Подписаться
Курс ЦБ на 27.04
92,01
98,71

Тонкая настройка над торговым базисом

Хотите жить честно или хорошо? Строя прогнозы на 2003 г., «ДК» писал, что судьбу розницы будут определять два фактора – внешняя экспансия и налог с продаж (НСП). Так и вышло. Год начался с прок

В 2003 г. торговые сети Екатеринбурга увеличивали количество магазинов. По мнению экспертов, в 2004 г. темпы экстенсивного развития замедлятся. Придет время тонких настроек: компании будут унифицировать технологические процессы. И тогда станет ясно, чьи технологии лучше.

Хотите жить честно
или хорошо?
Строя прогнозы на 2003 г., «ДК» писал, что судьбу розницы будут определять два фактора – внешняя экспансия и налог с продаж (НСП). Так и вышло. Год начался с проклятий ритейлеров в адрес областной думы, установившей НСП в размере 5%. Уже в феврале 2003 г. правительство РФ подтвердило необходимость отменить налог. Комментируя ситуацию, руководитель департамента Минэкономразвития по налоговой политике Михаил
Орлов сказал корреспонденту «ДК»: Судьба налога с продаж у правительства вопросов не вызывает – он должен быть отменен. Если мы хотим развивать торговлю, налоговое бремя надо снизить, сделав так, чтобы услуги ритейлеров были конкурентоспособны серой и черной торговле.
Черные торговцы не платят налогов вовсе. Серые избегают уплаты НСП с помощью легальных (почти легальных) схем на грани белого и черного поля. Традиционный вариант рассчитан на предприятия, торгующие за наличные. Обычно для ухода от налога с продаж регистрируется новое юридическое лицо (ИП), которое может работать по упрощенной системе налогообложения (годовой товарооборот не должен превышать 15 млн руб). С этим юридическим лицом супермаркет заключает договор комиссии, делегируя ему право торговли в розницу. Когда оборот достигает установленного законом потолка, регистрируется новое ИП. Такой подход позволяет сэкономить до 4,76% выручки. Игорь Ковпак, президент «Супермаркета «Кировский»: Схема очень простая и хорошо работает, но мы ей не пользуемся. Отчисляем весь налог с продаж до копейки. Четыре года назад, занимаясь минимизацией налогов, мы обожглись. Нас мочила налоговая полиция. Мы с трудом выбрались из той ситуации и на грани больше не ходим. Лучше переплатить, но спать спокойно.
Позже, когда территории посчитали недополученные деньги от НСП, появилась информация, что депутаты Госдумы от центристских фракций главе с Георгием Боосом разворачивают кампанию по сохранению налога с продаж, рекомендуя вместо этого уменьшить до 16% НДС. Ритейлеры забеспокоились.
Созданное в марте 2003 г. некоммерческое партнерство «Альянс» («Юнилэнд-Екатеринбург», «Купец», «СуперСтрой», «Звездный» и др.) командировало в Москву своего исполнительного директора Алексея Подоляко, дабы он передал президенту России и депутатам Государственной думы открытое письмо – двадцать три екатеринбургских предпринимателя призывали отменить НСП. За сохранение налога ратовал мэр Москвы Юрий Лужков, подписавший противоположное по смыслу обращение к президенту (70% всех поступлений от налога в 2002 г. пришлось на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область).
Тогда же руководители московских сетей «Седьмой континент», «Копейка», «Патэрсон», «М.Видео» и др. заявили, что в случае отмены налога готовы снизить розничные цены на 5%. Ритейлеры из Екатеринбурга оказались более дальновидными. Выступая с совместным заявлением, они обязались снизить на 5% только розничную наценку. Теперь они могут это сделать: правительство РФ отменило НСП, предложив регионам компенсацию в виде поступлений от акциза на бензин, налога на имущество и налогов с малого бизнеса. Те, кто платил налог с продаж, окажутся в более выгодном положении. Руководства сетей «Мегамарт» и «Купец» уже объявили о корректировке цен.
 
