Ученые из Беркли оставили кота Шредингера живым

Группа ученых из университета Беркли разрешили парадокс квантовой физики. Им удалось провести замеры квантовой системы, не нарушив ее равновесия. В результате мысленный кот Шредингера остался жив.

В квантовой физике объекты могут находиться в двух состояниях одновременно или в суперпозиции. Если представить, что в ящик с распадающимся атомом, был помещен кот, то получается, что не узнав состояния атома, проведя измерения, нельзя достоверно сказать, является ли кот живым или мертвым – в теории, он должен находиться в двух состояниях одновременно, пишет Slon.ru. ссылкой на журнал New Scientist.

Идея ученых из университета Беркли заключалась в том, чтобы провести наблюдение за системой, не нарушая состояния суперпозиции. Результатом должна была быть информация с долей недостоверности, которая, однако, может помочь в определении свойства объекта. Для своего эксперимента ученые собрали электрическую цепь со сверхпроводником, такую же, которую используют при проектировании квантовых компьютеров, и ввели ее в состояние суперпозиции, зациклив ее между состояниями нуля и единицы. Затем ученые измерили частоту осцилляции, не измеряя состояния нуля или единицы напрямую. Вмешательство ученых, которое, как правило, может нарушить состояние квантовой системы, длилось всего несколько сотых долей секунды, и ее состояние не было нарушено.

New Scientist отмечает, что практическая польза открытия состоит в его использовании для проектирования квантовых компьютеров будущего. Ранее исследовать суперпозиции без их разрушения не удавалось, и это препятствие было камнем преткновения для создания квантовых компьютеров.