Подписаться
Курс ЦБ на 08.12
74,13
83,71

Тоска по СССР и госрегулированию цен: почему россияне слабо доверяют бизнесу

Тоска по СССР и госрегулированию цен: почему россияне слабо доверяют бизнесу
Иллюстрация: Pixabay.com

«Чем меньше респонденты удовлетворены своим материальным положением, тем выше ностальгия по советскому прошлому». 40% граждан не готовы поручить бизнесу даже организацию вывоза мусора — исследование.

В России растет число граждан, которые предпочитают государственное регулирование экономики: если в 2012 г. таких было 49%, то в начале 2016 г. — уже 52%, говорится в исследовании «Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия», которое провели сотрудники Высшей школы экономики Полина Козырева и Александр Смирнов. Доля сторонников рыночной модели сократилась на 10%, с 36% до 26%. Ученые связывают перемены с экономическим кризисом. 
 
«Чем меньше респонденты удовлетворены своим материальным положением и жизнью в целом, чем ниже их положение на шкале материального благосостояния, тем выше ностальгия по советскому прошлому и тем меньше они доверяют бизнесу», — отмечают исследователи.
 
Следствие недоверия к бизнесу — высокая социальная напряженность, неприязненные, отчасти враждебные отношения между бедными и богатыми. Почти 40% граждан не верят в возможность взаимопонимания между ними. Виновными большинство россиян в этом считают именно предпринимателей: они считают, что их богатство нажито несправедливо, и потому вызывает у них раздражение. По статистике сотрудники частных компаний больше склонны недоверять своему руководству, чем работники госорганизаций: 12,1% против 8,7%.
 
Так, 80% населения, по данным RLMS-HSE, считают, что только государство, а не рынок, должно 
устанавливать цены на продукты питания, 66,1% — оказывать медицинские услуги; «обеспечивать работой, строить дороги, школы, детские сады, поликлиники и выполнять другие функции, затрагивающие интересы граждан» — свыше 50%. 40% жителей не готовы поручить бизнесу 
даже организацию вывоза мусора.
 
Впрочем, за десятилетие с 2006 по 2015 гг. отношение к бизнесу у россиян изменилось к лучшему. Доля тех, кто доверяет малым и среднем компаниям, выросла с 18,3% до 23,9%. Причины этого лежат в том, что сам бизнес стал ответственнее и законопослушнее, но другой важный момент — рост уровня генерализованного доверия в обществе, то есть доверия к посторонним людям.
 
Но пока нехватка доверия приводит к снижению предпринимателькой активности и подпитывает конфликты между богатыми и бедными. По этой причине в России часто не пытаются стать бизнесменами: открыть свое дело пробовал только каждый десятый, а получилось менее чем у половины из них.
Самое читаемое
  • Это стрельба из пушки по воробьям: почему активные продажи больше не работаютЭто стрельба из пушки по воробьям: почему активные продажи больше не работают
  • «Нас ждет шестое массовое вымирание». Уже к 2050 г. жить на Земле станет куда сложнее«Нас ждет шестое массовое вымирание». Уже к 2050 г. жить на Земле станет куда сложнее
  • Дерипаска поддержал идею «городов Шойгу». Иначе Россия упустит азиатские рынки сбытаДерипаска поддержал идею «городов Шойгу». Иначе Россия упустит азиатские рынки сбыта
  • Люди недовольны QR-кодами, доверие к власти падает. Но рейтингу Путина ничего не угрожаетЛюди недовольны QR-кодами, доверие к власти падает. Но рейтингу Путина ничего не угрожает
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.