Бремя великих канунов
За 2003 г. все продовольственные сети увеличили оборот: «Кировский» продал товара больше, чем на $100 млн (рост на 40%), «Купец» – на $80 млн (36%), «Монетка» – на 50 млн (100%). Тенденцией номер один можно считать выход сетей за пределы Екатеринбурга. В первую очередь ритейлеров интересуют Первоуральск, Нижний Тагил и Каменск-Уральский. Игорь Ковпак, уже развернувший сеть в Ревде, строит в этих городах новые магазины. По его словам, каждый из них будет не меньше 1000 кв. м. Три торговые точки в Нижнем Тагиле откроет в 2004 г. «Монетка» – помещения уже выкуплены. С 18 до 30 намерен увеличить число дискаунтеров «Дикси» в Челябинске «Юнилэнд-Екатеринбург». «Мегамартов» вскоре станет пять: к уже имеющимся магазинам добавятся еще три: один в Нижнем Тагиле, два – в Екатеринбурге.
Количество стационарных торговых точек увеличивается в основном за счет строительства. 11 декабря – последней в этом году – «Монетка» открыла универсам с торговым залом 720 кв. м на ул. Восстания. Он интересен как прецедент строительства магазина небольшой площади. Еще одна «Монетка» на 2 тыс. кв. м обосновалась в ТЦ «Сибирский тракт» (из-за высоких арендных ставок и низких цен наблюдатели считают этот проект спорным), и два магазина добавится к сети в 2004 г. – один из них в формате «Монетка-супер».
Большое строительство затевает «Звездный». Светлана Лясс, директор универсама: Начиная с 2003 г. мы вели переговоры о выделении землеотводов либо о покупке старых зданий. В феврале приобрели площадку бывшего предприятия «Средуралмебель» на Репина. Территория – около гектара. Здесь будет комплекс из офисных зданий и большого торгового центра. Если удастся отселить спецавтобазу, которая находится на нашей земле, строительство начнется весной 2004 г. А летом компания запустит магазин площадью 1600 кв. м на Донбасской – ранее здесь была столовая.
По прогнозам, 2004 г. будет годом слияний и поглощений: если не считать 10-15 одиночных магазинов, в городе не осталось объектов недвижимости, пригодных для торговли. Роман Заболотнов, директор сети «Монетка»: Эти магазины долго не продержатся – даже удачно расположенные торговые точки нередко работают на грани рентабельности. Так же считает министр торговли и общественного питания Свердловской области Вера Соловьева, заявившая 17 декабря на пресс-конференции, что магазинам, не поделенным сетями, придется объединяться.
Помирившийся с Аркадием Чернецким Игорь Ковпак тоже получил несколько земельных участков, где собирается возводить торговые центры площадью 5-10 тыс. кв. м. Владимир Дмитриев, генеральный директор сети «Пятерочка» в Екатеринбурге: Есть информация о том, что Ковпак пытается продать москвичам свою сеть целиком. Игорь Ковпак: С удовольствием продадим, как только дадут достойную сумму. Предложения периодически поступают. Известно, что в 2002 г. представители «Сибнефти» уже предлагали г-ну Ковпаку продать сеть, но расставаться с бизнесом президент «Кировского» в то время не собирался. Сегодня он не исключает возможность альянса с другими ритейлерами: чтобы стать конкурентным, необходимо открыть 80-100 супермаркетов. В 2004 г. игрокам придется укрупняться. Игорь Ковпак: Я допускаю, что мы объединимся с какой-нибудь местной сетью – крупных игроков в городе всего три. У меня хорошие отношения и с «Купцом», и с «Монеткой». Тему слияния мы с ними обсуждали. Это вполне реально.
«Купец» уже взял в доверительное управление 8 продовольственных магазинов сети «Атлант». Все они переделаны из жилых помещений на первых этажах и в существующие форматы не вписываются. Поэтому руководство компании, вернувшись к идее дисконтной торговли, решило выделить их в отдельный блок под вывеской «Купец-эконом». По мнению игроков, это именно тот формат, который будет востребован рынком наряду с convenience stores – магазинами у дома, где покупатель платит главным образом за то, что ему не нужно тратить время на дорогу.
 
