Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ

«Вроде и хорошо все, даже бизнес растет и проекты идут. Но ощущение будущего совершенно убитое». Настроение предпринимателей — «улыбаемся и пашем»: не паникуют, но уверенности в завтра им не хватает.

Самочувствие среднего бизнеса в Свердловской области ухудшилось по сравнению с прошлым годом, а административным климатом в регионе он недоволен еще сильнее, чем раньше. При этом большинство предпринимателей заявляют, что готовы инвестировать в свой бизнес, но на практике часто оказывается иначе. Таковы основные результаты пятого исследования среднего бизнеса, которое провели «Деловой квартал» и Райффайзенбанк. С 2014 г., когда ситуация выглядела намного легче, предпринимательские настроения сильно изменились из-за шокового кризиса начала 2015 г. и последующего слабого восстановления, почти стагнации. 

Сейчас складывается несколько иная обстановка: доля предпринимателей-«оптимистов» немногим выше доли «пессимистов», однако последних стало в разы больше по сравнению с прошлым годом. По итогам января-апреля 2017 г. лишь 9% респондентов сказали, что ситуация стала незначительно хуже, а категорически негативных оценок не было вовсе. Сейчас же о некотором спаде заявили почти треть опрошенных бизнесменов, а примерно каждый десятый считает, что дела у него пошли гораздо хуже. В то же время сейчас заметно больше предпринимателей ожидают скорее положительных изменений, чем отсутствия каких-либо сдвигов. 

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 1

 
Бизнес все взвешенней в оценках
У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 2

По сравнению с первым исследованием доля предпринимателей с опытом до 3 лет и до 10 лет существенно уменьшилась — 50% опрошенных приходится на собственников, которые занимаются своим делом более 20 лет. Любопытно, что в 2014-2015 гг., согласно опросам, более 50% приходилось на бизнесменов с опытом от 3 до 10 лет — сейчас же их доля сократилась более чем в пять раз. То есть сейчас основу региональной экономики составляют предприниматели-старожилы. 

Интересно проследить, как менялись ответы владельцев среднего бизнеса со времени первого опроса. В 2014 г. лишь 7,8% респондентов признавали, что результаты работы их компании несколько ухудшились, и 14,7% опрошенных опасались, что это настигнет их в 2015 г. Однако в реальности об ухудшении ситуации с апреля 2014 по апрель 2015 гг. заявили сразу 47% опрошенных. В период с апреля 2016 по апрель 2017 гг. их доля выросла уже до 52%.

Некоторый позитив наметился лишь в прошлом году: респонденты избежали категоричных оценок, но 55% опрошенных указали на улучшение ситуации, а на некоторое ухудшение — всего 9%. 36% респондентов посчитали, что ничего не изменилось. 

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 3

Сейчас же доля тех, кто положительно оценивает развитие своего бизнеса, несколько превысила число тех, кто заметил больше отрицательных перемен: 46,3% против 40,7%. И спада показателей бизнеса до конца 2018 г. ждет почти каждый пятый (18%), тогда как больше половины (58%) надеются на рост — и доля «уверенных» оптимистов лишь немногим ниже доли «неуверенных». 

В Райффайзенбанке ожидали, что предприятия, работающие в «проблемных» отраслях, будут настроены более пессимистично: без грандиозных планов, без позитивного взгляда на состояние своего бизнеса. Однако это предположение не подтвердилось.

 

В любой отрасли есть эффективные компании с профессиональным управлением, готовые динамично развиваться в ближайшие годы. А вот тональность ответов точно зависит от срока существования компании на рынке: бизнесмены с опытом работы 15–20 лет более спокойны в оценках, менее критичны, полагаются лишь на себя, и для этого есть основания. Представители «молодых» компаний охотнее дают обратную связь, но при этом их суждения часто имеют крайне негативную или крайне позитивную окраску, — комментирует результаты исследования Виталий Милованов, директор регионального центра «Уральский» Райффайзенбанка. 

