Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«У любого сегодня есть армия бесплатных сотрудников. Используйте это в бизнесе»

«Нет бизнеса, который бы меньше других нуждался во внедрении искусственного интеллекта, — он нужен всем. Даже ремесленник будет успешнее с роботом». Аркадий Сандлер — о цифровизации бизнеса.

В 2018 году Россия взяла путь на цифровое будущее: Владимир Путин увидел в «цифре» возможность повышения производительности и оздоровления экономики.

Передовые компании возможности цифровизации и искусственного интеллекта разглядели чуть раньше. Еще в сентябре 2017 г. компания МТС объявила о запуске нового направления в структуре бизнеса, которое будет отвечать за продукты на базе AI-технологий (Artificial Intelligence, искусственный интеллект). За два года работы это направление серьезно переформатировало компанию.

Воспринимать сегодня МТС только как телекоммуникационную компанию неверно. У нас много разнообразных бизнес-вертикалей. Digital — одна из них. Мы уже начали поставлять цифровые решения, зарекомендовавшие себя в рамках нашей компании, на открытый рынок. И в ближайшее время их будет больше, — поделился планами компании руководитель центра Искусственного интеллекта МТС Аркадий Сандлер.

Он рассказал DK.RU, какие бизнес-процессы необходимо автоматизировать в первую очередь, чем могут помочь предпринимателям записи миллионов разговоров, где следует искать перспективные кадры. А заодно ответил на вопрос: когда терминаторы начнут уничтожать людей.

Досье

 
 
Аркадий Сандлер. Фото: МТСАркадий Сандлер, руководитель центра Искусственного интеллекта МТС 
В 2000 г. окончил Московский государственный университет путей сообщения, получил степень магистра по специальности «Программное обеспечение».
1998–2000 гг. — основатель Simpo, затем IT-директор в агентстве «Контакт»; входит в состав группы консультантов фирмы Gerson Lehrman Group.
2004–2008 гг. — создал компанию KeyStaff Solutions и стал директором по развитию HeadHunter Group.
2008–2010 гг. — портфельный менеджер, затем старший советник DST Advisors (управляющей активами Digital Sky Technology).
2010–2013 гг. — руководитель компании Essential Commerce.
2013–2017 гг. — руководитель компании «Лаборатория Наносемантика» (создание чат-ботов).
С 2017 г. — руководитель направления «Искусственный интеллект» в ПАО «МТС».
 

Футурологи в голос говорят, что лет через 10-15, а то и раньше, такие профессии, как, к примеру, продавец-кассир, отомрут — их заменят роботизированные кассы. Официантов, уборщиков ждет та же участь. Уже сегодня часть функций по обслуживанию клиентов отдали ботам. Каких сотрудников надо готовить сейчас, а от каких наоборот — отказаться?

— Говорить о том, что профессии отомрут, не совсем верно. Скорее, они видоизменятся. Каждый человек, который сегодня занимается какой-то востребованной деятельностью, с большой долей вероятности будет в дальнейшем заниматься тем же, но на другом уровне. У него появится куча помощников — цифровых, программно-аппаратных. Но чтобы эти помощники работали как надо, их надо обучить — возможно, обучение роботов-продавцов и станет основной функцией сегодняшних продавцов-людей.

Вообще самый главный навык, которым стоит сейчас обучаться самим и уж точно нужно обучать детей, — это верхнеуровневое программирование. Именно умение программировать и обучать роботов и искусственный интеллект станет главным в ближайшие годы.

Не стоит думать, что делать это могут только люди с математическим или техническим складом ума. Любой человек может обучить робота, хотя бы потому, что люди умеют обучать своих детей. Люди — те же биороботы, только более сложные, чем существующие сегодня машины.

Урфин Джюс делает армию деревянных солдатов. Иллюстрации Л. Владимирского к повести А. Волкова

Пример обучения роботов можно найти в книге... Александра Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Урфин вырезал пару дуболомов и понял, что сидеть над каждым — долго. Он обучил первых двух солдат основам столярного мастерства — те начали выполнять простейшие операции

Для бизнеса внедрение искусственного интеллекта — это дело, которое пока можно отложить, или уже насущная необходимость?

— Какого ответа на этот вопрос вы ждете от человека, руководящего центром искусственного интеллекта? Конечно, я отвечу, что сегодня бизнесу без AI-технологий не обойтись. Все просто: автоматизация рутинных процессов дает возможность высвободить силы и время на более продуктивные действия.

Искусственный интеллект сегодня помогает обслуживать клиентов, управлять контрактами и общением с поставщиками. Например, МТС два года назад начала внедрять бота клиентской поддержки. Сегодня 80% запросов абонентов в чатах обрабатывают роботы. Если запрос типичный, бот выдает ответ в течение пары секунд. И разговор может закончиться уже после одного ответа: потому что пользователь получил всю необходимую информацию. Если вопрос не исчерпан, если клиент не удовлетворен ответом, предлагаются тематики. Клиент может в итоге поговорить и с живым оператором, не роботом, но искусственный интеллект будет присутствовать при этом разговоре — оценивать, как прошла беседа, и обучаться.

