Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире

Потратить 150 тыс. рублей и из регионального франчайзи превратиться в мажоритарных владельцев международного бизнеса. Как «Мозгобойня» завоевывает город за городом и на чем зарабатывает?

Игру «Мозгобойня» придумали не в Екатеринбурге. Но именно в Екатеринбурге с конца 2018 г. базируется мозг игры — ее штаб-квартира. И в какой бы части мира — в Америке, на Северном Кавказе или в Североуральске, откуда родом один из ее совладельцев Руслан Гилязов, люди ни играли в «Мозгобойню», отвечать они будут на вопросы, придуманные в Екатеринбурге.

Как вышло, что екатеринбургские ребята стали совладельцами международного бизнеса, как организуются игры по всему миру, сколько вопросов в неделю придумывают копирайтеры компании и причем здесь воблер? Об этом DK.RU рассказал совладелец ГК Mozgo, президент бизнес-клуба «Эквиум Урал» Руслан Гилязов. 

Досье DK.RU

 
«Мозгобойня» — интеллектуально-развлекательная игра.
Состоит из семи туров по семь вопросов. Нужно угадать термин, дополнить цитату или догадаться, о каком событии или явлении идет речь. Есть новостной тур, в который включены вопросы по недавним событиям в мире, музыкальный и блиц — с быстрыми вопросами различной тематики. Победителем становится команда, взявшая наибольшее количество баллов по результатам всей игры.
Проект основали в 2012 г. в Минске Екатерина Максимова и Александр Ханин, затем соучредителями стали российские партнеры Семен Черноножкин и Юлия Родионова. В 2016 г. франшизу «Мозгобойни» купили Руслан Гилязов, Антон Писчиков, Николай Тисенко и Александр Лежнин и запустили игру в Екатеринбурге.
Спустя 1,5 года они владели уже девятью франшизами «Мозгобойни», а в конце 2018 г. выкупили доли российских партнеров и стали мажоритарными владельцами компании.
 

Автомобиль в обмен на долю в компании

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  1

— Мы с Антоном Писчиковым в автобизнесе проработали пять лет, стали руководителями своих подразделений, я — в отделе продаж автомобилей, он — в отделе финансовых услуг, — рассказывает Руслан Гилязов. — Однажды я продавал машину премиум-сегмента, покупатель обмолвился, что он инвестор. Когда возникла идея запуска нашего первого бизнеса, а все банки нам отказали, я тут же позвонил этому человеку со словами: «У нас есть офигенная концепция: мы будем стричь звезд и обычных парней. Все равны, как в бане. Ты стрижешься, а в соседнем кресле может быть Иван Ургант или Руслан Белый*. Мы разорвем Екатеринбург!». Он нам доверился и через пару дней согласился на инвестирование проекта — дал 2 млн руб. в обмен на возврат инвестиций и долю в бизнесе.

Антон и Руслан запустили барбершоп по франшизе федеральной сети мужских парикмахерских Boy Cut, но спустя полгода поняли: при таком раскладе они будут работать на инвестора до конца своих дней. 

В тот момент ко мне обратились два наших товарища. Один хотел купить Land Cruiser Prado, а второй — Kia Rio. Две машины стоили ровно 2 млн руб. Мы предложили им сделку: «Пацаны, зачем вам машины? Купите доли в бизнесе!». Они нам идеально подходили: один — классный маркетолог, второй — отличный администратор, который сейчас занимает у нас должность финансового директора. Мы поменяли fool money  («глупые деньги») инвестора, который дал денег, ничего не делал и ждал от нас дохода каждый месяц, на smart money («умные деньги») — зашли ребята с компетенциями, вложили деньги, вернули их инвестору, и бизнес стал нашим, — вспоминает Руслан. 

Так в команду попали Николай Тисенко и Александр Лежнин. Вчетвером они быстро развили сеть до трех барбершопов, стали лучшими франчайзи в федеральной сети и предложили владельцам Boy Cut взять их в долю и развивать бизнес вместе. Те подумали, но отказались. А екатеринбургским ребятам хотелось, как они говорят, «прильнуть к большому театру» — выйти если не на мировой, то на федеральный уровень. И, решив не изобретать велосипед, они стали искать новую франшизу. Важен был минимальный порог входа и быстрая финансовая отдача. 

В 2016 г. в журнале Forbes Антон Писчиков прочитал небольшую заметку об игре «Мозгобойня». «Парни, это бомба! Мы однажды соберем «Уэмбли», — сказал он и на следующий день махнул на игру в Питер. Через три дня екатеринбургская четверка оформила кредитную карту на 150 тыс. руб. и купила франшизу «Мозгобойни».