 

Спрос есть, уверенности нет

Средний бизнес хочет предсказуемости от своих партнеров и от рынка, констатируют в Райффайзенбанке. Как отмечают аналитики банка, не очень позитивный взгляд предпринимателей на будущее исходит в том числе из статистики потребительского спроса и статистики промышленности — многие участники опроса относятся к производственной сфере и ритейлу. 

В перспективе ближайших месяцев мы не видим ни одного значимого позитивного фактора, который мог бы поддержать потребительскую уверенность и/или доходы населения, — пишут аналитики Райффайзенбанка.

Рост оборота розничной торговли мог бы достигнуть 3,5% год к году при сохранении текущей динамики. Но эксперты банка ожидают, что она несколько ухудшится к концу года из-за планового повышения НДС, и рост замедлится до уровня 3–3,2%. В то же время динамика реальных доходов населения выходит на нулевую отметку по итогам этого года — 0–0,1%. 

В перспективе промышленность выглядит достаточно слабой на фоне невысоких темпов роста внутреннего спроса: опережающие индикаторы указывают на снижение предпринимательской уверенности. В Райффайзенбанке также не ожидают заметного ускорения выпуска продукции, связанного с ослаблением рубля. В целом масштаб девальвации пока не столь высок, тогда как заметное отложенное ускорение промышленности может наблюдаться при ослаблении курса нацвалюты от 20–30%. Кроме того, на экспортеров может негативно влиять внешняя конъюнктура — например, снижение спроса на металлы со стороны Китая.

«Вроде и хорошо все, даже бизнес растет и проекты идут. Но ощущение будущего совершенно убитое», — анонимно рассказал DK.RU один из предпринимателей. У бизнеса нет веры в будущее, считает он. 

Ситуация на самом деле странная. Последнее время наблюдаю достаточно резкое снижение конкуренции в «сложных» секторах. То есть вижу сразу несколько направлений, в которых можно развиваться без существенных вложений в рекламу, основные средства и тому подобное. Такое впечатление, что малому и среднему бизнесу стало неинтересно развитие, долгосрочные инвестиции, вложения в людей и длинные процессы. Если есть деньги, то они скорее выводятся из бизнеса. При этом нельзя сказать, что нет спроса. Напротив, он есть. Понимаю, что одно рядом с другим смотрится как парадокс и противоречие, но ощущение именно такое. Что-то типа движения по инерции, когда массивные части еще вовсю крутятся, и скорее всего, будут крутиться долго, а вот те, что поменьше, встают и даже вываливаются из общего механизма. Пропал азарт, вера в будущее, желание перемен к лучшему. Найти «горящего» своим делом коммерсанта все сложнее...  хотя крупные компании, скорее всего, подобных процессов еще не замечают, — рассказал собственник среднего бизнеса. 

При этом, согласно опросу, предприниматели не готовы сообщать о своих планах по снижению объемов производства, продаже или даже закрытию компании: на словах все собираются увеличивать или хотя бы поддерживать свой бизнес на плаву. 

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 4

 

 

 

 

 

 

 

Бизнес видит мало толку от госпомощи

Большинство предпринимателей средней руки не считает нужным вступать в бизнес-объединения и отраслевые союзы, а также обращаться за помощью в государственные фонды поддержки. Те, кто все-таки прибегал к их помощи, в большинстве случаев не считают обращение к ним полезным — 67,5% против 32,5% тех, кому там все-таки помогли. 

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 5

Часто клиенты среднего бизнеса недовольны, что их проекты не финансируют ни фонды, ни банки, — говорит Виталий Милованов. — Те, кто сейчас быстро растет, часто выбирают агрессивную инвестиционную стратегию, несоизмеримую с возможностями, в том числе и возможностями финансирования своих проектов. Начиная проект, нужно всегда иметь стабильное финансовое плечо. Типичная ошибка многих менеджеров и собственников — надежда на то, что в случае чего удастся «перехватиться».

Последние годы предпочтения бизнеса практически не меняются. Предпринимателям нужна косвенная и прямая финансовая поддержка: налоговые каникулы для новых производств, а также прямые субсидии и компенсация затрат на производственные инвестиции и кредитные ставки. Частые запросы: налаживание связей между малыми, средними и крупными компаниями и снижение максимального количества налоговых проверок на одну организацию в год.

