Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Стройкомплекс Екатеринбурга набрал высоту

Два года назад Екатеринбург вошел в сотню самых высотных городов мира. Но для дальнейшего набора высоты уральским застройщикам нужна помощь федералов — отрегулировать законы.

Признание Екатеринбурга в качестве центра высотного строительства состоялось два года назад. Тогда уральский мегаполис вошел в сотню самых высотных городов мира, заняв 83 место в рейтинге немецкой компании Emporis GmbH. В список попали только три российских города: Екатеринбург, Москва (на 11 позиции) и Санкт-Петербург (на 43 й). Города ранжировали по количеству зданий от 100 м — международные классификаторы считают высотными именно такие объекты. Российские стандарты называют высоткой здание больше 75 м (25 этажей и выше), а объекты за 100 м Градостроительный кодекс определяет как уникальные. В любом случае сейчас, по данным мэрии, в городе 73 здания высотой от 75 м. А в этом году застройщики получили разрешения на строительство девятнадцати объектов выше 25 этажей.

По словам Аркадия Чернецкого, сенатора Совфеда РФ, массово строить высотки застройщики начали в городе с 2005 г., а пик их ввода пришелся на 2010 г., когда в строй пустили сразу одиннадцать объектов выше 25 этажей.

«По работе я бываю в разных городах страны и могу судить объективно: такого масштаба высотного строительства, как в Екатеринбурге, в регионах больше нет. Сравниться могут только столица и Московская область. И все», — убежден сенатор.

В небо бы

Свердловские застройщики объясняют высотный бум банальным дефицитом земли — строить в центральных районах долгое время приходилось точечно, максимально используя площадки. Как говорит Андрей Никифоров, руководитель дирекции проекта «Первый Николаевский» (девелопер «Уралэнергостройкомплекс»), плюсы высоток были очевидны: не приходилось повышать удельные расходы на строительство инженерных коммуникаций и соцобъектов, как того требовало бы возведение зданий на окраинах:

«Кроме того, в центре нет проблем с транспортной доступностью. Вообще путь Екатеринбурга в этом плане не нов: многоэтажки строили еще в Древнем Риме, причем здания до 30 м сдавали внаем — жить в городах хотели многие, земли там особо не было, вот и искали выходы».

Аркадий Чернецкий, бывший мэром Екатеринбурга до 2010 г., признает: дефицит подготовленных площадок под застройку наблюдался в городе с начала 1990 х гг. — власти тогда искали стратегию развития:

«Был выбор: или разрешаем точечное возведение высоток, или пускаем дело на самотек и ставим стройкомплекс под угрозу. Сейчас можно спорить, верным было то решение или нет. Может быть, стоило развивать город не вверх, а вширь. Но тогда объемы строительства жилья не были бы на уровне 1 млн кв. м ежегодно».

Вячеслав Трапезников, исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала», напоминает: высотный бум повлек за собой рост промышленного потенциала региона. Производителям стройматериалов нужно было подтягивать качество продукции под повышенные требования строителей высоток:

«Потому что бетон, который используется для возведения объектов выше 75 м, нужен особый, более прочный. Ограждающие, светопрозрачные конструкции, окна, инженерные системы — тоже более высокого уровня. Если сравнить строительство высотки и типового здания, это как конструировать космический корабль и самолет».

Как рассказывал «ДК» Андрей Гавриловский, совладелец БЦ «Высоцкий», это здание строили из бетона повышенной прочности (марка 500). Сам БЦ стоит на армированной бетонной «таблетке» толщиной 2,4 м — такой фундамент выдерживает землетрясение до 8-9 баллов. Выше 35 этажа овальные опорные колонны сменяются прямоугольными, что позволяет перераспределить вес и обеспечить устойчивость. Фактически до 33 этажа ядро здания находится внутри, а с 35 го оно как бы выворачивается наизнанку. Датчики отклонения, размещенные в месте перехода, фиксируют не только порывы ветра, но и приливные силы («Высоцкий» — второй небоскреб в России, где применяется эта технология, первый находится в Москве).