Извне
Во время визита на Урал Герхарда Шредера газеты писали, что губернатор Эдуард Россель и председатель правления Metro Ханс Йоахим Кербер договорились начать строительство торгового центра в Екатеринбурге уже в 2004 г. Однако в московском офисе ООО «Метро Кэш-энд-Кэрри» эту информацию не подтверждают. Юлия Белова, директор отдела по связям с общественностью: Раньше 2005 г. Metro до Екатеринбурга не доберется. Зато в конце 2004 г. в городе откроется супермаркет голландской сети Spar площадью 6173 кв. м. Магазин займет половину первого этажа торгово-развлектательного комплекса Парк-Хаус на перекрестке Сулимова – Учителей (в Основинском парке). К строительству комплекса
после новогодних праздников приступит группа компаний «Время» (Самара). Постановление о выделении земельного участка мэрия подписала 20 ноября 2003 г.
Spar – крупнейшая по числу магазинов (18 тыс. в 32 странах) розничная сеть в мире. Развивается по франчайзингу. По данным www.retail.ru, компания способна работать в любых условиях (в Германии, где самая высокая конкуренция в торговле, Spar выдерживает уровень рентабельности 0,3%). Держатели франшизы, открывшие к концу 2003 г. в Москве 15 супермаркетов с общим оборотом $8 млн в месяц, планируют, что 2004 г. должен стать годом выхода на региональные рынки. Сначала предполагалось, что якорным арендатором (а также – совладельцем) Парк-Хауса в Екатеринбурге станет московская сеть «Перекресток» – как в ТРЦ Самары и Волгограда. Но, как сообщил управляющий региональным проектом Park House в Екатеринбурге Алексей Курлыков, предложение голландцев оказалось более выгодным.
«Перекресток», который в течение 2003 г. вел переговоры о покупке акций сети «Монетка», от своего замысла отказался. Впрочем, как и представители сети «Копейка» – они тоже хотели купить пакет акций, принадлежащих генеральному директору холдинга «Лидер» Николаю Кретову. Говорят, стороны не сошлись в цене, хотя одна из компаний успела оплатить аудит. По непроверенной информации, Николай Кретов согласился продать свои акции директору сети «Монетка» Роману Заболотнову. Сам Заболотнов эту информацию не подтверждает и не опровергает: «Монетка» – локальная сеть, где нет внешних акционеров – ни москвичей, ни Игоря Ковпака. Переговоры с москвичами ведутся, но точки еще не поставлено. Как только будет результат, мы сообщим.
Первой на местный рынок вышла питерская торговая сеть «Пятерочка», насчитывающая около 200 магазинов эконом-класса в Москве, Петербурге, Воронеже, Челябинске, Перми и Уфе. В мае предприниматель Владимир Дмитриев подписал с руководством сети договор о франчайзинге. До конца года в спальных районах предполагалось открыть 12 магазинов торговой площадью 500-700 кв. м. Тогда же предприниматель заверил общественность, что не станет выгонять из своих торговых центров арендаторов – магазины «Звездный» и «Купец». В середине декабря на счету «Пятерочки» было два магазина. До 1 января г-н Дмитриев собирался открыть третий и четвертый. Задержку на старте он объясняет техническими трудностями при оформлении кредита под залог имущества. Известно, что за деньгами г-н Дмитриев обращался в банк «Северная казна», но получил отказ. На вопрос, почему банк не захотел финансировать перспективный проект, председатель совета директоров Владимир Фролов ответил уклончиво: В «Северной казне» существует методология получения кредита, которой нужно следовать. Дмитриевым эта процедура не была выполнена, поэтому кредит мы ему не выдали. Это значит, что представленные г-ном Дмитриевым документы банк не устроили.
Закончилось тем, что первый франчайзинговый магазин «Пятерочка» обосновался на месте «Звездного» в ТЦ «Дмитриевский». А «Звездному» пришлось съехать, перебазировав винный отдел и секцию живой рыбы в другие помещения. Посчитав досрочное прекращение аренды неэтичным, ритейлеры написали открытое письмо «За честный бизнес!», разослав его в городские СМИ. В ответ «Ведомости» напечатали цитату вице-президента «Пятерочки» Феликса Стетого: Это наш вклад в искоренение нецивилизованных форм торговли. Затем пришла очередь «Купца» – 15 декабря истек его договор об аренде площадей в ТЦ «Уктусский». Продлевать документ «Купец» не стал, поскольку г-н Дмитриев взвинтил арендную плату в 6 раз.
Логичным ответом стал отказ некоторых производителей сотрудничать с «Пятерочкой». В частности, Дмитриеву не удалось договориться с «Екатеринбургским хлебокомбинатом». Теперь он возит хлеб из Богдановича, Ирбита и Ревды. Связь между действиями Дмитриева и политикой поставщиков очевидна. Валерий Бубнов: Я бы сказал, что некоторые методы противодействия есть. На мой взгляд, они достаточно нетрадиционны. Но я им только аплодирую. Это не показатель слабости игроков, как полагает Дмитриев, а проявление солидарности и реальной силы. Местный розничный рынок насыщен, и цена входа на него высока. При необходимости ритейлеры могут опустить шлагбаум.
Между тем Владимир Дмитриев преисполнен оптимизма. По его словам, рамки бизнес-плана остаются прежними. Последний из 30 обещанных универсамов должен открыться через 24 месяца со дня подписания договора о концессии. 14 магазинов «Пятерочка» намерена запустить уже в 2004 г.
Что бы сказал по этому поводу Станиславский, будь он жив?

Обратная всязь: starkov@apress.ru

 

Самое читаемое
  • Недалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропаНедалеко от Екатеринбурга в эти выходные откроется новая туристическая тропа
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Ural Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человекUral Music Night-2024 в Екатеринбурге может посетить полмиллиона человек
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.