Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Такая экономия губительна!». Кто и как строит жилье в Екатеринбурге

«Немногочисленные специалисты заходят на объект, что-то потихоньку делают. Нет рабочих, материалов, нет денег на зарплаты сотрудников. Сроки срывают, работы выполняют кое-как или не выполняют вообще».

Александр Сембаев, собственник и управляющий компании «АДС-ЭЛЕКТРО»:

— Наша компания не понаслышке знает, как проходят коммерческие конкурсы и тендеры, когда нужно выбрать подрядчика на выполнение работ при строительстве или реконструкции объектов. В нашем случае — на производство электромонтажных работ. На наш взгляд, четко видны два подхода. 

Иногда проводимые конкурсы напоминают этакий театр абсурда, развиваясь по одному и тому же сценарию.

Действующими лицами выступают заказчик (генподрядчик), два-четыре стабильных подрядчика — как правило, эти компании знают друг друга, потому что часто пересекаются в своей отрасли. И «темная лошадка», фирма, о которой никто не слышал, ее объекты никому не известны, опыта работы на подобных объектах у нее, как правило, нет. Итак, действие первое, самое короткое. В нем подрядчик выбирается, исходя из самой низкой цены. Представитель заказчика смотрит только итоговые суммы в представленных сметах, сравнивает их между собой, находит самую низкую цену и объявляет победителя. Это… «темная лошадка»! Представители стабильных компаний разводят руками — указанная цена часто не покрывает даже расходы на материалы, не говоря уже об оплате работ и прибыли. Все! Подрядчик выбран. Всем спасибо! Занавес.

Второе действие — самое длинное и мучительное. В нем заказчик получает в лице «темной лошадки» огромные проблемы. Немногочисленные специалисты компании  заходят на объект, что-то потихоньку делают, периодически пропадают. Нет рабочих, нет материалов, нет денег на материалы и на зарплаты сотрудников. Сроки срываются, работы выполняются кое-как или не выполняются вообще. Генподрядчик, промучившись месяц-два, объявляет новый конкурс либо приглашает одного из стабильных подрядчиков с первого конкурса.

Сроки уже «горят», брак приходится демонтировать, первоначально озвученная смета увеличивается. Все в проигрыше. Занавес.

Бывает, когда на тендерах разворачивается другой сценарий. Действующие лица в нем — тот же заказчик и два-четыре стабильных подрядчика. Первое действие получается в этом случае самым длинным, потому что в его ходе идет серьезная оценочная работа. Объявляется конкурс. На него приглашаются компании, имеющие в своем портфеле опыт выполнения подобного объема работ. После того как стабильные подрядчики представили документы, заказчик проводит тщательный отбор. У наиболее вероятного подрядчика заказчик запрашивает новые документы, подтверждающие, в частности, платежеспособность, кадровый состав, сертификаты и допуски, организацию охраны труда. Подрядчик «в мыле», конечно, но заказ того стоит. В итоге выбирается самый достойный игрок. Занавес.

Во втором действии выполняется работа. Победитель конкурса выходит на объект, производит и сдает работы в оговоренный срок. Все возникающие по ходу вопросы подрядчик решает оперативно, с предложением экспертных технических решений. В оговоренные сроки генподрядчик принимает работы. Все в выигрыше. Занавес.

Сценарии, конечно, упрощены, но они отражают суть процесса. К сожалению, в России основной критерий выбора при проведении коммерческих тендеров — это цена.

Не важно, какие обоснования ты предоставляешь, никто особо не интересуется твоим предыдущим опытом, квалификацией специалистов, прочими документами. Заглянули в смету, увидели итоговую стоимость — она является определяющей. Тот факт, что компания, предоставившая самую низкую цену, никому из присутствующих на конкурсе профессионалов не известна, или имеет не лучшую репутацию, замалчивается. Подобная экономия в большинстве случаев губительна. Заказчик получает не выполненную работу, а дополнительные проблемы. Тратит время своих сотрудников, деньги. Часто начинаются долгие судебные разбирательства и другие сложности.  

Второй подход — тщательный отбор на основании сопоставления целого ряда факторов, в котором цена играет одну из последних ролей, чаще всего используется западными компаниями. При отборе они анализируют опыт работы подрядчика на строительстве аналогичных объектов, квалификацию персонала и материальное обеспечение подрядчика — каким оборудованием и инструментом он располагает. Делается детализация проекта и обоснование цены, устанавливаются гарантийный срок и условия оплаты. 

С таким западным подходом мы столкнулись, когда участвовали в конкурсах на производство работ на крупных коммерческих объектах для мировых «монстров» — ИКЕА, Mc’Donalds, METRO. Заказчик работ для шведской корпорации признался нам позже, что наша цена была не самой низкой. Решающими факторами при выборе стали подробное обоснование цены, проработка проектной документации, опыт выполнения подобных проектов, а также комплексность предоставляемой услуги. Было очень непривычно это слышать.

Безусловно, ситуация постепенно меняется. Российские компании уже тоже устали от плохих подрядчиков, поэтому стали подходить к их выбору более рационально. Но когда это станет обыденностью, пока сказать сложно.

 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.