Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

У Екатеринбурга нет четкой модели развития

Говоря о проведении Всемирной выставки ЭКСПО-2020 в Екатеринбурге многие представители власти и бизнеса заявляют о необходимости привлекать инвестиции и создавать новую инфраструктуру.

Но, как мне кажется, прежде чем планировать ЭКСПО, мы должны сформулировать новую модель развития самого города. Сегодня на повестке дня у мегаполисов мира, в том числе российских, стоит переход от промышленного развития к глобальной экономике. Для такого перехода нужна четко сформулированная модель, которая предусматривает все аспекты жизни — транспорт, работу, образование, культуру и т. д. У Екатеринбурга такой модели пока нет и нет даже проекта. Вероятно, в этом смысле подготовка к выставке ЭКСПО может стать одним из объединяющих общие усилия проектов.

Но хочу сразу предостеречь: ЭКСПО — это только инструмент. Если Россия выиграет заявку, то лишь в течение шести месяцев Екатеринбург будет жить совершенно по другим правилам — не так, как раньше. Полноценной моделью развития города ЭКСПО не станет, ведь основной вопрос — в том, что будет после выставки. Другие страны сталкивались с этим и смогли использовать наследие ЭКСПО во благо.

Говоря о новой модели для Екатеринбурга, я хотел бы остановиться на семи моментах, которые характеризуют город. Во-первых, он разрастается. И это неслучайно, ведь увеличивается и население. Сегодня на планете 7 млрд жителей, через несколько лет будет уже 10 млрд. По темпам роста Россия обгоняет США в два раза, при этом население европейских стран почти не увеличивается. Екатеринбург должен быть готов к демографическому скачку. Необходимо строить новое жилье. При этом центр Екатеринбурга должен остаться неизменным: здесь его история и культура. Это подводит нас ко второму пункту — лицу города. Оно у Екатеринбурга есть, в отличие, например, от одного из конкурентов на проведение ЭКСПО — Дубая, где, кроме аэропорта, и посмотреть особо нечего.

Момент номер три — это плотность населения. Тенденция XXI века такова, что чем меньше плотность, тем лучше. Население Екатеринбурга примерно сопоставимо с населением Барселоны или Манхэттена. При этом площадь Манхэттена составляет около 60 кв. км, а Екатеринбурга — более 100 кв. км. С этой точки зрения Екатеринбург более прогрессивен.

Четвертое — это необходимость создания новых общественных мест: площади, сады, бульвары — все это необходимо городу. Территория общественного использования должна не просто поддерживать трафик, а быть разно¬образной и интересной.

Пятое — Екатеринбург не может похвастаться мобильностью. Нужно грамотно распределять транспортные потоки и продумывать новые маршруты общественного транспорта. Трамвай, например, — это технология XIX века, но никак не XXI-го. Поэтому связывать будущее с этим видом транспорта, на мой взгляд, неправильно. Затраты на трамвайные линии и другое оборудование неоправданны. Я думаю, что очень скоро технологии совершат очередной скачок — и мы получим новый мобильный вид транспорта. Из этого вытекает и шестой тезис: в течение ХХ века мы думали только об индустриальном развитии экономики, но современная глобальная экономика отдает приоритет новым технологиям. В новом мире главное — это технологические достижения, деньги — второстепенны. И седьмое: Екатеринбург несет печать советского наследия, он до сих пор воспринимается многими как промышленный центр. При этом он мог бы стать и центром туризма, и логистическим центром, и студенческим городом. Нельзя сказать, что Екатеринбург не развивается в этих направлениях, но комплексных программ нет. Это проблема и других российских городов — они неэффективны.

Все эти тезисы нашли свое отражение в программе архитектурного и стратегического развития Екатеринбурга, которую я и моя команда готовим для правительства Свердловской области. Но это лишь видение со стороны, конечное решение — за представителями власти. На него может повлиять как бизнес-сообщество, так и обычные горожане.

Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города. Зачем бизнесу ЭКСПО-2020» 17 мая 2012 г.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.