Какой процесс в таком случае следует автоматизировать первым? Общение с клиентом?

— Как сегодня должен мыслить руководитель компании? Ему надо представить, что у него есть армия бесплатных сотрудников, которые умеют работать одной когнитивной функцией. Армия — это значит бесконечно. И бесплатно — это важно. Работники совершенно одинаковые. Например, они могут читать документы и идеально раскладывать их по папочкам. Или они могут услышать, что говорят, и нажать кнопку для формирования ответа.

Когда бизнесмен понял, куда надо направить эту армию, — это первый шаг автоматизации бизнеса. То есть именно этот процесс ему следует автоматизировать в первую очередь. Когда с этим закончит, нужно снова подумать, куда еще следует направить армию и автоматизировать этот процесс.

Можно ли выделить отрасли, в которых автоматизация сегодня наиболее необходима?

— Сегодня нет бизнеса, который бы в меньшей степени нуждался во внедрении искусственного интеллекта, чем другие. AI-технологии нужны абсолютно всем в равной степени. Даже в ремесле есть место ИИ. Возьмем такой пример: человек режет фигурки из дерева и потом продает их. Такой вполне себе ремесленный бизнес. Но в какой-то момент он берет робота и его производительность увеличивается. Пока роботы режут одну модель, он придумывает новую. В итоге меньше вкладывая ручного труда, предприниматель зарабатывает больше.

МТС предлагает бизнесу в том числе решения для автоматизации. Насколько это интересно предпринимателям?

— В существующих экономических условиях вложения в автоматизацию я бы оценил как «средне-охотно». То есть предприниматели понимают необходимость, и если есть финансовые возможности, они инвестируют в проекты с искусственным интеллектом. Но такие возможности возникают не всегда. Чаще деньги уходят на текущие надобности, не связанные с AI-технологиями. Это стандартная дихотомия. Но мой совет — сэкономить на чем-то и вложить средства в ИИ.

МТС предоставляет облачные услуги для бизнеса

В 2019 г. МТС сделали рекордные инвестиции в развитие сети в Свердловской области и сегодня телеком-оператор запускает продукты, которые решают и бизнес-задачи клиентов, и бытовые потребности. МТС предлагает сервисы в сфере телемедицины (SmartMed), онлайн-образования (SmartUniversity), а также решения на основе big data и геоаналитики для продвижения малого бизнеса и систем умного города. В частности, Екатеринбург стал вторым после Москвы городом России, где данные BigData МТС оказались востребованы в изучении реальных транспортных предпочтений горожан — их будут учитывать при разработке транспортно-экономической модели города на перспективы до 2035 г.

Осенью 2019 г. МТС вместе со Сколково запустили научно-исследовательский центр для развития решений на базе речевых технологий. Когда идея создания центра только перезентовалась рынку, говорили, что его разработки будут полезны бизнесу. Как это будет действовать?

— Технологии, связанные с естественной речью, — одно из ключевых направлений, в которое сегодня вкладывается МТС. Это вполне логично. С одной стороны, голосовое управление сегодня используется и в смартфонах, и в автомобилях, и в разных приложениях. С другой, МТС — компания, у которой накоплены миллионы минут обезличенных голосовых данных. Их можно использовать, во-первых, для того, чтобы совершенствовать распознавание естественной речи: чтобы человек мог общаться с ИИ не только сидя в тихом уголке и четко выговаривая каждое слово, но и в условиях, когда говорят сразу несколько спикеров, когда артикуляция нечеткая.

Во-вторых, — и это главная задача нашего центра — мы создаем речевые data-сеты по разной тематике, которые могут использовать разработчики, чтобы тестировать свои идеи.

Например?

— Представьте, что у вас есть небольшая компания, возможно, даже из одного человека — собственно вас. Компания торгует пирожками. Вы замесили тесто, слепили партию пирожков, поставили в духовку — и тут звонит клиент, начинает расспрашивать о начинках, условиях доставки, оплате и прочем. Пока вы беседовали, пирожки перестояли в духовке — сгорели. Сама собой приходит в голову мысль о том, чтобы завести робота, который будет отвечать на все эти вопросы.

Чтобы обучить робота нужной лексике, пригодится наша платформа. Мы просто вычленяем из большого количества разговоров те, что о пирожках, и формируем их в один сет. Вы берете этот сет и обучаете робота.

Кадр из фильма Терминатор-2.

Искусственный интеллект, который осознал себя как разумное существо и начал войну с человечеством, — тема многих фантастических книг и фильмов. В том числе — серии кинокартин о Терминаторе. Во втором фильме франшизы главной задачей стало —предовратить создание ИИ

А если он все-таки взбунтуется — искусственный интеллект. Возможно ли это?

— В обозримом будущем — нет. Но технологии развиваются очень быстро. Сказать, что будет через 10 лет, невозможно, вернее, это слишком неточный прогноз. Конечно, когда-нибудь мы придем к точке сингулярности, когда разрабатываемый ИИ сам себя осознает. Что будет за этой точкой — неизвестно. Однако пока нет ни одной технологии, которая бы нас к этой точке привела. 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.