Игорь Сергеев, директор департамента автоматизации и безопасности зданий компании Siemens в России и Центральной Азии, добавляет: инженерные системы, которыми оборудуют высотки (противопожарные, формирующие климат внутри здания и др.), требуют иного подхода: сэкономить и поставить обычные, подходящие для объектов ниже 75 м — риск.

«Чтобы создать климат в здании, нужно поднять на всю его высоту тепло, воздух. Давление там колоссальное — обычную систему просто разорвет. Плюс нужно учитывать гравитационную составляющую: грубо говоря, если с верхнего этажа выбросить пакет в мусоропровод, внизу будет натуральный взрыв. Поэтому нужно ставить различные компенсаторы. Гидроизоляция в высотке тоже монтируется иначе. Нюансов масса», — поясняет эксперт.

Екатеринбургские строители высоток изначально ориентировались на местные кадры, констатировал в беседе с «ДК» Владимир Крицкий, управляющий «ЛСР. Недвижимость-Урал». Специалисты, воспитанные свердловской научной школой, оказались в состоянии запроектировать, построить и эксплуатировать объекты:

«В этом смысле у нас редкий город. Даже в Москве небоскребы проектируют и строят иностранцы — не доверяют местным строителям. У нас же БЦ «Высоцкий» спроектирован и построен нашими строителями и архитекторами».

По словам Сергея Ерыпалова, директора по капстроительству «УГМК-Холдинга» (девелопер квартала «Екатеринбург-Сити»), на возведении объектов работает 90% местных строителей из более чем 40 екатеринбургских компаний. Однако для проектирования в помощь свердловским архитекторам УГМК привлекла иностранцев.

«Нам важно, чтобы вложения были эффективны, поэтому необходимо учесть все нюансы. В итоге над проектом работает Гельмут Ян, автор Sony Center в Берлине, Нью-Йоркского City Spire Center и др.», — комментирует г н Ерыпалов.

Как добавляет Виктор Ананьев, директор по развитию компании «Атомстройкомплекс», привлечение зарубежного опыта необходимо при возведении уникальных объектов — так, первую в городе жилую высотку, ЖК «Аквамарин» (93 м по шпилю), компания реализовала силами местных специалистов, а МФК Opera Tower (155 м) делает интернациональной командой.

«Европейцы лучше разбираются, как спроектировать пешеходные и подъездные пути к такого рода объекту. Уровень деталей, интерьеры, некоторое функциональное зонирование гостиничных апартаментов — этому мы тоже учимся у европейских коллег. И мы не должны говорить, что у нас тут самобытность. Нам как профсообществу есть чему поучиться у мировых специалистов», — считает г н Ананьев.

Выстроиться по росту

Застройщики констатируют: по-настоящему массовое возведение высоток в Екатеринбурге сдерживает ряд проблем. Все они так или иначе связаны с недостаточной отрегулированностью терминологии и процессов. Во первых, речь о региональных нормах плотности и высотности застройки. С 2010 г. в регионе действуют нормативы градостроительного проектирования (НГПСО), согласно которым в Екатеринбурге жилых многоэтажек (12-16 этажей) должно быть не больше 5% от всего объема жилья. А строить такие «высотки» можно только на территории с плотностью населения не более 210-300 человек на 1 га. Застройщики не раз выступали за изменение этих нормативов, а в прошлом году обращались к губернатору Евгению Куйвашеву — утверждали, что документ может стать проблемой для развития города.

«Ограничивать этажность — ошибка. Некоторые люди хотят жить на 90 м этаже, все условия для этого есть», — аргументировал г н Крицкий.

Однако пока изменений в НГПСО не внесено.

По словам Виктора Ананьева, региональные нормативы регулируют и плотность при застройке коммерческих объектов: на 1 га должно приходиться 12-20 тыс. кв. м коммерческих площадей.

