделали праздник для себя. Когда возникают ошибки, я потом еще месяц гоняю их в голове.

Последняя неудача — строительство клуба в Красноярске. До этого мы всегда угадывали по стоимости, но там фитнес-клуб, во-первых, далеко — 2,5 тыс. км, а во вторых, с 25-метровым бассейном. И вместо запланированных 65 млн руб. мы потратили 92 млн.

К тому же, некоторые помещения, например, SPA-зона, до сих пор в процессе доработки. Это говорит о том, что мы пока не обладаем нужными компетенциями в плане удаленного строительства, неправильно составили бюджет, не учли, что стройматериалы там на 20% дороже. Это наш общий фейл.

Но я не верю, что без фейлов можно обойтись. Конечно, мы переживаем — это эмоционально неприятная история. Но понимаешь: круто, когда есть ошибки, которые ты осознаешь и потом не допустишь. Мы же думаем, что откроем еще сто клубов.

Об одной ошибке я рассказывал несколько раз. Я хороший менеджер, решения принимаю быстро, режу по-живому. У нас был директор клуба, который не справлялся, не всегда вникал в ситуацию, а это самое большое преступление, когда директор не вникает и не в теме. Как-то перед «оперативкой» я встретился с ним и сказал: «Будем расставаться, завтра можешь не приходить». Уволил в один день. И он не пришел. Это единственный раз в жизни, когда я всю ночь не спал, потому что я понимал, что поступил несправедливо. Я должен был предупредить, должен был дать ему второй шанс. 

После этой ошибки у нас в компании возникло правило — любому руководителю мы всегда даем второй шанс и время на исправление.

Например, у нас была сервис-менеджер, которая не справлялась со своей работой, и мы с ней расстались. Потом она пришла снова и сказала, что хочет работать тренером. Дали второй шанс, и она стала крутым тренером, а потом — координатором в этом клубе. Ошибки дают офигенный опыт! 

Про экспансию. Задача любой сети в том, чтобы продукт был универсальным, потому подгонки под каждый город не будет — иначе это приводит к дополнительным затратам и невозможности управлять системой. Могут быть некоторые отклонения. Например, в Красноярске любят заниматься фитнесом рано, и для них мы открываемся в шесть утра, хотя обычно работаем с семи. Вопрос в другом: нельзя взять и клонировать где-нибудь в Красноярске таких же классных сотрудников, как в Екатеринбурге. Нужно их искать, показывать, что и как делать. На это уходит много времени. Там надо жить: можно отправлять десант на полгода, чтобы люди пропитались нашей культурой. 

В среднем окупаемость фитнес-клуба меньше чем за 7-8 лет не происходит.

Под окупаемостью я имею в виду все затраты. Не может быть такого, что вы вложили 14,5 миллионов, потом продали абонементов на 14 миллионов, вернули, и все!  Долги-то остались. Имею в виду, когда все инвестиции окупаются. На сегодняшний день фитнес-клуб площадью 1500 кв. м стоит примерно 40 млн руб. А с бассейном — уже 100 млн, как мы выяснили.

Рентабельность бизнеса — примерно 15%. Но мы готовим клубы, которые будут стоить дешевле, а потом сделаем франшизу. В стране кризис.

Мы понимаем, что стоимость услуг никак не будет расти в ближайшие пять лет. Нужно к этому приспосабливаться. Раз люди не могут платить много, они будут покупать доступные услуги.

Поэтому мы готовим очень интеллектуалоемкий проект в плане ИТ-решений. Это клуб эконом-сегмента такого формата, чтобы он мог находиться в шаговой доступности. У нас уже запатентовано название. Инвестиции получатся небольшие, соответственно окупаемость побыстрее.

Вы удивитесь, но примерно 10% людей, покупающих абонемент, потом так и не приходят заниматься. Мы их очень ждем!

Выступление Алексея Романова модерировала Анна Решеткина / БЮРО100

«Я уволил директора клуба одним днем. И не спал всю ночь: поступил несправедливо» 1

«Я уволил директора клуба одним днем. И не спал всю ночь: поступил несправедливо» 2

 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.