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 6

Как показывает опрос, у бизнеса практически нет проблем с краткосрочным финансированием, а вот привлечь кредиты на срок от пяти лет очень сложно. Кроме того, у бизнеса жесткий дефицит грамотных руководителей, что не распространяется на линейный персонал и рабочих — их найти вовсе не сложно.

Еще больше трудностей уральский средний бизнес испытывает трудности с получением контрактов крупных компаний, госзаказом и выходом на зарубежные рынки.

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 7

Примечание: в данном случае показатели могут оказаться не вполне корректными из-за отсутствия ответов со стороны части респондентов. 

Судя по ответам, предприниматели не ждут от власти ничего особенного. Действия, которые правительство Свердловской области могло бы предпринять для повышения эффективности взаимодействия среднего бизнеса и власти, собственники компаний почти не оценивают как приоритетные. Предприниматели чаще давали высокую оценку необходимости действий только в двух случаях: допуск представителей бизнеса в коллегиальные органы власти (коллегии министерств, координационные комиссии и т.п.) участие бизнеса в разработке стратегических документов области. 

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 8

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 9

 

Вкладывать — только в производство

По сравнению с прошлым годом ситуация сменилась на противоположную: в 2017 г. о готовности вкладывать в бизнес заявляли лишь 34% респондентов, сейчас же их доля выросла более чем вдвое. Большинство предпринимателей по-прежнему планирует вкладывать деньги только в модернизацию и расширение производства. Однако в этом году бизнес показал неожиданно высокую готовность инвестировать в рекламу и продвижение товаров и услуг — 16,6%. Тратить деньги на покупку других бизнесов предприниматели пока не готовы — или не хотят афишировать эти планы.

У бизнеса нет веры: уральские предприниматели привыкли к «болоту» стагнации. ИССЛЕДОВАНИЕ 10

У такого поведения есть разумные причины, полагают в Райффайзенбанке. Сейчас у управленцев оптимальная квалификация, адаптивность к внешним и внутренним изменениям повысилась, предполагает Виталий Милованов. А неготовность клиентов развивать непрофильные проекты на заемные деньги — позитивный момент с точки зрения банка.

Банк, предоставляя финансирование, рассматривает один бизнес, оценивая риски определенной отрасли, определенного продукта. Если же клиент решает использовать кредитную линию на непрофильный проект, который в итоге не приносит дохода, на который рассчитывал клиент, могут возникнуть трудности в обслуживании долга, — считает топ-менеджер Райффайзенбанка.

Кроме того, согласно официальной статистике, инвестиционный рост сейчас близок к остановке.  

 

Методика исследования

Мониторинг среднего бизнеса — совместный проект DK.RU и Райффайзенбанка, проводится с 2014 г. при поддержке правительства Свердловской области. Задачи исследования — отразить консолидированное мнение субъектов среднего бизнеса Екатеринбурга и Свердловской области о текущем уровне взаимоотношений с властными структурами и крупными предприятиями; обозначить наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается средний бизнес в этих отношениях; отразить уровень самочувствия среднего бизнеса с точки зрения ожиданий предпринимателей и их видения перспектив.

Сроки и выборка исследования

Мониторинг проходил с 5 сентября по 5 октября 2018 г., участие в исследовании приняли 54 руководителя и собственника компаний, представляющих различные отрасли бизнеса, действующих в Свердловской области, с годовой консолидированной выручкой от 480 млн руб. до 5 млрд руб.

Как проходил мониторинг

Параметры для анкетирования представителей среднего бизнеса разработаны «Деловым кварталом» совместно с Министерством экономики Свердловской области в 2014 г. В 2014-2018 гг. специалисты Уральского филиала Райффайзенбанка провели добровольное анкетирование своих клиентов — руководителей и собственников средних предприятий — по заданной выборке.

Конечной целью мониторинга является разработка в 2018–2019 гг. нормативных правовых актов (проекты региональных законов, постановлений правительства Свердловской области, иные документы), затрагивающих интересы среднего бизнеса в регионе. Отчет будет направлен в правительство области, аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также отраслевым союзам.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.