«При высотном строительстве эта цифра превышается в разы, а иногда — больше чем на порядок. Причем все урбанисты сходятся в том, что для мегаполисов, городов-столиц, которые живут круглосуточно, высокая плотность — благо. Прежде чем начать строительство Opera Tower, мы проводили расчеты, которые показали: здание даст дополнительную транспортную нагрузку на ул. Малышева в час пик менее 1%. То есть там можно еще десять небоскребов поставить, и сильного влияния на трафик не будет. Но здесь важно правильно просчитать плотность, нагрузки на окружающие улицы — такой нормативной базы в Екатеринбурге сейчас нет. И задача профсообщества в ближайшие несколько лет ее разработать — совместно с горадминистрацией. Также важно продолжать работать над совершенствованием транспортной системы в целом - в градостроительном аспекте», — говорит г н Ананьев.

Вячеслав Трапезников добавляет: строительство зданий выше 75 м сдерживает и несовершенство федерального законодательства — для уникальных проектов не существует нормативов, но придуман временный механизм — спецтехусловия. По сути, конструктивные, инженерные и прочие решения для каждого высотного здания нужно прорабатывать индивидуально — проходить несколько экспертиз, согласовывать разрешительную документацию по 2-3 года. И получать заключение Главгосэкспертизы, в Москве при Минстрое РФ.

«Ситуация архаичная! При этом строительство зданий до 75 м в стране отрегулировано — путь от получения участка до выдачи всей разрешительной документации в Екатеринбурге сегодня занимает полгода. Экспертизу такие проекты проходят областную, а не федеральную — это упрощает процесс. А ведь 5-7 лет назад проектировка и согласование объектов до 75 м могли идти 2-3 года. Но федеральный законодатель этот процесс упорядочил», — поясняет эксперт.

И добавляет: исправить ситуацию можно, если застройщикам зданий выше 75 м разрешат перейти от спецтехусловий к единым нормативам. Такое предложение участники екатеринбургского строительного рынка заложили в Дорожной карте развития высотного строительства — документ разрабатывали местные проектировщики, архитекторы и строители, а также представители профильных организаций со всей страны.

Помимо этого Дорожная карта предусматривает передачу полномочий по согласованию из Москвы в региональные города, в частности — в Екатеринбург.

«Также мы предлагаем организовать информационный обмен между инвесторами, архитекторами, проектировщиками — чтобы было полное понимание о металлоемкости высотных проектов, размере затрат на инженерную инфраструктуру и др. Сегодня же инвесторы психологически не готовы начинать такие стройки — именно из-за отсутствия информации. Мы предлагаем создать в Екатеринбурге некоммерческую организацию — Центр высотных компетенций — и аккумулировать там все накопленные сведения по теме. И наши специалисты смогут работать на возведении небоскребов в других городах, быть носителями компетенций», — считает г н Трапезников.

Аркадий Чернецкий предостерегает авторов Дорожной карты: федеральные власти сейчас ориентированы на поддержку проектов эконом-класса — в стране принята новая госпрограмма, которая предполагает возведение 25 млн кв. м недвижимости, со стоимостью 1 кв. м не выше 30 тыс. руб.

«Так что сейчас Минстрою не до развития высотных строек, которые существуют в считанных городах страны. Но я убежден: высотное строительство развивать нужно, и готов предложить свою помощь. В Совфеде я занимаюсь темами строительства и ЖКХ и могу проводить квалифицированные предложения застройщиков через законодательные органы. При условии, что это будут проработанные законопроекты», — заявил сенатор.

Принять окончательный вариант Дорожной карты планируется на Форуме небоскребов, который открывается в Екатеринбурге 24 сентября.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ИСТОРИЮ ВЫСОТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ: 12 ТОПОВЫХ ЗДАНИЙ ГОРОДА В XVIII - XXI ВВ.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.