Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Расходы на культуру в РФ больше, чем на здоровье и образование. Но только в двух городах»

«Развитые страны, пользуясь высокой миграционной привлекательностью, как пылесос, вытягивают творческие ресурсы из стран отстающих». Почему России нужна креативная экономика и причем здесь биеннале.

Татьяна Абанкина, директор Института управления государственными ресурсами, НИУ ВШЭ:

— В 2014 г. и 2019 г. мы попытались оценить масштаб сектора креативной экономики в России. Он довольно устойчивый: пять лет назад его оценивали примерно в 5% ВВП, в 2019 г. — в 6%. То есть, несмотря на сложные экономические условия, сектор постепенно растет.

Но оценивать его очень трудно. В 2014 г. мы попытались почти вручную из выбрать классификаторов видов экономической деятельности те, что относятся к творческим индустриям. Потом был переход на новый классификатор — и ситуация ухудшилась: многие виды деятельности были слиты в «прочие социальные услуги».

Если мы не добьемся, чтобы раз в два года выходил доклад о состоянии и развитии сектора креативных индустрий в России, то будет трудно предпринимать адекватные меры по его поддержке. Довольно сложно направлять то, что невозможно измерить.

На творческую индустрию должен быть спрос. Наша статистика позволяет оценить только расходы домохозяйств на культуру и организацию отдыха. И мы видим, что в России это значимая доля, порядка 6,5-7%. При этом в развитых странах она выше, поэтому перспектива развития креативной экономики связана с увеличением расходов на нее в семейном бюджете. Расходы семьи на культуру и организацию отдыха больше, чем на здравоохранение (примерно 2,5-3% в семейных бюджетах) и образование (1,5-2%) вместе взятые.

Но расходы именно на организацию отдыха и культуру очень коррелируют с динамикой ВВП и экономическим состоянием вообще: при снижении общих доходов расходы семьи на культурные мероприятия тоже снижаются. Поэтому рост спроса в этом секторе связан с повышением экономического благосостояния.

Потенциал спроса расходов на культуру требует заметных вложений в интеллектуальное потребление. Особенно современное искусство, которое требует заметных творческих и интеллектуальных усилий. Поэтому наряду с расширением спроса и улучшения благосостояния нужна и популяризаторская работа. Обеспечение участия в культурной жизни фактически ведет к расширению спроса.

Один из ключевых индексов для креативной экономики — взаимосвязь творческих индустрий с инновационным развитием.

Ориентация на поддержку инноваций, стратегию инновационного развития очень сильна в том числе и в России. И поэтому индекс инновационных городов — достаточно важный инструмент, по результатам которого можно оценивать динамику креативного сектора. У индекса интересная и проработанная методика: ядро собственно инновационных городов составляют культурные ресурсы, спорт, достопримечательности. Затем идет оболочка — условия, которые созданы для развития человеческого капитала: доступность венчурных ресурсов, образования, коммуникации. Оболочка второго уровня — включенность в сетевое взаимодействие и глобальные рынки. Здесь у нас очень серьезные проблемы: несмотря на локальный характер продуктов и услуг творческих индустрий, они развиваются как глобальные рынки. И дискуссия о современном искусстве связывает Россию и другие страны со всем миром. 

«Расходы на культуру в РФ больше, чем на здоровье и образование. Но только в двух городах» 1

Если посмотреть на индекс инновационных городов, то из российских в первую сотню входят только Москва и Петербург. Топ-100 — это города, которые сегодня позиционируются как международные хабы креативной экономики. И за пять лет только Москва улучшила свое положение в индексе. А все остальные города: Екатеринбург, Казань, Новосибирск — заметно ухудшили свое позиционирование. Если в 2014 г. они были «агентами территориального развития» как города, которые становятся опорным каркасом для прилегающих территорий, то их места в в 2019-м не позволяют удерживать эти позиции. 

Да, мы видим, что креативные индустрии в наших городах активно развиваются, их облик меняется. Ситуация заключается в том, что другие развиваются гораздо быстрее. Чтобы стоять на месте, надо бежать, а если хочешь оказаться в другом месте, надо бежать вдвое быстрее. Тот темп, с которым у нас сегодня происходят изменения, неконкурентоспособен по сравнению с темпом, с которым двигаются другие города в своем инновационном развитии. Это очень серьезный процесс, над которым стоит задуматься. 

Творческие индустрии программно поддерживаются во всех странах. У нас, несмотря на огромные усилия многих экспертов, нет программной основы, и систематической поддержки творческой индустрии добиться пока не удается. Программы ее поддержки есть в отдельных регионах, как Ульяновске, но устойчивой систематичности нет. В секторе креативных индустрий очень много малого и среднего бизнеса, но в сегодняшних программах поддержки МСБ в регионах доля творческих бизнесов — 2-5%. Но без специальных мер помощи они неконкурентоспособны по сравнению с торговлей и строительством.

Последний сюжет — наше экспортное позиционирование. В доле стран по развитию креативного экспорта более трети занимает Китай. И это не только сувениры, но и высокотехнологичная продукция. Доля экспорта России на протяжении всех лет в этом секторе — менее 0,5%. Несмотря на нацпроект «Поддержка несырьевого экспорта», те, кто обеспечивает его реализацию, практически не говорят о креативных индустриях.

У нас значительный импорт продуктов и услуг творческих индустрий. И импортозамещение актуально не только для сельского хозяйства — здесь бы оно принесло заметные экономические выгоды.

Сектор креативной экономики сегодня довольно мощный, на него сложился определенный спрос. Основные усилия должны быть приложены к тому, чтобы объединить меры господдержки, в том числе смежные: «Комфортная среда», поддержка МСБ и нацпроект по поддержке несырьевого экспорта.

Вне всякого сомнения, эта поддержка очень важна. [Экономист и социолог] Ричард Флорида говорил, что сегодня креативный класс двигают люди, которые обеспечивают будущее. Креативный класс очень важно сохранять и притягивать. Развитые страны, пользуясь своей высокой миграционной привлекательностью, как пылесос, вытягивают творческие ресурсы из развивающихся стран. Творческий класс очень мобилен, поэтому нужно создавать условия, чтобы у него были возможности для реализации и комфортная среда здесь и сейчас.

Текст написан на основе выступления Татьяны Абанкиной на форуме «Индустриальность и культура: Почему мы не верим в креативную экономику», который прошел в рамках Пятой уральской индустриальной биеннале. Материал подготовил Андрей Пермяков / DK.RU.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.