Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Светлана Цветкова: Главное – не стать совсем безразличной

Председатель Свердловского арбитража Светлана Цветкова о профессиональном выгорании, уловках истцов и ответчиков, запрете на дружбу с адвокатами и о том, почему судью не стоит называть «ваша честь».

Председатель Свердловского арбитражного суда Светлана Цветкова знает в лицо всех 95 судей, которыми руководит. И не перестает переживать: вместо комфортной нагрузки в 16,5 дел в месяц одному судье приходится разбирать до 78. Многолетняя перегрузка заставляет даже профессиональное выгорание использовать для пользы дел.

«Я всегда хотела работать не просто судьей, а судьей именно Арбитражного суда. Арбитраж – это право в чистом виде. Во многих странах гражданин при рассмотрении дела в суде должен привлечь адвоката – профессионального представителя. У нас в судах общей юрисдикции таких требований нет. С «не юристом»  заседание вести очень сложно – неподготовленного человека бесполезно спрашивать, каков предмет его исковых требований, на чем они основаны, почему он применяет именно эту норму права. Да и эмоциональный накал в  таких заседаниях зашкаливает. Я, если честно, коллегам из судов общей юрисдикции всегда сочувствую.

В арбитраже чаще всего представителями являются профессиональные юристы - с ними судья говорит на одном языке. Эмоций здесь куда меньше: стороны считают деньги и готовы договариваться, если понимают, что затягивать спор невыгодно. Бывают, конечно, исключения. Если учредители компании – бывшие муж и жена, процесс может заиграть такими красками, что и суды общей юрисдикции позавидуют! Но все равно – в арбитраже судье проще оставаться над схваткой.

Профессиональное выгорание – вот с чем постоянно приходится иметь дело. Проявляется оно в двух формах: первая – излишняя эмоциональность. Например, стороны зашли в зал и не поздоровались с судьей. В принципе, ничего особенного, а судья занервничал. Или напрягся, если гражданин называет его «ваша честь» (вообще-то это обычное дело, мы к такому нормально относимся – но правильнее говорить «уважаемый суд»). Другая крайность – судья становится эмоционально безразличным. С одной стороны это даже неплохо: я не испытываю эмоций в процессе, а просто должна разрешить спор. И я понимаю, что мое решение совершенно точно одну из сторон не устроит. Но как бы ни вел себя человек по отношению ко мне, в совещательной комнате я останусь один на один с документами. В это время я не буду помнить ни лиц истца и ответчика, ни их эмоций. И спокойно вынесу решение.

Главное – не выгореть до конца, сохранить золотую середину. Не стать совсем безразличной. Если становится все равно, что тебя ждут в коридоре люди, что их права нарушены, если тебя перестает волновать, все ли документы они предоставили, верно ли эти бумаги составлены, – пора к психологу. От профессионального выгорания не застрахован никто. Но нужно все время с ним сражаться.

Стороны в суде не прочь применять приемы нейролингвистического программирования, чтобы манипулировать судьей. Или используют другие уловки – порой даже неосознанно. Был случай, когда мы еще работали в старом здании, где не было залов судебных заседаний и дела рассматривались в кабинетах судей. Представитель нарушил так называемое «правильное расстояние», применяемое при официальном общении (от 120 см), рассмотрение стало происходить в «личной зоне» (45-125 см). Он также стал  раскладывать на столе у судьи свои бумаги, и в этот момент почувствовал себя с судьей на равных! Это может быть приемлемо в обычной жизни, но не в судебном заседании, где судья должен обеспечить порядок.

Люди очень сообразительны, и постоянно ищут способы обмануть суд. Например, мы ввели систему электронного распределения дел. Так нам стали одновременно подавать по нескольку исков, и все – с маленькими недочетами. Дела распределялись в электронном режиме по разным судьям – можно было выбрать себе более подходящего и исправить ошибки в нужном иске. Мы провели анализ, и установили такой порядок: одинаковые иски попадают к одному судье, причем к которому такой иск поступит первым. Видимо, сейчас будут изобретать другие способы обхода электронной системы. А мы – думать, как ее совершенствовать.

Мы все время учимся тому, как себя вести – и на тренингах, и на индивидуальных консультациях с психологами. Да и просто в жизни. Я, например, сходила в налоговую инспекцию как обычный гражданин - и просидела в очереди больше четырех часов. Еще и инспектор вел себя не совсем корректно: хамство, пренебрежение. После этого я не позволяю себе задержать судебное заседание, потому что просто физически чувствую, каково сторонам ждать меня. И даже если мне хочется пожурить человека за то, что он плохо подготовился к делу, я буду корректна: скажу, что следует предоставить такие-то документы и доказательства - без оценок его профессионализма. А еще там, в налоговой, я думала, почему же все так организовано-то странно? Ни бланков, ни шаблонов. Поэтому мы постоянно что-то придумываем. Сейчас хотим ввести электронную запись на сдачу документов – чтобы посетители не стояли в очереди, а им была определена точная дата и время. На первых порах вариантов будет два: живая и электронная очереди – чтобы люди сами разобрались, какая система удобнее. Уверена, что месяца через два в живой очереди никто стоять не будет.

Судья постоянно должен работать над собой – даже дома. У меня всегда было правило: работа – это работа, дом – это дом. Совсем отключиться от дел, когда приходишь домой, все равно сложно: все время переживаю, что, например, есть проблемы с регистрацией исковых заявлений, что высокая нагрузка у судей. Научно обосновано, что на одного судью в месяц должно приходиться 16,5 дел. А у нас эта цифра доходит до 78! Что делать? Первая идея – расширить штат. Но не за этим будущее. Возьмем еще 500 судей – и система будет неуправляема. Я убеждена, что нужны новые технологии. Все необходимо  автоматизировать, электронизировать. В этом направлении идет работа как в арбитражной системе в целом, так и на местах.

Важнее всего – ловить момент, когда начинаешь вести себя с близкими, как с подчиненными, или со сторонами - как с близкими. Это надо преодолевать, контролировать себя постоянно. Нужен даже не контроль, а самоанализ, который входит в привычку и позволяет избегать конфликтов. Мы, судьи, относимся к своим близким и друзьям вдвойне аккуратнее, чем люди из других сфер – у нас ведь круг общения ограничен, профессия закрытая. С адвокатами нам, например, дружить категорически запрещено. А во всем остальном мы самые обычные люди. Разве что с некоторыми изъятиями - они связаны с теми ограничениями, которые мы добровольно на себя приняли».

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.