За 1,5 года они развили свою сеть до девяти городов, стали лучшими франчайзи по всей сетке и встали перед дилеммой. Кстати, ничего вам это не напоминает? Да, им вновь стало тесно, и они предложили владельцам бренда «Мозгобойня» взять их в долю. 

Это не было нашей стратегией — купить франшизу, а потом получить весь бизнес, — смеется Руслан. — Мы поняли, что у нас есть команда, способная вывести компанию на более высокий уровень. Мы пришли к основателям и предложили объединить усилия для ускорения роста бизнеса. У Mozgo было три ментора — крупные предприниматели федерального масштаба. Финальный раунд переговоров проходил на яхте одного из них в Питере. Это было очень волнительно. Мы никогда не были на яхтах. Презентовали свое видение развития компании, сказали, что готовы взять стратегическое управление на себя. Нам тут же ответили: «Ребята уральские, конкретные, сразу видно, что выведут компанию на следующий уровень». Они признали, что Екатеринбург — уникальный город в рамках России, местные франчайзи быстро выходят в лидеры по стране. У нас все быстро, агрессивно. Питер живет на другой скорости.

Екатеринбургская команда интегрировала в ГК Mozgo свои бизнесы (барбершопы и девять городов-франчайзи «Мозгобойни») и компетенции (каждый из них теперь отвечает за развитие ключевых направлений в компании), и в конце 2018 г. ребята стали мажоритарными владельцами компании. В числе совладельцев остаются основатели «Мозгобойни» из Белоруссии. Они участвуют в принятии основополагающих решений. А управляющая компания Mozgo базируется в Екатеринбурге. 

На игру — из барбершопа 

— Когда мы только открыли барбершоп, сделали из него шоу. Собрали огромное количество именитых людей, устраивали праздники, дни рождения. У нас стриглись и продолжают стричься игроки «Урала», «Виз-Синары», «Автомобилиста», у нас был даже солист Bad Boys Blue Кевин Маккой. Изначально они были нашими клиентами, а потом стали товарищами и друзьями. «Мозгобойня», кстати, стала тем проектом, в котором наши бывшие клиенты — фотографы, видеографы, КВН-щики стали нашими сотрудниками, — рассказывает Руслан, проводя нам экскурсию по штаб-квартире Mozgo.

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  2

— Здесь находится центр управлениями нашими проектами, отдел развития корпоративной сети (наши франчайзи), отдел запуска, отдел поддержки, дизайнеры, копирайтеры, фактологи, отдел написания игр, — перечисляет Руслан. — Управляющая компания в Екатеринбурге полностью генерирует продукт. Все внутренние инновации, айдентика — все происходит здесь и дальше транслируется на весь мир.

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  3

— В конкретном городе игру организуют наши партнеры-франчайзи. Мы регулярно предоставляем им игровой пакет и другие новации, а также следим за соблюдением стандартов в организации игр. Допустим, в Вашингтоне проходит игра, которую придумали ребята здесь, в нашем офисе. Но это не вся компания. У нас есть еще восемь филиалов. В Екатеринбурге находятся их руководители.

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  4

— Это легендарные люди отечественного шоу-бизнеса — Евгений Кожевин, вы можете помнить  его по «Убойной лиге» на ТНТ.

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  5

— Прямо сейчас проходит тест новой игры — вы первые, кто увидел ее. В нее будут играть на следующей неделе по всему миру. Игра начинается еще до момента самой игры. Чтобы команда попала в определенное заведение, нужно успеть зарегистрироваться в группах во Вконтакте. Регистрация происходит за неделю до игры, но закрывается молниеносно: только наши маркетологи выкладывают анонс, за первые секунды появляется от 50 сообщений от команд. Все стараются успеть — и вот тут они уже немного поиграли. 

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  6

— У нас есть целое подразделение, куда входят копирайтеры, фактологи. За неделю наша команда из восьми авторов пишет 1,5-1,7 тыс. вопросов на разные темы на 236 городов. Эти ребята играют в команде КВН «Урал». Они постоянно держат руку на пульсе, и если появляется что-то хайповое, сразу же упаковывают это в игру. 

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  7

— Мы запустили свою ИТ-платформу. Это уникальная история, которая собирает вопросы. У каждого автора в отделе продукта есть ТЗ по написанию вопросов. Все эти вопросы зашиваются в платформу, каждому присваивается метка — тег. Дальше франчайзи в конкретном городе, допустим, в Буйнакске на Северном Кавказе, нажимает кнопку «сгенерировать игру» и для него на основе этих тегов собирается уникальный набор вопросов. Исходя из тегов, например, в Кыргызстане никогда не будет вопроса про музыку Элджея, а на Северном Кавказе — про секс и алкоголь. А в Екатеринбурге — от обратного. Только про секс и подавай! «Мозгобойня 18+» в Екатеринбурге — самая популярная игра из тематических. 

Заработать на азарте

У Mozgo несколько источников дохода. Первое — это регулярные игры — те, что еженедельно проходят в различных ресторанах, принять в них участие может любой человек. В Екатеринбурге входной билет стоит 300 руб. на человека. В одной игре участвует 300-350 игроков. Параллельно с понедельника по пятницу в разных заведениях города может проходить до пяти игр. В других городах вход может быть дороже. В Америке, к примеру, билет стоит 1800 руб.

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  8

— Второй источник дохода — корпоративные игры. Огромное количество компаний сейчас заказывает у нас «Мозгобойню» на корпоративы. Также запущены игры, где соревнуются компании из одной сферы. Например, банки, агентства недвижимости, автобизнес. Это такая неформальная история, когда можно посостязаться со своими конкурентами и при этом их обойти, — говорит Руслан. 

Сталкиваете конкурентов?

— Они по-доброму. Общаются, смеются. «Мозгобойня» сравнима с Чемпионатом мира по футболу. Когда две команды заходят, начинают рубиться между собой, а болельщики в это время устраивают невероятное шоу. После чего все обнимаются, танцуют и поют. Подарок за победу — бутылка шампанского. Спортивная составляющая присутствует, но нет задачи победить ради приза. 

Гаджетами запрещаете пользоваться?

— Конечно. Ходят ассистенты и смотрят, чтобы никто не пользовался телефонами. Но ребята уже понимают: стоит прятаться не от ассистентов, а от самих игроков, а это очень сложно. И более того — зачем ты пришел? Победить с помощью гаджета? 

Третий источник дохода — продажа франшиз. Каждый месяц к нам присоединяются 8-12 франчайзи. Сегодня мы представлены на двух континентах — это Евразия и Америка. Играют 236 городов, мы являемся самой масштабной интеллектуально-развлекательной игрой в мире по количеству городов и игроков. 

Наш четвертый канал доходности — реклама. Он не сильно развит, но если нужно, интегрируем в игру рекламные вопросы. У нас огромная аудитория — ежемесячно в Екатеринбурге играет 5 тыс. человек, а по миру — 80 тыс. 

Пятый источник дохода — MozgoParty. Мы играли с понедельника по четверг и не пытались конкурировать с пятницей и выходными днями. Чтобы задействовать и эти дни, запустили онлайн-проект — это «Мозгобойня» из четырех туров с вопросами на разную тематику и для взрослых, и для детей, человек может купить к ней доступ на сутки. 

Как мы ее протестировали? Мои родители, дедушки и бабушки никогда не ходили на «Мозгобойню». Но в этот Новый год я приехал и сказал: «Вы не шли на «Мозгобойню», она пришла к вам». Запустил на экране игру и понял, что ко второму туру все раскачались. Хотя изначально у них была ассоциация, с «Что? Где? Когда?», оказалось, что тебе необязательно быть Друзем, чтобы играть в «Мозгобойню». Даже дедушка, которому за 70, нашел для себя вопрос. Когда мы зависли, он вдруг сказал: «Так это ж воблер!». Когда задействовали всех, поняли: эта история точно зайдет.

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  9

Ты так прекрасно рассказываешь, но были же у вас ошибки?

— Ошибки были при создании ИТ-платформы. Мы начали делать ее, не имея опыта и знакомых в этой сфере. Потеряли 1,3 млн руб. из-за неправильно составленного ТЗ (благо, составляли его еще не мы). Программисты — ребята, как в аптеке: ударение в названии не туда поставил, и все: медикаменты обмену и возврату не подлежат. С ИТ-продуктами — та же история. Завершаем работу силами другой команды. Часто ошибки возникают в маркетинге, выборе партнеров, сотрудников. Роковых, которые привели бы к краху, слава богу, не было.

Какие у вас планы? Хотите мир захватить?

— Вообще да. Мы хотим, чтобы в «Мозгобойню» сыграл 1 млн человек одновременно на всех континентах. Одновременно — это за серию игр в течение месяца. Речь идет только об офлайн-продукте. Онлайн-продукт никогда не сможет с ним конкурировать. Это совершенно другой отдых — с друзьями, семьей. Это не сравнится с большим рестораном, где одновременно собирается 300-500 человек, которые остаются после игры и объединяются в большие компании.  

«Только про секс и подавай!». Репортаж из штаб-квартиры самой масштабной игры в мире  10

Фото: Игорь Черепанов, DK.RU

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.